Размышления по поводу книги Л. Брэдвэй и Б.А. Хил "Ребенок от 0 до 3 лет: как развить врожденные способности".
Основополагающий тезис системы Лорен Бредвэй, которая работает в Оклахомском университете, таков: из трех основных способов познания мира (с помошью зрения, слуха и осязания) один, как правило, является приоритетным. Он в значительной степени определяет способности и поведение ребенка. Соответственно приоритетному способу выделяются три типа детей: слушатель, зритель и деятель. В книге приведены подробные таблицы, с помощью которых можно определить, к какому типу принадлежит ваш ребенок. Здесь я приведу короткие характеристики этих типов.
Дети-зрители любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов, лепят, вырезают, одним словом, их любимые занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте дети-зрители предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео-игры.
Младенцев-слушателей легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. Они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры или игры с отгадыванием слов.
Большинство младенцев-деятелей не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат и подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Деятели постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, ходят в походы, ухаживают за животными."
Естественно, что разделение всех детей на три типа - условно. Зачастую дети активно используют два способа познания, или развиваются гармонично. Но я думаю, что многие родители могут сразу сказать о своем ребенке (или о себе): "о, вылитый слушатель (или другой тип)", и это может дать ключ к решению многих проблем в семье.
Собственно говоря, разделение на "тихонь", "болтунов" и "бегунов" не ново. Когда я начала читать книгу Л.Бредвэй, эта идея показалась мне лежащей на поверхности. Но еще нигде раньше я не встречала ее, так четко сформулированную и убедительно обоснованную. Думаю, часто родители интуитивно определяют тип своего ребенка и характерируют его на бытовом уровне: "из него слова не вытянешь", "у него только музыка на уме", "ему бы носиться сломя голову", и так далее. А Л. Бредвэй доступно объясняет, как быстрее всего понять, какие способы познания предпочитает дитя, и строить воспитание и занятия с ним, исходя из этих предпосылок.
Автор книги считает, что основной способ познания является врожденной особенностью человека. Подумать только! Малыш является в этот мир, и начинает обращать внимание на цвета, звуки и прикосновения предметов. Исследовать что-то одно из этого моря ощущений нравится ему больше всего. Но родителей это почему-то сердит, и мама говорит раздраженно: "не сиди ты с кубиками, иди побегай, погуляй" (или "хоть бы раз книжку в руки взял!"). Вспомнив свои подобные реплики, я сильно пожалела, что не почитала эту книгу раньше. Теперь мне стало очевидно, что мы с мужем - вылитые "зрители", а вот первый наш сын оказался "слушателем", и это расхождение "вкусов" мы не очень учитывали. Я больше старалась увлечь малыша книжками и рисованием, а папа - конструкторами и компьютером. Ребенок же болтал без умолку и хотел, чтобы с ним все время разговаривали, чтению предпочитал музыку. Сейчас, когда он стал подростком, музыка стала буквально средой его обитания: он слушает плейер, когда ездит в транспорте и на переменках в школе, а дома оборудовал целую студию, где играет на гитарах и синтезаторе. В свое время я не захотела отдать его в музыкальную школу, потому что считала, что это слишком большая нагрузка на ребенка. Возможно, я была не права, руководствуясь в первую очередь своим собственным печальным опытом посещения Дома Пионеров... Ведь я-то была "зритель", и за пианино меня приходилось загонять силой, а вот подрастающему "слушателю" это могло оказаться не в тягость, а в дальнейшем очень пригодилось бы.
Теперь стараюсь учитывать систему "трех типов" при занятиях с нашим вторым сыном. Но здесь все оказалось гораздо легче: Максимка - типичный "зритель". И я могу в свое удовольствие разглядывать с ним книжки, рисовать, играть в конструктор. Кстати, Лорен Бредвэй пишет, что, по ее наблюдениям, дети получают любимый тип познания в наследство о кого-нибудь из родителей. Конечно, это разумное решение природы: "однотипному" родителю и ребенку легче понять друг друга. Жаль, что это правило не обходится без исключений :)
Второй аспект теории Бредвэй: после того, как вы определили приоритетный способ познания и, соответственно, сильную сторону ребенка, надо заняться развитием других областей деятельности. Хотя абсолютного баланса между всеми способами добиться сложно, надо стремиться к гармонии, чтобы ребенок мог успешно запоминать информацию как зрительно, так и со слуха, а также не отставал в физической подготовке. В книге приведено много разнообразных рекомендаций, я выбрала несколько, на мой взгляд, самых интересных (из раздела для детей от года до трех лет).
