Мама, младенец, молоко: все говорят, что...

Что мешает современным российским женщинам кормить своих детей грудью? Самые распространенные предубеждения

Что мешает современным российским женщинам кормить своих детей грудью? Помимо незнания, неумения и неверия в свои силы плохую службу могут сослужить распространенные предубеждения, заложенные педиатрической практикой середины ХХ века, опровергнутые современной наукой, но по-прежнему бытующие среди мам — стоит только завести разговор в детской поликлинике или зайти на родительскую Интернет-конференцию. В прошлый раз мы старались развеять те заблуждения, которые касаются периода становления лактации. Сегодня обсудим проблемы, которые возникают чуть позже. Итак: все говорят, что...

Что мешает кормить ребенка грудью

Если кормить ребенка ночью, мама будет так уставать, что скоро не сможет кормить его вообще

Такое действительно может случиться, если нуждающаяся в непрерывном сне мама будет часто вставать к ребенку.

Некоторые дети прямо с рождения не просят ночью есть, но их очень немного. Представления педиатров о том, что ночью желудок ребенка должен отдыхать, и необходимо выдерживать 6-часовой перерыв между кормлениями, признаны ошибочными.

Некоторые мамы легко переносят сон по два часа с перерывом на кормление, но они в меньшинстве. Большинство мам хотят спать, а большинство детей нуждаются в ночных кормлениях — и неизвестно, что для них важнее: очередная порция молока или постоянный контакт с мамой.

Потребности мамы и младенца можно совместить, если спать вместе с ним. Он будет чувствовать себя защищенным, а у вас будет вырабатываться гормон пролактин, поддерживающий выработку молока, — особенно хорошо это происходит ночью.

Вы читали в книгах о вреде совместного сна? Они написаны не более 100 лет назад, а многие века до этого младенцы спали только со своими мамами. У вас есть знакомая, которая кормит своего малыша больше года и получает от этого удовольствие? Я почти уверена, что она спит вместе с ним.

Вам трудно привыкнуть к этой мысли? Не спешите, не заставляйте себя, поищите свое решение проблемы.

Молоко — это еда, ребенку надо пить — воду или чай

Нет, не надо. Материнское молоко содержит 85-90% воды и полностью удовлетворяет потребности ребенка в жидкости, даже в условиях жаркого климата. Пока вы не начали давать ребенку твердую пищу, не допаивайте его водой, соком или специальным детским чаем. Все эти жидкости усваиваются значительно хуже, чем женское молоко, затрудняют работу почек и даже могут привести к расстройству стула и проблемам с кишечником, так как "вымывают" из слизистой желудочно-кишечного тракта ту полезную микрофлору, которой он заселяется благодаря женскому молоку. Кроме того, все эти жидкости могут содержать возбудителей инфекции и вызывать аллергию.


Когда кормление только налаживается, малыш может испытывать ложное чувство насыщения, попив водички. В этом случае он будет меньше сосать грудь и, соответственно, получать меньше молока и хуже стимулировать его выработку. Нередки случаи плохой прибавки в весе у детей, которые из-за допаивания получают меньше грудного молока.

К сожалению, эти данные исследований ВОЗ пока остаются неизвестными большинству отечественных педиатров.



Большинство детей к 4 месяцам сами отказываются от груди, и их приходится переводить на молочные смеси

Это не совсем верно, хотя этот срок действительно часто всплывает в памяти. Подруга говорила, что закончила кормить в 4 месяца. Педиатр уговаривает маму: "Хотя бы до 4 месяцев покормите!". Даже в документах научной конференции читаем: "Достигнуть того, чтобы 80% детей до 4 месяцев получали грудное молоко, — трудная, недостижимая задача". Что же происходит, когда ребенку исполняется 4 месяца?

По данным перинатальных психологов, изучающих поведение грудных детей, в 3-4 месяца наблюдается первый этап отделения младенца от матери — малыш впервые заявляет о себе, как о личности. Делает он это в меру своих способностей: находясь на руках, упирается в маму руками и ногами; отворачивается и сопротивляется, когда она дает ему грудь; кричит, едва взяв грудь и сделав несколько сосательных движений; берет одну грудь, но отказывается от другой. Ребенок как будто провоцирует мать: как-то она будет вести себя в такой ситуации? действительно ли она является для него надежной защитой?

Если в ответ на подобное изменение поведения ребенка (его называют "ложным отказом от груди") мама предоставляет ему дополнительные "доказательства" своей надежности — не перестает предлагать грудь, кормит ребенка ночью, не использует бутылочки и пустышки, не дает воду и прикорм, готова кормить малыша в разных положениях, удобных для него, — кризис 3-4 месяцев проходит довольно быстро. Самое главное: ухаживать за ребенком в это время должна только мама, а все остальные члены семьи должны ухаживать за ней. Это лучше всего способствует укреплению контакта между матерью и ребенком, в котором малыш так нуждается в этот период.

