Задолго до родов меня начала волновать проблема детской ревности, ведь каждой маме хочется, чтобы дети были лучшими друзьями! А как говорят многие мамы погодков, большинства проблем можно избежать, если заранее начать готовить малыша к появлению братика (сестрёнки).
Рискну поделиться своим опытом. Возможно, мои советы кому-то пригодятся.
Было решено, что Тимошина кроватка переедет из нашей комнаты в бабушкину, что и было сделано за полтора месяца до родов.
У нас с Тимошкой давно сложилась традиция, что я пою ему колыбельные, пока он управляется со своей "Агушей". Всё осталось по-прежнему: я приходила в бабушкину комнату и пела песенки. А папа собрал все имеющиеся в квартире светильники и поставил на бабушкин шкаф. В результате, после колыбельных я желала Тимоше спокойной ночи и выходила, а ему оставался светить или оранжевый паровозик, или зелёный мишка, или светильник с плавающими блёстками.
В поликлинике, когда Тимошка показывал мне на грудничков, я напоминала, что у нас тоже скоро будет маленький мальчик. Иногда прикладывала Тимошину ладошку к животу, когда малыш брыкался. "Бам-бам" - комментировал Тимоша.
Гулять с Тимофеем стало тяжело, учитывая, что приходилось постоянно оттаскивать его от машин и чужих санок или залезать за ним по лестнице на горку (разве что в трубу на детском комплексе я не пролезала). Поэтому на прогулку с Тимошей мы с бабушкой сначала стали ходить по очереди, а последние две-три недели по будним дням гуляла исключительно бабушка. (В выходные - мы с папой.) Взамен я старалась больше с Тимошкой играть и смотреть-обсуждать книжки с картинками.
Ближе к родам на последнем УЗИ выяснилось, что могут быть осложнения, и надо бы лечь в роддом заранее. Мне было очень грустно уезжать от Тимохи. Хотя он ещё маленький (год и семь), но, казалось, вдруг подумает, что мама бросила и уехала к другому малышу? А вдруг отвыкнет от меня? И решила срочно принять меры.
На диктофон я записала колыбельные песни и попросила папу иногда включать их Тимоше на ночь. Также были записаныва видеоролика "про маму" примерно следующего содержания. В первом я достаю из-за спины припасённые игрушки (деревянную рамку с фигурками и машинку) и говорю: "Тимоша! Я ненадолго уехала и очень по тебе скучаю. А чтобы тебе не было скучно, хочу подарить тебе вот эти игрушки. Папа тебе их передаст. На! (Даю их в камеру)". Для второго ролика я нарисовала на животе весёлую мордашку, а содержание получилось примерно такое: "Тимоша, привет! Посмотри, что это у меня? (Показываю на живот, делаю паузу.) Правильно, животик. А кто там? (Делаю паузу.) Правильно, маленький мальчик. Я уехала к доктору. Скоро рожу тебе братика, и мы приедем домой. Не скучай, я очень тебя люблю и буду тебе звонить".
Звонила я из роддома каждый день, правда Тимошка по телефону меня, кажется, не узнавал, смущался и совал трубку папе. Зато "кинё" про маму пользовалось бешеной популярностью. А папа часто обсуждал с Тимошей мой приезд и включал колыбельные, если не забывал. Тем более бабушке замечательно удавалось Тимошу укладывать.
Роды прошли без осложнений, и 23 декабря на свет появился Илюша. В день выписки Тимоше сказали, что приедет мама с малышом, и он очень нас ждал. Однако вышла небольшая путаница. С утра, до нашего приезда, к нам домой приехали друзья с годовалой дочкой (привезли пеленальный столик). Как рассказывает моя мама, приехавшая в гости - видимо, Тимоша решил, что это и есть тот самый обещанный малыш: так он трепетно ходил вокруг Варечки и заглядывал в ей в глаза.
Вечером папа привёз домой нас с Илюшей. Тимошка сначала бросился ко мне обниматься, но когда увидел малыша на руках у папы - сразу побежал к нему, восторженно крича "Мами!" (малыш).
Надо сказать, что мы с папой заранее придумали небольшую хитрость, чтобы на первое время отвлечь Тимошку от малыша. Вручили Илюшку бабушкам и повели Тимоху в другую комнату: "Тимош, смотри, что мы тебе приготовили!" и достали припрятанный детский домик-палатку. Однако должного впечатления домик не произвёл, и Тимошка убежал смотреть на братика.
