Ну не судьба!
Я всегда с отчаянием ждала лета. Безумно хотелось уехать с ребенком за город и подарить ему аромат леса, цветов и скошенной травы. Показать живую природу: бабочек, суетливых муравьев, пушистого шмеля. Пробежаться с ним босиком по мягкой траве или вдруг оказаться под чистым проливным дождем... Увезти бы кроху к землянике, к экологически чистым овощам, к полезным фруктам, напоить парным молоком! Чтобы малыш мог вволю надышаться кислородом, навитаминизироваться на год вперед, укрепить мышцы непрерывной беготней по тропинкам и плаванием в водоеме.
Три холодных сезона подряд мы сидим с дочерью в тусклой квартире, изучив досконально только дорогу в садик. А когда приходит долгожданное лето, мои ожидания натыкаются на одну и ту же проблему: у мужа отпуск только в сентябре, деревенских бабушек нет, клочок земли, именуемый дачей, в летний период густо населен другими родственниками. Приходится с грустью признавать, что мы с дочкой обречены весь теплый период топтаться во дворе собственного дома, среди пыльной атмосферы шумного города. А может, все-таки попытаемся что-нибудь придумать?
Я и раньше слышала от подруг, что некоторые детские садики летом выезжают на загородные дачи, где детки от 1,5 до 7 лет находятся под присмотром воспитателей. И если ребенок достаточно общительный и самостоятельный, без тяжелых заболеваний и плюс ко всему уже не слишком привязан к материнской юбке - это может оказаться не самой плохой перспективой подарить малышу все прелести загородной жизни. Но мне такая картина представлялась с трудом. Отдать любимую малютку в чужие руки было выше моих сил.
Отправить малышку одну
Однако вскоре мне пришлось изменить свои убеждения. Садик, в который пошла наша дочка, на две недели зимой и на месяц летом выезжает за город на отдых и учебу. Условия там неплохие: кирпичный корпус, душевые, нормальное питание. Но дело даже не в условиях - там очень много занимаются с детьми. В летний период, помимо обучения в классе, проводят спортивные и скаутские (учат разжигать костры, следить за повадками насекомых) занятия на свежем воздухе. А зимой обучают ходить на лыжах и кататься на коньках.
Моей дочери было 4 года, когда она в первый раз поехала в зимний лагерь для дошкольников. Мы сначала не хотели отдавать малышку в чужие руки, однако нас убедили педагоги. Весомым аргументом стало то, что оставшийся дома ребенок не только упустит отдых на свежем воздухе, но и отстанет от своей группы. И мы рискнули...
Никогда не забуду те слезинки, что текли у нее по щекам, когда она смотрела на меня сквозь стекла уходящего автобуса. Нет-нет, ее не пришлось силой отрывать от нас и даже не пришлось особенно уговаривать. Она с удовольствием собирала свои вещички, предвкушая встречу со своими друзьями. Но расставание взяло свое. Едва дочка уселась на сидение и глянула на меня своими большими глазищами, как тут же пустила слезу. У меня сжалось сердце: ведь совсем еще кроха! Тогда, помню, я себя успокаивала. Это как сборы у спортсменов, после которых ребенок приедет поумневшим и отдохнувшим. Она ведь очень общительный ребенок, и если ее оставить дома, она не только упустит знания, но и закиснет, заканючит в стенах квартиры.
Пара педель тянулись, как пытка. Воспитатели запретили родителям приезжать, можно было только периодически позванивать. Они говорили нам, что у детей все в порядке, но от их успокаивания не становилось легче, потому что мы с мужем прекрасно знали, что у нашего ребенка есть свои особенности. Например, она не может уснуть без сказки на ночь, она терпеть не может свеклу и гречневую кашу, любит много пить водички. Но таких, таких как она у воспитателя пятнадцать!
А если поехать вместе?
Весной на родительском собрании мамам было объявлено, что они, если желают, могут поехать вместе с детьми в качестве обслуживающего персонала или воспитательницы. Мне и подруги говорили, что дефицита вакансий на такие поездки не бывает. Работа с детьми сложная, а платят немного. Поэтому было бы желание, а место в лагере для дошкольников всегда можно получить.
Я согласилась сразу - другого выхода не было. Не представляла, что расстанусь со своей малышкой опять, а оставить ее возле себя в городских условиях считала двойным преступлением. Папа обещал навещать нас раз в неделю.
На должность воспитательницы меня не взяли, потому что у меня нет педагогического образования, а няней сказали: "Пожалуйста!". Перспектива виделась неплохой: месяц в сосновом бору, льготные условия оплаты путевки для Светланки плюс небольшая, но зарплата.