Однако если мама не знает о кризисе 3-4 месяцев, не понимает поведения малыша или с самого начала грудное кормление вызывало трудности, было организовано неправильно, ложный отказ от груди может превратиться в подлинный. Порой он сопровождается каким-либо нездоровьем ребенка (проблемы с пищеварением, дисбактериоз, ПЭП и т.п.), но без налаживания психологического контакта с ребенком лечение может быть малоэффективно, а детские врачи не всегда хорошо знакомы с психологией грудного ребенка.

Молоко можно потерять из-за стресса

Не обязательно. Стресс всегда был частью нашей жизни, и если бы он нарушал грудное вскармливание, человеческий род не продолжался бы по сей день. На самом деле стресс не оказывает никакого влияния на гормон, стимулирующий выработку молока (пролактин), но может временно повлиять на гормон, заставляющий молоко вытекать из груди (окситоцин).

Этот полезный биологический механизм (он называется рефлекс окситоцина) останавливает истечение молока из груди в трудные моменты. Когда первобытная мать и ее дитя убегали от дикого зверя, прекращение притока молока было ей на пользу, пока она бежала. Как только она достигала безопасного укрытия и успокаивалась, приток молока возобновлялся, и она прикладывала ребенка к груди.

Часто говорят: "У нее от горя пропало молоко". Сегодня точно известно, что если ребенок регулярно сосет грудь, молоко продолжает вырабатываться и никуда пропасть не может. Просто при испуге, страхе, напряжении, боли, которые испытывает мать, оно блокируется в груди, перестает вытекать. Если маме долго не удается успокоиться, может произойти застой молока и, как следствие, угасание лактации.

Если вы находитесь под влиянием стресса, попробуйте справиться с этим состоянием с помощью доверительной беседы, массажа спины, теплой ванны, чашки горячего чая, приятной музыки — поможет все, что позволит вам расслабиться. В это время обязательно приложите ребенка к груди, и он получит припасенное для него молоко.

Кормление после года вредно для женщины и для ребенка

Это не так. Если вы внимательно присмотритесь к своему годовалому малышу, то не найдете причин, по которым он должен именно теперь перестать сосать грудь. Годовалый ребенок, действительно, мало чем отличается от одиннадцатимесячного или того, кому 1 год 2 месяца. Он может чуть лучше или чуть хуже ходить, пробовать разную "взрослую" еду, но психологически он по-прежнему привязан к матери, и отлучить его в это время от груди — значит резко оборвать эту связь, подорвать его доверие к матери, не дать их отношениям развиваться естественно.

Вероятно, годовалому ребенку уже не нужно грудное молоко как еда. А вот значение молока как биологически активной жидкости после года не ослабевает.

  • Благодаря его защитным веществам ребенок не страдает от многочисленных инфекций, хотя, когда он учится ходить, его руки трудно постоянно поддерживать чистыми, да и в рот он часто тянет далеко не стерильные предметы.
  • Компоненты женского молока участвуют в формировании нервной системы и мозга ребенка, которое полностью завершится лишь к 3 годам.
  • Прорезывание молочных зубов, ослабляющее иммунитет и часто вызывающее дискомфорт, заканчивается примерно к двум с половиной годам, и все это время материнское молоко поддерживает иммунную систему ребенка, а процесс сосания облегчает боль.
  • На втором году жизни состав женского молока способствует адаптации ребенка к новой пище, более того: если мама и ребенок едят одно и то же, что называется "из одной тарелки", в материнском молоке появляются ферменты, помогающие переваривать именно эту пищу.

Кормление грудью — это, безусловно, нагрузка для материнского организма, но ее нельзя назвать вредной. По-настоящему пострадать могут зубы — во время беременности и кормления ребенок "забирает" у матери кальций. Поэтому старайтесь посещать стоматолога раз в три месяца. Органы репродуктивной сферы, напротив, отдыхают — кормление, особенно ночное, часто препятствует возобновлению менструального цикла.

Современные исследования позволяют утверждать, что физиологическое отлучение ребенка от груди у каждой пары мать-дитя происходит в индивидуальные сроки, где-то между полутора и двумя с половиной годами.