Совершенствование и развитие навыков зрителя:
- Научите ребенка давать отдых глазам или расслаблять их. Метод
заключается в том, чтобы ребенок, прикрыв глаза ладонями так, чтобы не
проникал свет, по команде закрывал глаза на десять секунд.
- Изучайте вместе какой-нибудь предмет, потом убирайте его и по очереди
пытайтесь описать этот предмет.
- Рассказывайте ребенку сразки и различные истории в темноте. Это
поможет развить у него визуальное воображение.
- Занимайтесь вместе художественным творчеством. Дайте ребенку красивые
карандаши, скрепки, фломастеры, краски. Покупайте для него простые пазлы.
- Купите ребенку доску с магнитной азбукой или другими фигурками;
констуктор ЛЕГО или подобные ему. Может быть, его заинтересуют модели
машинок с прицепами, открывающимися дверями и другими мелкими деталями.
Такие игры развивают руки и пальцы.
- Дайте ребенку как можно больше журналов, пусть он делает с ними все,
что хочет.
Совершенствование и развитие навыков слушателя:
- Дайте ребенку возможность слушать побольше музыки; приобретите кассеты
с записями для детей. Детский магнитофон дает возможность ребенку самому
нажимать на разноцветные кнопки.
- Старайтесь обеспечить ребенку контакты со сверстниками.
- Говорите, пользуясь сложными предложениями, определениями. Описывайте
все в деталях. Это побудит ребенка так же строить и свою речь. Беседуйте
с ребенком при любой возможности (на прогулке, в транспорте и т.д.),
задавайте ему побольше вопросов.
- Почаще читайте вслух и обсуждайте прочитанное. Можно вместе
рассматривать рекламные журналы и рассказывать, что на фотографиях. Так
можно расширить словарный запас. Для чтения хорошо выбрать специальное,
особенно уютное место. Ребенка можно заинтересовать объемными или
движущимися картинками.
Совершенствование и развитие навыков деятеля:
- Дайте ребенку небольшой тазик, некое подобие домашней песочницы.
Налейте туда воды, или насыпьте различные крупы, кукурузные хлопья и
тому подобное. Ребенку будет приятно копаться в этом тазике, пересыпая
различные материалы.
- Качели во дворе или спортивный комплекс дома - отличный стимул для
физических упражнений. Очень полезно записаться в детскую спортивную
группу.
- Танцуйте вместе под музыку. Разыгрывайте пантомимы - как будто вы
пылесосите, бреетесь или открываете окно. Пойте и показывайте в лицах
песенки типа "Вот как мы метем пол, поднимаемся по лестнице и т.д."
Небольшое отступление о терминах. Наверное, "слушатель-зритель-деятель" - это слова, подобранные переводчиком именно этой книги. Они вполне адекватно отражают общую идею, хотя "деятель" и порождал у меня немного странные ассоциации (по-моему, деятель - это тип, который вечно что-то организует, или занимает высокий пост в организации - "профсоюзный деятель" и т.д.) Будь моя воля, я назвала бы три типа "музыкант-художник-спортсмен", но настоящие научные термины уже, конечно, давно придуманы. В интернетовских статьях я встретила такие термины, как "визуалист" и "кинестатик"; а как будет по-научному "слушатель", не знаю.
В заключение хотелось бы пожелать, чтобы такие простые вещи, как принятие во внимание приоритетного типа познания, вошли бы в наш обиход и были бы естественны для родителей (а также работников детских садов и школ!), как, скажем, учет комплекции или вид темперамента. И нашим детям стало бы полегче с нами жить...
Литература:
Лорен Бредвей, Барбара Алберс Хил "Ребенок от 0 до 3 лет.
Как развить врожденные способности". М., ЮНВЕС, 1997.
Юлия Пахоменко, Pakhomenko@t-online.de.