Педагоги нашего садика должны были ехать в лагерь в обязательном порядке, а обслуживающий персонал, нянь и даже некоторых воспитателей набирали из числа мам.
|
"Караул!" - это мягко сказано
Теперь я понимаю, что никогда не предугадаешь заранее, по какому сценарию будут развиваться дальнейшие события. Дети - народ непредсказуемый, от них в любой момент можно ожидать чего угодно. Хорошо еще, что ситуацию под контролем держали опытные педагоги, а в нашем лагере были еще и детские психологи.
Из детей организовали две группы: ясельная - от 2 до 4 лет, и группа дошкольников от 5 до 7 лет. Я напросилась к Светланке, т.е. в старшую. Хотела, чтобы дочурка была у меня перед глазами, но уже в первую неделю пожалела об этом.
Работа с детьми - очень ответственная и напряженная. А в первое время она мне показалась еще и физически тяжелой: ранний подъем, постоянное выполнение детских просьб, уборка и стирка. Контроль над их поведением и играми. Кормление. Мы с воспитательницей вдвоем едва справлялись. А тут еще и дочурка с непрерывными просьбами и капризами. Вероятно, она ревновала, ведь мое внимание было постоянно обращено к кому-то из детей, и поэтому требовала свое. Я психологически вымоталась, и мне посоветовали перейти в младшую группу, чтобы реже видеться с собственным ребенком.
С малышами физически было тяжелее, однако времени на отдых в текущие дела высвободилось больше. Они все как один спали в тихий час и раньше засыпали вечером. Зато они неаккуратно и неумело владели ложкой, приходилось некоторых кормить самой. Пачкались на улице и не всегда просились на горшок. Им надо было помогать одеваться, расчесываться, умываться. И хоть группа была небольшая, всего 11 малышей, первое время я сильно уставала, едва доходила до постели и отключалась до утра.
В 7.30 подъем, с 12.00 до 13.00 - обед, спать на ночь малышню укладывали в 21.00. Уставшие за день дети засыпали мгновенно. И до двенадцати ночи мы, взрослые, отдыхали. Это были лучшие часы для общения. В полночь мы всех сажали на горшок, чтобы ребята не вставали ночью или не написали в постель. Они, как сонные котята, послушно делали свое дело и потом уже тихо спали до утра.
Кстати даже маленькие дети не всегда, оправдывали ожиданий своих родителей по поводу энуреза. На мое удивление, проблема с "ночным будильником" было редким явлением. Вероятно, дети без родителей мобилизовывались.
Даже самые крепкие дети первое время ходили тихими, вялыми и унылыми. Часто капризничали, требовали к себе особого внимания. Иной раз до жути хотелось отшлепать, наказать, отправить назад к родителям какого-нибудь шалопая. Но я понимала - первые дни в лагере даже для психики взрослого сложны, не то что для маленького ребенка.
Детский стол в нашем учреждении был диетическим; в основном овощи и крупы, все сильно перетерто. Сложно было с детьми, которые не все ели или аллергически относились к некоторым продуктам. Все индивидуальные особенности были занесены в один общий журнал. Мы внимательно контролировали диету каждого малыша.
Радости нашей поездки
Надо сказать, что работали мы через день. На каждую группу было по две няни и две воспитательницы. День отдыха был чисто номинальный. На самом деле расслабиться можно было только психологически - в этот день на нас не лежала ответственность за детей. Свой "выходной" я обычно начинала со стирки своих и Светланкиных вещей. А потом переходила к стирке белья, полотенец и детской одежды. У меня потом еще оставалось время заглянуть в игровой и учебный класс дочурки. Это были такие долгожданные минуты!
Я частенько наблюдала за поведением своей дочки среди детей на уроках и на прогулках в лесу. Так я обнаружила ее способности, о которых прежде даже не знала. Я наглядно увидела все свои пробелы в ее воспитании и плюсы и минусы ее характера, проявлявшиеся именно в тот момент, когда меня рядом не было. Надо признать, что иногда она меня радовала, а иногда - шокировала. Могла, например, отозвать подружку в сторону и уговорить уйти за корпус собирать шишки. Без спроса! А ведь дисциплина и четкая организованность в лагере - первое дело.
Удивительно, но как только я стала реже видеться со Светланкой, она как будто преобразилась, стала значительно спокойнее и послушнее. Чудо - без мамы ребенок явно другой! Откуда я узнала бы, что мое подвижное, шкодливое чадо может быть иной раз просто шелковым? И умнейшим созданием, особенно когда ей предоставляли инициативу?
И все же самое замечательное в той поездке - это лесной воздух и красота природы.
Когда мы с ней вернулись домой, стали наперебой делиться впечатлениями, рассказывая папе и бабушке все свои приключения.
Поеду ли я с ней еще раз? Не знаю. Но, по крайней мере, я уже отлично представляю, как ребенок будет вести себя в лагере без меня. И уверена, что свое чадо отпускать от себя иногда не только можно, но и нужно.
|