Сейчас Илюшке месяц, и Тимоша всё время очень нежно к нему относится. Я думаю, благодаря тем нескольким правилам, которые мы соблюдаем (прошу прощенья у тех, для кого это - прописные истины).
- Не запрещаем Тимошке трогать малыша (у мамы на руках). Конечно, я строго смотрю, чтобы он не приложил силу - не облокотился или не дёрнул бы за руку-за ногу. Когда я вижу, что Тимошка разыгрался и пытается малыша шлёпнуть или ущипнуть, то просто ловлю его за руку и говорю: "Дай-ка ладошку поцелую!", и тут же пытаюсь его чем-нибудь отвлечь. В крайнем случае, ухожу. Подход моей мамы я считаю неправильным: она, при появлении Тимоши, Илюху чуть ли не под потолок поднимает и тревожно вскрикивает "Нельзя!". А Тимоше в его возрасте всё интересно. Он постоянно показывает, где у Илюши "гаки" (глазки), "нё" (нос), "от" (рот). (Однажды было очень смешно, когда Илюша сосал грудь, а Тимоша показал мне сначала одно ухо, потом повернул Илюхе голову, оторвав от еды, показал "талое" - второе). А постоянные запреты наверняка вызовут у Тимофея обратную реакцию.
- Не закрываем дверь в комнату малыша, не запрещаем брать Илюшкины вещи. Ведь не хочется, чтобы что-то вызывало у Тимошки зависть. "Хочет посмотреть Илюшину одёжку - пожалуйста. Видишь, какая она маленькая? Раньше была твоя, а теперь ты большой, она на тебя не налезет. Хочешь в Илюшину кроватку? Ладно, залезай, но сними сандалии. Можешь трогать мобиль, но прыгать тут нельзя - вывалишься". Самое смешное, что теперь у Тимофея проснулся интерес к коляске, от которой он летом категорически отказался. Но наш папа тут же нашёл выход из положения - между рамой и шкурой нашего трансформера он положил толстую фанерку. В результате, когда Тимоша ходить не хочет - едет вместе с Илюшей на коляске, только сидя сверху, держась за ручку. Правда, гуляем мы пока вместе с бабушкой - одна я боюсь не справиться.
- Хвалим Тимошу в присутствии малыша. "Илюша, ну что же ты плачешь? Смотри, Тимоша ведь не плачет!" или "Илюш, ну что же ты опять в памперс покакал? Тимоша вот молодец - на горшочек просится!" (Ясное дело - какой грудничку горшок? Но это сказано, скорей, в воспитательных целях для Тимофея, ибо он-то как раз не всегда просится на горшок.)
- Стараюсь заниматься с Тимошкой как прежде, по мере возможности. Илья, маленький хитрец, когда не спит - постоянно у меня на руках (в кроватке плачет), но это не мешает мне рассматривать с Тимофеем картинки или руководить процессом игры: "Давай, покатаем кису на машине!" или "Давай, экскаватор будет камни в самосвал грузить!". Разумеется, очень много с Тимошей занимается бабушка (вообще, без неё мы бы на второго не отважились), а в выходные и папа.
Столько дней с декабря прошло, а никакой ревности я у Тимошки не наблюдаю. Конечно, кто-то посмеётся и скажет, что всё ещё впереди, но мне кажется, что главное правильно настроить ребёнка с самого начала. И сейчас Тимофей каждое утро первым делом прибегает посмотреть на братика и с умилением восклицает: "Иютя!" (Илюша!), а сегодня вот ещё добавил: "Батик" (братик).
Недавно Тимошка подошёл ко мне и попросил: "На уки!" Думала, просится, на руки, а он взял меня за руку и повёл к Илюшке, который плакал в кроватке, чтобы я взяла его. Вообще, я часто умиляюсь, глядя на Тимофея - видимо, он действительно ощущает себя старшим. Иногда показывает на Илюшин памперс и говорит мне: "Менять!" или приносит мне маленькие носочки и говорит: "Одиять!" (в смысле одевать малышу). Вот в такие моменты и ощущаешь, что такое счастье.
Ирина Михайлова, Mihailova2003@yandex.ru.