Подготовила Ирина Суховей.
Использованы книги: Е.М. Фатеева, Ж.В. Цареградская, "Грудное вскармливание и психологическое единство "мать-дитя"; брошюра ВОЗ "Кормление грудных детей. Руководство для матерей", а также личный опыт Ж.В. Цареградской.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Мама, младенец, молоко: все говорят, что..."

Вы не авторизованы.

Так много споров по поводу совместного сна!..
Нашей малышке скоро два месяца. Спит она исключительно в своей кроватке и я этому искренне рад. Но дело далеко не в сексе - этим, как было сказано, можно заниматься не только ночью - дело в другом. Однажды жена после кормления оставила дочь спать вместе с нами (до этого она так никогда не поступала). Когда я проснулся и оперся на локоть для того, чтобы поцеловать ее, то увидел, что мой локоть и нежную шейку ребенка разделяют считанные миллиметры! Страшно подумать что могло бы быть, если бы она лежала немного ближе (спросонья ведь можно и не понять что находится у тебя под рукой)... А если учесть, что человек может спать очень неспокойно и есть такое понятие как привычка (например облакачиваться на один и тот же локоть каждое утро), слишком высока вероятность нанести вред ребенку. Поэтому я против этого!
Конечно, в таких вопросах все очень индивидуально, но, если совместный сон необходим (скажем при болезни ребенка, или отсутсвии кроватки для него) я бы все таки выделил пару, как мне кажется общих правил:
1. не класть ребенка между родителями, и 2. стараться засыпать только после того, как он сам заснул. Следование этим првилам поможет снизить риск, но не исключит его полностью, поэтому вопрос спать или не спать вместе с ребенком должен решаться обоими родителями исходя из того, насколько это безопасно для малыша.

По поводу того, что при совместном сне мама лучше высыпается. Сложно судить о мамах, поэтому скажу о папах, точнее о папе - о себе. В 90-а процентах случаев когда малышка просит ночью кушать я просыпаюсь. И засыпаю, как правило, позже чем она - такой уж у меня сон. Так что если бы я кормил ребенка, мне было бы все равно спит она со мной, или одна в свой кроватке. А если вам сложно ночью подходить к кроватке ребенка, попробуйте поставить ее в ту же комнату где спите сами (или хотя бы на тот же этаж... :)). Моей жене, чтобы взять ребенка никуда ходить не надо.

