Этого лета я ждала с нетерпением не только потому, что не была в отпуске 2 года. Прежде всего, из-за того, что нам предстояло познакомить бабушек и дедушек с их внуком Игорьком 11 месяцев от роду. Итак, нам предстоял путь из далёкой Читы в старинный купеческий городок Борисоглебск, что находится в Воронежской области.
Из дома до аэропорта можно было добраться двумя способами: на автобусе с двумя пересадками или на такси (из знакомых никто не соглашался подвезти нас в понедельник утром). Первый вариант по причине крайнего неудобства был отметён почти сразу. Рядом с нашим домом расположена стоянка такси. Мы думали, что нам будет дешевле обратиться к ним, но ошиблись: оказалось, что частники берут в 2 раза дороже, чем службы такси. Супруг заранее обзвонил несколько служб и узнал об их расценках. Интересно, многие умалчивают о том, что дополнительно берут деньги, как они называют, "за подачу машины". Подходящий по цене вариант был найден, и в нужное время машина ждала нас у подъезда, и втроём (я, супруг и сынок) мы доехали до аэропорта всего за 260 рублей. Так что такси обходится не так дорого, если обратиться заранее в официальные фирмы.
Наш рейс задерживался, т.к. самолёт, на котором мы должны были лететь в Москву, из этой самой Москвы ещё не прилетел. Получив справку о здоровье Игорька в кабинете врача и оставив папу с вещами в зале ожидания, мы с сыном отправились в "Комнату матери и ребёнка". Очень удобное место. Игорёк там поиграл, пообщался с другими детками, покушал (еду я брала с собой и разогрела её в микроволновке), покачался на качелях, несколько раз сходил на горшок, который был с нами. А вот мамам других деток пришлось понервничать, т.к. еду с собой в дорогу они почему-то не взяли вообще, а в единственном магазине специального питания для детей не было, пришлось кормить своих годовалых чад кашами-минутками для взрослых.
Объявили начало регистрации, а очередь была уже метров 30. Пассажиров с детьми оказалось гораздо больше, чем я могла себе представить. О том, чтобы пройти без очереди даже и речи не было, благо регистрировали быстро. Тётенька-регистраторша с каменно-непробиваемым лицом взяла наши билеты. Я заикнулась о местах для пассажиров с детьми, где можно было бы повесить люльку, но меня так и не услышали (читай — "не хотели услышать").
— А где будут места?
— В самолёте.
— В смысле?
— Внутри самолёта.
— А в какой части самолёта?
— Увидите сами.
— А там можно будет люльку повесить?
— Что?
— Люльку.
— Следующий.
Я, начитавшаяся информации о полётах в самолёте с малышками, была в шоке. "Наверное, эти загадочные "Места для пассажиров с детьми" достались тем, кто летит с детками поменьше и прошёл регистрацию раньше", — решила я. Как я ошибалась! В нашем "Боинге", похоже, таких мест вообще не было, по крайней мере, там не было ни одного места у стены, где бы можно было закрепить люльку (салон этого самолёта может укомплектовываться по-разному).
Нам достались места 24В и 24С, ближе к проходу. Соседка предложила поменяться, чтобы мы сели к иллюминатору, но я предположила, что нам будет удобнее на наших местах: не придётся её беспокоить, если нужно будет посетить туалет. А вот о том, что и ей нужно будет выходить, я как-то не подумала, а зря. Когда она "созрела", я, супруг и сынуля на его руках мирно спали. В итоге проснулись все. А сын так больше и не уснул, оставшийся путь прохныкал. Но вернусь к взлёту. Стюардесса долго объясняла и показывала, как пристёгивать ремни безопасности, как пользоваться спасательным жилетом и кислородной маской, но про детский ремень не было сказано ни слова. Она просто выдала его моему супругу, а тот сам додумывал, как с его помощью пристегнуть к себе Игорька. Помня о трудностях взлёта для детских ушек, мы взяли бутылочку с водой, поильник с соком и соску, но ничего не пригодилось: от питья сынок отказывался, а соску просто выплёвывал. Секретное оружие "мамина грудь" было отложено до посадки. Игорёк вёл себя спокойно и признаков неудобства не проявлял. Во-первых, ему было жутко интересно разглядывать всех вокруг, во-вторых, его внимание привлекли 2 новые игрушки, купленные специально в дорогу.
