Когда Максим пошел в первый класс, он уже умел бегло читать, складывать и умножать в пределах 20-ти. А вот с письмом были проблемы — у мальчика была плохо развита мелкая моторика. В результате прописи пестрели учительскими исправлениями. Проблемы с учебой нарастали. И тогда мама Максима приняла решение перевести сына на семейное обучение. Через год Максим уже научился писать должным образом. Так что во втором классе он продолжил учебу в обычном режиме.
Кому подходит домашнее обучение?
Как понять, кому из школьников классический способ обучения мешает успешно реализовать свои возможности? В «группе риска» несколько типов детей.
Тип первый. Ребенок не умеет общаться, слышать других и выполнять правила. Он агрессивно реагирует на обычные для детей поддразнивания, и его за это часто наказывают. В ответ он становится еще более агрессивным. Хорошо, если учитель поймет, что такой ребенок требует особого подхода. А если нет, то к индивидуальным трудностям общения добавятся еще и сложности в отношениях с учителями. Как следствие — страх пред школой и все углубляющееся незнание материала.
Тип второй. Ребенок часто болеет, или у него есть заболевания, требующие специального режима, диеты.
Тип третий. Ребенок обладает большим интеллектуальным потенциалом, и классическое школьное обучение означает для него развитие «черепашьими темпами».
Что оно из себя представляет?
По внешним признакам семейное обучение имеет много общего с обучением надомным. То есть чаще всего занятия проводятся индивидуально и на «территории» ученика. Но если для надомного обучения требуются медицинские показания (причем список заболеваний ограничен), то выбрать семейное обучение вправе все желающие.
Надомное обучение строго регламентируется школой: в какой день, сколько и каких уроков. При семейном обучении сетку занятий составляют родители.
Надомное обучение всегда бесплатное. А сколько и кому будут платить за уроки родители, выбравшие для ребенка семейное обучение, — опять-таки их личная проблема. Правда, государство выплачивает таким семьям некую сумму на образование. Таким образом, вся ответственность за качество образования ребенка, находящегося на семейном обучении, лежит на родителях. А оценить уровень знаний ученика позволяют контрольные работы и экзамены, которые ребенок в обязательном порядке периодически сдает в обычной школе. Именно по их результатам школьника официально аттестуют и переводят в следующий класс.
Как организовать заочную учебу в школе?
Что должны предпринять родители, чтобы перевести на домашнее обучение их чадо?
- Узнать в управлении образования, какие из школ реализуют семейную форму обучения.
- Выяснить в школе, как именно данное учебное заведение организует семейное обучение:
- помогает ли школа найти «семейного» учителя;
- какова помощь школы в ориентации родителей в образовательных программах;
- как именно образовательное учреждение контролирует уровень знаний детей, которые находятся на семейном обучении (некоторые школы проводят аттестацию учащихся в конце года или раз в полугодие, другие могут делать это чаще);
- обеспечивает ли школа учащихся учебниками.
- Заключить со школой соответствующий договор. Если впоследствии по каким-либо причинам ситуация изменится, родители смогут вновь выбрать классическое школьное обучение.
Да здравствует режим!
Учеба — это не просто накопление информации. Она предполагает формирование учебных навыков. Поэтому ребенок, находящийся на обучении в домашних условиях, по аналогии со школьным обучением должен соблюдать определенный распорядок.
Например, уроки должны начинаться в одно и то же время. При этом длительность урока может быть сокращена до 35 минут — ведь учителю не нужно опрашивать в ходе занятия нескольких учащихся. А раз урок короче, то и устанет ребенок меньше.
После уроков — самостоятельное выполнение домашнего задания. Обязательно делать это ежедневно!
В установленные школой сроки ученик должен будет приходить в школу для аттестации. Она может включать в себя контрольные работы, собеседование, а в старших классах — и тестирование.
Свой круг: хоумскулинг и социальная адаптация
Многие родители боятся, что если ребенок не будет посещать школу, он не научится общаться со взрослыми или со сверстниками. Насколько эти страхи обоснованны?
Присмотритесь повнимательнее к ученикам одного класса: все они ходят в одну школу и в один класс и, казалось бы, имеют равные условия для того, чтобы научиться общаться. Но их успехи в социальной адаптации все равно разные: кто-то становится лидером, кто-то — изгоем, а кто-то вообще не понимает смысла школьных правил, не умеет подчиняться, а в нужных случаях находить правильный выход из создавшегося положения.
Свой круг общения, новые товарищи и друзья у ребенка могут появиться во время прогулок во дворе, на занятиях в музыкальной или художественной школе, в спортивной секции.
Родители должны приветствовать ситуацию, когда дети ходят друг к другу в гости. Полезно устраивать совместные с друзьями вылазки в театр, на экскурсии.
Более того, если у ребенка изначально были трудности с общением, во время семейного обучения у учителя и родителей есть возможность постепенно научить его справляться с ними.
Отдайте ребенка в «хорошие руки»
Галина Норейко, преподаватель русского языка и литературы школы № 1106:
— Почему-то принято считать, что лечить и учить у нас может каждый. На самом деле это не совсем так. Особенно в нынешней ситуации — когда ни один школьник не сможет строить нормальную взрослую жизнь, не сдав Единый госэкзамен. В школе к ЕГЭ долго и тщательно готовятся. И в итоге именно школа отвечает за качество «выпускаемого продукта» — за успехи своих учеников. Смогут ли родители самостоятельно справиться с тем, над чем методично работает большой педагогический коллектив? По карману ли им будет нанять по каждому предмету квалифицированных педагогов? И кто, собственно, гарантирует эту самую квалификацию?
Есть и еще один аспект проблемы: социальная адаптация детей. По моим наблюдениям, за последние 25 лет в школе становится все больше учеников, у которых огромные проблемы с общением. Понятно, что научить ребенка считать и писать под силу и маме, и бабушке, и няне. Но кто научит его работать в коллективе, находить общий язык с учителем, со сверстниками? Да, дети могут общаться в клубах по интересам, в спортивных секциях. Но там собираются ребята, похожие между собой. А ведь жить ребенку придется в мире самых разных людей. Кто научит его общаться и с ними?
Поэтому я бы посоветовала не ограждать ребенка от сверстников. А искать «свою» школу, «своего» учителя. Возможностей отдать ребенка в «хорошие руки» множество: есть школы здоровья с особым режимом обучения и отдыха. Есть классы с небольшим количеством учеников. А на долю семейного воспитания оставьте посещение музеев, концертов — все то, что позволяет вырастить интеллигентного, культурного человека.