А статья действительно хорошая - хотя бы потому, что спустя 5 с лишним лет она по прежнему способна пробудить желание высказать свое личное мнение! Как известно, в споре рождается истина...
2006-03-01, Дмитрий
Прекрасная статья!!!Моей дочке уже 3года, грудным молоком кормились до 3лет 3месяцев, дочка здоровая, аппетит хороший, ест все без вредничания. Прикорм ввела в 7 месяцев. А до этого ни капли ничего!! Пустышку бросили только в 2года, уж очень выраженный сосательный рефлекс у нас; а вот пузырек что такое не знает, даже сосать из него не умеет, все давала с рождения с чашки и ложки. По ночам еще в 2 года ели до 4-5 раз - поверьте, вполне высыпалась, спали-то вместе, а все подруги, кто спал отдельно с ребенком завершили кормление грудью очень быстро. Придавить ребенка? Очень сомнительно, разве, если грудь, ну, о-очень большая. Моя так пихалась, что скорее я была жертвой.
А уж какая радость, что есть грудное молоко,когда ребенок болел, резались зубки, ездили на отдых. А если ударились, чем спасаться? Конечно маминой сисей. Это естественно, ведь ребенок ищет защиты, хочет тепла. А по поводу того, что это физиологически неприятный процесс, так об этом могут говорить только те мамы, которые докормили, благо , если до 3 месяцев. Все правильно, ведь первые месяцы грудь непривычна к трению - отсюда боль, сама кормила до 2 месяцев сцепив зубы. А потом какое счастье, когда малыш млеет у твоей груди!!! Ох, как многого мамы готовы лишиться, из-за боязни боли, неудобства. Я не знаю, что такое сцеживание, мастит и прочее,Да, еще после 6 месяцев полноценного кормления, начинаешь худеть, вот оно благое дело.
Да, надо от многого отказываться, я до сих пор смотрю с ужасом на беременных мамочек вкушающих "Сникерсы", для меня все аллергенное было запретным с начала беременности и до 1,5 лет. Могу сказать, что дочка спокойно сейчас ест и апельсины, и шоколад, и дерматитов как у многих нет. Да, материнство требует некоторых ограничений, но разве это не стоит того??? Сейчас изучаю психологию и еще больше убеждаюсь в своей правоте - длительное кормление грудью не героизм , а ОГРОМНОЕ удовольствие и полная реализация материнского начала, а также потребностей малыша. Будьте счастливы мамочки и здоровы малыши!!
2005-08-01, Анна
Кто хочет- ищет возможность,кто не хочет ищет оправдание.Не каждая женщина имеющая ребенка становится мамой.У некоторых призвание другое.Кормить или нет,минусов и плюсов везде хватает.Отдать грудничка няне,задвинуть в другую комнату и сбежать на работу или пить пиво с чипсами- зачем рожала?Спать с мужем надо,ведь мужу необходимы ласка,забота,внимание,а ребенку силикон и радио-няня сойдут. ( кстати сексом с мужом можно не только ночью заниматься )Агрессия тех кто не хочет кормить похожа на чувство вины и ущербности.Эта статья полезна для тех,кто ищет возможности,а на тех кто не хочет быть МАМОЙ жалко тратить силы.Кстати качественное,полноценное питание всегда дороже.Везде хороша золотая середина.
БАГИРА 29.5.2005 ....
полностью поддерживаю! Нам сейчас почти 6 месяцев кушаем 4 раза + ночью один раз ... в 6 и 10 утра даю сисю в 14 сдеживаю молоко и даю пюре овощное и сок .. то что остаёться от молока а это около 150 гр получаеться даю в 18 часов и наночь мы кушаем сисю потом говорим всем баеньки ложимся у маминой груди . Раньше перекладывала укачивала мучалась ... теперь спим вместе , не жалею ... так как раньше не высыпалась ходила злая и раздражительная срывалась соотвецтвенно на муже ... задавить не боюсь так как поняла что это нада до парасячего визга напиться или выпить снотворное что бы не проснуться когда малышке не комфортно ... для меня и моей малышки это лудший вариант , но все детики разные ) я например спала с мамой а сестра до 5 лет он кроватки не могла оторваться. так что не нада ложить к себе в кровать если ребёнок спит у себя в кровати и наоборот не стоит мучать и себя и ребёнка если он напрочь отказываетбся от люли. Кормить хочу столько сколько смогу и физически и эмоционально. Если мама не хочет по каким та причинам кормить то я думаю через себя этого делать не стоит. Как и наязывать своё мнение по кормлению.
2007-11-11, Галина
Статья, наверное вызывает одобрение у тех кто кормит до года и больше и отрицание у мам, которые по тем или иным причинам перестали кормить до полугода или раньше У меня пропало молоко где-то в 2 месяца Сын хорошо перенес введение смеси Сейчас ему 8 месяцев и чувствует себя отлично Ни разу не болел и вообще не знали проблем с животиком и газами, потому что постоянно делали зарядку и с определенного времени выкладывали спать на животик Вместе спали не долго, т.к., мне кажется, те мамы, которые за совместный сон с малышом не думают о папах!!! А им надо на работу и к любимому человеку прижаться охота Провели опрос у мужчин, я думаю, многие были бы против И прабабушка моя, которая была 1889 года рождения, всегда еще моей маме говорила, что у ребенка должна быть своя люлька А то,что считается, что грудное молоко самое лучшее для детей - это спорно Многие мамы поддерживают такую "диету", что волосы на голове шевелятся Я имею ввиду не алкоголь, а просто отсуствие культуры питания, а именно: излишне жаренные и копченые продукты, минимальное количество овощей и фруктов в рационе Господи, даже некоторые икру едят для "улучшения" качества молока Очень много случаев и дисбактериоза, а болезней (насморк, простуды) редко кому приходится избежать Только и слышишь в поликлинике: перенесли прививку из-за болезни, но на грудном вкармливании Вместе с тем, многие мамы лишают себя и своих мужей милых радостей спустя даже после года рождения ребенка Съездить отдохнуть на три дня, выпить вечером шампанского, провести ночь вместе Ведь папы хотят внимания не меньше, а потом мы, женщины, обвиняем их в невнимательности к детям, а они кроме малышей, еще и думают о нас. Так что все должно быть в меру. Ребенок должен чувствовать, что у родителей есть совместная интересная жизнь и что их связывает не только присутствие малыша в доме