Время до обеда прошло быстро. Как только стали разносить напитки, пришло время кормить Игорька. Пюре и каши были куплены специально в тетрапаковских упаковках (весят меньше, чем стекло, и, чтобы начать их употребление, достаточно было срезать кончик упаковки). Минуя тарелку, пища поступала сразу в ложку, тем самым вопрос о мытье посуды потом не стоял. Пустую тару мы складировали в пакет, который стюардессы попросили не выбрасывать в туалете, а положить под сиденье впереди стоящего кресла. Сынок был сыт. Я думала, что питьё жидкости через трубочку для ребёнка 11 месяцев — непосильная задача, но оказалось, что он в течение 10 секунд понял, что нужно делать, чтобы выпить сок. Теперь предстояло самое сложное: посадить ребёнка на горшок. На этом сайте вычитала великолепный совет Катосовой Светланы о том, что в горшок, чтобы его не мыть, нужно вложить пакет для мусора. Только нужно было внимательно следить за тем, чтобы при вставании сына с горшка из прилипшего к попе пакета ничего не вытекло и не вывалилось. Сынок никого не испугался, "дело было сделано". А нам оставалось только покушать самим.
Время полёта — около 6 часов. За это время мы 2 раза поели, 4 раза посидели на горшке (только ради "больших дел"), 1 раз поспали, покорчили рожи тётеньке сзади, мило улыбались стюардессам, играли в новые игрушки и читали новые книжки, разорвали в пух и прах журнал, немного поплакали при посадке. В целом полёт прошёл хорошо, однако мы рассчитывали на люльку, но и без неё Игорек тоже смог поспать.
Путь из Домодедово на Павелецкий вокзал на экспрессе мы проделали за 40 минут и за 150 рублей с носа (тем, кто покупал билет не в кассе, а у кондукторов, он обходился дороже рублей на 20). Игорь сидел на отдельном кресле, веселил пассажиров соседнего ряда и был спокоен, поэтому я даже успела вздремнуть, пока папа приглядывал за ним.
Из-за задержки рейса самолёта заехать в гости к родственникам и друзьям мы не успевали, тем более 6 вечера в Москве — это 12 ночи в Чите, поэтому сынок очень хотел спать. Уснул он на моих руках. В зале ожидания мы провели около 2 часов. Один совет тем, кому может понадобиться сходить в туалет: если Вы отъезжаете, то при наличии билета вас пропустят бесплатно в туалет вокзала столько раз, сколько потребуется, а если Вы приехали, то в течение 2 часов с момента приезда по вашему билету вас тоже пропустят бесплатно. Учитывая, что этим летом вход обходился в 15 рублей, получается приличная экономия на семью, особенное, если в ней есть часто писающие дети.
В поезде впервые ехали в новом купейном вагоне. Ощущения самые приятные. Не пожалели о том, что прихватили с собой 2 пелёнки, т.к. в вагоне проводник был один, и бельё мы получили далеко не сразу после отправления поезда. А так сынок уснул, не дожидаясь казённой постели — на своих пелёночках. Когда он проснулся, а это было в 3 утра (в Чите - 9 утра), то, чтобы не мешать попутчику, часть времени мы провели в прогулках по вагону, а потом долго смотрели в окно. Сынок не плакал и не шумел, поэтому попутчик не проснулся даже тогда, когда мы вышли на своей станции в 9 утра.
За время отпуска мы много путешествуем и везде берём сына с собой. Ещё в Чите я купила большую пляжную сумку такого размера, чтобы туда вмещался обычный горшок (специального дорожного в магазинах Читы не нашлось). Сумку эту я беру всегда с собой и в багаж не сдаю. Её содержимое таково:
- Горшок.
- Мусорные мешки на 30 литров (для содержимого горшка и мусора).
- Соска.
- Детские влажные салфетки без запаха.
- Присыпка (летом ребёнок потеет, а тальк помогает избежать опрелостей, например, в шейных складочках).
- Детский крем.
- Поильник, ложка, упаковка сока, яблоко (детское питание тяжеловато, поэтому его носит в своём рюкзаке папа).
- Две книжки, две игрушки, одна из которых музыкальная.
- Два памперса.
- Сменная одежда (летом: футболка, шорты, носки).
- Одноразовый слюнявчик.
- Маникюрные ножницы.
- Маленькая подушка.
- Фотоаппарат, мобильный телефон, зеркало, расческа, гигиеническая помада.
- Документы (мой паспорт, свидетельство о рождении сына со штампом о гражданстве, наши медполисы и медицинская карта Игоря).
- Лекарства (супрастин, активированный уголь, мезим).
Мнение педиатра и невролога, которых мы посетили перед поездкой, было однозначным: первые 3 года своей жизни ребёнок должен провести в той климатической зоне, в которой родился, поэтому смена читинского резкоконтинентального климата на любой другой может отрицательно сказаться на здоровье и развитии Игорька. Но мы рискнули и не жалеем: находясь в умеренном климате, сынок стал спокойнее спать по ночам, без лечения прошли аллергические высыпания на коже, которые не могли вылечить 3 месяца, стал сам ходить и произнёс свои первые осознанные слова.
Нам ещё предстоит совершить обратный путь, и билеты уже на руках (имейте в виду, что во многих поездах предусмотрен раздельный проезд в купе для мужчин и женщин, поэтому будьте готовы, что с мужем или ребёнком мужского пола, возможно, поедете в разных купе). Всем, кому предстоит дорога, желаю доброго пути!