Современные мамы обладают активной жизненной позицией, хотят реализовать себя и не увязнуть в бытовой рутине. Однако кажется, что строить карьеру и одновременно заботиться о детях – это задачка со звёздочкой. На самом деле, совмещать работу и личную жизнь может и сложно, но точно под силу каждой женщине. В сутках всего 24 часа, за которые родителям необходимо выполнить много важных дел: эффективно поработать, отвести ребёнка в садик или школу, потом встретить и пойти на кружки, купить продукты, приготовить еду, а ещё обязательно найти время на помощь с уроками и игры. Как всё успеть, везде преуспеть, не пропустить ничего важного и при этом сохранить внутреннее спокойствие рассказала Лилия Дерябина, мама двоих детей и директор по управлению персоналом и организационному развитию торговой сети "Пятёрочка", где 80% сотрудников – это женщины.
Используйте сильные стороны роли мамы в работе
Материнство требует от женщины находчивости, большой концентрации внимания и учит жить в режиме многозадачности. То есть, активирует все те качества, которые необходимы хорошему специалисту. Смогли в рекордно короткие сроки сделать ребёнку на утренник реалистичный костюм ёжика из картона и фольги? Наверняка и с нестандартной задачей на работе справитесь.
Существует мнение, что женщина с маленьким ребёнком – обуза для работодателя. Она будет часто ходить на больничный, постоянно отвлекаться на личные дела, не сможет полностью сосредоточиться на работе. Однако хотелось бы развеять этот миф, потому что на практике мы видим совсем иную картину. Наши молодые мамы ничуть не уступают по уровню ответственности сотрудникам без детей. Зачастую они даже более собранные и отлично умеют распределять время на выполнение задач. В "Пятёрочке" работает более 210 тысяч женщин. У 65% из них есть дети до 14 лет, а у 14% – ребёнок до трёх лет. В компании есть примеры многодетных мам – с 5, 6, 7 и даже 9 детьми! Многие из них быстро продвигаются по карьерной лестнице, делают масштабные проекты и становятся руководителями. Причём не только в офисах, но также в розничных магазинах и логистике.
Составьте распорядок дня и соблюдайте его
Наш мозг любит систематизировать информацию и действия. Это снимает с него лишний стресс и хорошо дисциплинирует. Поэтому постарайтесь планировать свой день заранее – как рабочий процесс, так и семейное время. Лучше всего составить расписание сразу на неделю или на месяц вперёд, где можно прописать полный график детских занятий вместе с кружками, рабочие встречи, список семейных мероприятий, когда необходимо оплатить коммунальные счета и учебное учреждение ребёнка. Глядя на этот план, вы будете знать, что ничего не забудете и не пропустите.
В составленном расписании обязательно должно быть окошко и под ваши личные дела – хобби, чтение книги, занятие спортом, прогулку, встречу с друзьями или даже чаепитие с конфетами в одиночестве. То есть время, которое вы посвящаете только себе и своим интересам. Это позволит вам регулярно отвлекаться от бытовых и рабочих вопросов и держать мысли в порядке.
Выберите удобный график работы
Многим женщинам с детьми важно работать рядом с домом и иметь возможность управлять своим графиком. Особенно это актуально для родителей младших школьников. Ведь если нет группы продлённого дня или родственников, которые готовы забирать ребёнка после занятий и проводить с ним время до вечера, то обязанность позаботится об этом ложится на плечи мамы. Здесь на помощь могут прийти короткие смены или гибкий график. Например, сотрудницы магазинов могут воспользоваться такими условиями, чтобы они могли иметь дополнительный заработок и профессионально самореализовываться. По договорённости с директором можно выходить на несколько часов в день или только на несколько дней в неделю. В этом случае короткая смена не является препятствием для карьерного роста и позволяет женщине успешно совмещать работу и материнство.
Конечно, мамам, которые выбрали офисные профессии, найти работу с неполным днём сложнее. Большинство компаний предпочитают нанимать сотрудников на стандартную 40-часовую рабочую неделю. Но и здесь можно найти компромисс в виде удалёнки или гибрида. Это удобно, потому что не нужно тратить время на дорогу, и вы всегда находитесь в прямом доступе для детей. Обсудите с руководителем, в какие дни вам было бы удобнее выезжать в офис, можно ли начинать рабочий день раньше или позже официального графика. Хорошему специалисту всегда пойдут навстречу.
Заручитесь надёжной поддержкой
Подумайте над тем, кто готов помочь и подстраховать вас с детьми – это может быть муж, бабушка, дедушка, няня. Не обязательно задействовать их на весь день. Возможно, вам достаточно чтобы кто-то только встречал и провожал ребёнка в школу или детский сад. Также хорошо заранее обсудить, кто готов оставаться с детьми, если они простынут или будут плохо себя чувствовать – больничный лист может оформить не только мама, но и другие члены семьи, в том числе бабушки и дедушки.
Обращаться за помощью стоит и на работе – не стесняйтесь задавать вопросы, просить более опытных коллег проконсультировать вас на сложном проекте. Честно обсудите с руководителем свои возможности и желания. Это позволит ему правильно распределить обязанности в команде. Нет ничего страшного, если сейчас вы не хотите брать на себя дополнительную нагрузку или расти по карьерной лестнице. Можно спокойно выполнять привычную работу, а когда будете готовы сделать следующий шаг – выйдете на открытый диалог со своим руководителем.
Выбирайте только ту работу, что по душе
Последний по очерёдности, но не важности, совет – необходимо искренне любить то, чем вы занимаетесь. Конечно, всем приходится сталкиваться с непростыми задачами или сложными ситуациями в профессии, однако решать проблему гораздо проще, если вы радеете за своё дело. Когда работа не приносит удовлетворения, её не получится гармонично совмещать с жизнью вообще.
"По своему опыту я знаю, что совмещать работу и семью непросто. У меня у самой двое детей. Сейчас они уже взрослые и самостоятельные, но даже когда они были маленькие, я продолжала заниматься любимым делом. Я абсолютно убеждена, что, когда женщина имеет возможность самореализовываться и это приносит ей удовольствие, у неё будут силы и на работу, и на семью, и на себя", - поделилась Лилия Дерябина.
Как успешно совмещать работу и материнство – полезные советы от Лилии Дерябиной:
- Переносите полезные навыки из материнства в работу. Мамы обычно собранные, ответственные и многозадачные - используйте свои сильные стороны.
- Заранее составляйте план на день, неделю или месяц с грамотным распределением времени на работу, решение семейных вопросов, игры с детьми и отдых.
- Согласуйте комфортный график. Если вам удобнее начинать рабочий день пораньше, чтобы раньше закончить – обсудите это с руководителем. Наверняка вам пойдут навстречу. Или ищите работу с возможностью управлять своим графиком, в том числе выходить на неполный день.
- Найдите тех, кто поможет вам с детьми – бабушек, дедушек или няню. Их можно попросить водить ребёнка в садик, на кружки и занять его чем-то до вашего возвращения домой. Не бойтесь также искать помощи у коллег по работе, чтобы закрывать важные задачи вовремя и не задерживаться в конце дня.
- Важно любить то, что делаешь. Если вы не получаете удовлетворение от работы – значит вы не на своём месте и нужно искать то, что больше по душе.