2004-05-25, Ирина
Моему ребенку 1,3г. Большая проблема: НЕ ЗНАЕМ КАК ОТУЧИТЬ ОТ ГРУДИ. я его кормила грудью до года несколько раз днем. при этом мы едим супы, каши, пюре и тушеную курицу. пьем из стаканов и даже из полторашек. однако даже сейчас сосет грудь 1-3 раза ночью, иногда и днем 1-2 раза. я бы не сказала, что все было легко. во-первых. я попала в больницу, когда сыну было 2 недели. 3 недели я его не кормила. сцеживалась. раз 5-6 поднималась температура до 38,9- 39,3. но я очень хотела кормить его грудью. и я это сделала. сын иногда спит с нами - родителями на кровати. кто не высыпается- это наш папа. т.к. сын норовит лечь на его подушку. прикорм начали вводить с 4,5 мес. я считаю самым главным при налаживании грудного вскармливания - это режим дня мамы. полноценный сон до 10 часов. с ребенком может посидеть и бабушка и папа. вкусная еда и регулярно. после больницы ночью иногда казалось, что молоко кончилось и нечем будет кормить ребенка, который должен вот-вот проснуться. сын у меня кушает до сих пор каждые три часа. мыж делал мне такую вкуснятину (в моем понимании) полбанки сгущенки смешивал с измельченным печеньем, добавлял измельченные грецкие орехи, иногда добавлял чайную ложку какао и приносил с горячим чаем с молоком. после такого кризиса с молоком ночью на следующий день мне было нужно обязательно поспать днем часа 2-3. к вечеру тогда хорошо начинало прибывать молоко. конечно, все мамы разные, но если настроитьс на кормление грудью должно получиться, я считаю.
2003-12-01, Наталья
Я за кормление. Удобно, практично, экономично. Ем абсолютно все, иногда позволяю себе бокал сухого красного вина, что врачи не запрещают. А живу в Бразилии. Здесь точно также ругают излишнее рвение во вскармливании на груди и совместный сон, те же самые проблемы! Смешно, когда кто-то говорит о прогрессивном западе! Бразилия во многом живем по меркам Европы и США. Каждая мама выбирает свой путь и незачем ее осуждать, у каждой могут быть свои мотивы. И малыш ведь будет ее сын - яблоко от яблоньки. Я кормлю уже 5 месяцев, ввела яблочко и апельсиновый сок, потому что начались запоры в 4 месяца. Уже поболели грипом и бронхиолитом. Малыш спит с нами только когда болеет, или когда я очнеь устаю за день. Действительно невозможно отдыхать, когда малыш сосет часто ночью и мама с ним не спит. А за грудное вскармливание я потому, что это очень удобно и маме, и малышу! Можно и в гости пойти, и в лес, и в долгую поездку. И всегда есть грудь, ничего делать не надо - нашла подходящее место и посидела с малышом. Никаких бутылочек, кипячений, смесей... И малыш мой толстый, в 5 месяцев весит 9500. Зато ест он теперь 5 раз в день, а ночью лишь один раз - в 4 утра. ДО 3х месяцев было трудно, зато сейчас никаких проблем. Уж сколько получится его кормить, столько и прокормлю. Сроки тут вовсе не ориентир.
2005-06-26, ОЛЬга
А еще, а еще, когда кормишь грудью, у малышей правильно развивается ротовая полость и прикус. Поэтому бутылочки лучше без надобности не вводить (чем позже, а можно потом и с ложечки, и с кружки-поилки...) А то часто начинается - он только заленился сосать грудь - тебе советуют, иди сцедись и докорми с бутылки. А фигушки! С груди и только. (Имею ввиду ситуацию, когда более менее все хорошо - и с мамой, и с младенцем.) И пусть старается, развивает мышцы лицевые, формирует красивый овал лица (шутки). Да и вам горраздо меньше мороки, чем цедиться по полдня (вобщем) и кормить маленького "ленивца". Я - "за" ночные кормления. И вставала по 8 раз. Ну и что. Зато сколько пользы крохе. И отношения ближе некуда сейчас. (2,8 г). Это полезно почитать мамам, которые сомневаются: кормить или нет.

А по поводу, когда пучит животик мы давали капельки "Бэбинос" (Германия). Оччень помогали (и взрослым рекомендуются в случае чего). И их легко разводить - в чайной ложечке, а не в 100 гр. воды, как чаи и т.п. Хотя против "ХИППа" совершенно ничего не имею - даже за (сидим до сих пор на их соках - больших и маленьких и творожках. Каши очень нравились - удобно на курортах в номере делать).
2000-11-08, Катя К.
Поделитесь:

03.08.2000
Обновлено 04.05.2020
Статья дня
Хвастаться – естественно и полезно!
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Близкие по теме статьи
Почему ребенок плачет? Не хватает молока?
Почему ребенок плачет? Не хватает молока?
Грудничок плачет при кормлении? Возможно, от голода
10 пунктов
10 пунктов "за" грудное вскармливание
Почему хорошо кормить грудью и как повысить лактацию
Как правильно прикладывать ребенка к груди
Как правильно прикладывать ребенка к груди
Как правильно прикладывать ребенка к груди и добиться стабильной лактации
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!