Трудно позволить себе полноценный отдых, зная, что твой бизнес полностью зависит от тебя. Что можно сделать для того, чтобы в отпуске не висеть на телефоне и путешествовать не только там, где доступен интернет? Как руководителю малого бизнеса делегировать полномочия и подбирать команду, мы уже рассказывали. Сегодня — о тех шагах по развитию бизнеса, которые помогут уменьшить ваше участие в процессе и увеличить прибыль.
Бизнес не должен зависеть только от руководителя: два случая из жизни
Очень долгое время весь мой бизнес зависел только от меня. По крайней мере, я так наивно считала. У меня была большая команда — 15 человек, которых я постоянно контролировала.
Ни один проект не проходил без моего участия. Я была всюду. Искренне возмущалась, ругалась, даже кричала, когда кто-то из моих сотрудников совершал ошибки. И это продолжалось до тех пор, пока в моей жизни не произошло два случая.
Первый подарок мне преподнесли сотрудники в новогоднюю ночь — они написали очень красивую и трогательную песню о том, что они меня очень любят и просят, чтобы я не кричала на них. В приложение к песне шел еще один подарок — красивое вечернее платье с зелеными пайетками. Это был костюм жабы. Мои сотрудники преподали мне серьезный урок, благодаря которому я очень изменилась. Те, кто знает меня сегодня, даже представить не могут, что когда-то я могла кричать на людей.
Второй урок был гораздо серьезнее. Когда я была беременной, моя компания выиграла серьезный тендер — на празднование 15-летия «Ак Барс банка». К моменту юбилея я должна была уже родить, и я собиралась прямо из родильного дома ворваться в проект на лихом коне, чтобы руководить всеми процессами, как я это делала всегда.
Но жизнь внесла свои коррективы в эти наполеоновские планы. У моего третьего сынишки практически перед выпиской из роддома случилась сильнейшая судорога, он потерял дыхание. С этого момента и на протяжении почти полугода я жила с ним между реанимацией и домом, где мы проводили короткие выходные.
Конечно, я могла его оставить в больнице одного, более того, мамам грудничков запрещено быть рядом с такими младенцами, но я предпочла спать на скамейке в коридоре рядом с реанимацией, кормить грудным молоком, смотреть за сыном, вместо того чтобы работать на самом ответственном проекте.
Моя команда прекрасно справилась как с этим проектом, так и с многими другими без моего участия. Да, они совершали ошибки, мы потеряли часть прибыли, но нет никакой гарантии, что я не наступила бы на те же грабли.
Эта ситуация научила нас многому. Самое главное — бизнес не должен на 100% зависеть от руководителя. Это очень сильно ограничивает рост каждой личности и компании в целом.
Как отойти в сторону и не потерять доход: 5 бизнес-идей
Задумайтесь над тем, может ли ваш бизнес продолжать приносить доход, если вы не принимаете в нем активное участие? Или можете ли вы творить столько же, сколько и всегда, но увеличить доход в десять раз? Проанализируйте, что в вашем бизнесе может приносить пассивный доход или сделать его сильнее без финансовых вложений. Идей может быть очень много, надо только их обдумать.
Проведите ревизию:
- своих продуктов или услуг. Что у вас запрашивают чаще всего? Что вы можете тиражировать? Многие творческие люди не любят повторяться, стремясь постоянно создавать что-то новое. Да, такое стремление делает ваш бренд уникальным, но не дает возможности увеличить доход в десять раз;
- товаров «на складе». Что можно использовать повторно и из чего можно создать новое с помощью небольших доработок;
- знаний — какие из них могут быть полезны начинающим работникам в вашей отрасли или вашим клиентам. Ваш опыт — это серьезный капитал;
- клиентской базы — вы можете предложить клиентам совершить повторные покупки, приобрести что-то совершенно новое или сделать апгрейд старого. Кроме того, ваши клиенты могут быть интересны вашим бизнес-партнерам;
- бизнес-моделей. Можете ли вы уже сегодня упаковать свой опыт в готовую модель построения бизнеса? Если да — у вас есть шанс начать продажу франшиз или значительно расширить географию вашего бизнеса за счет открытия филиалов.
Пример развития бизнеса с минимальными вложениями: 6 шагов
По роду своей деятельности я часто сталкиваюсь с ивент-дизайнерами. Проблема этого бизнеса состоит в том, что все проекты создаются «с нуля», под каждого конкретного клиента. Повторяться совсем не хочется, да и нельзя, потому что и клиент ждет уникального результата, и самим дизайнерам каждый раз хочется создать шедевр — и это абсолютно правильный подход.
Вместе с тем прибыли при такой модели бизнеса не растут, объем работы только увеличивается, а квартиры и гаражи сотрудников переполняются декорациями. Для таких случаев я предлагаю следующий алгоритм действий. Причем он пригодится не только представителям вышеуказанной профессии, но и практически любым творческим брендам.
- Организуйте школу или авторские курсы для клиентов, партнеров, детей, новичков в вашем бизнесе, придумайте мастер-классы, вебинары или любой другой формат профессионального образования. Благодаря этим проектам вы будете получать дополнительный доход, находить новых сотрудников и новые идеи. Это поможет вам быть постоянно в тонусе. Не бойтесь потерять аудиторию, раскрывая свои секреты. Клиентов хватит на всех, а статус специалиста, оказывающего профессиональные консультации, сыграет в вашу пользу.
Вы можете обучать самым простым вещам. Например, как снять семейный ролик и смонтировать его за 30 минут на телефоне. Многие мои ученики открыли свои профессиональные курсы: артисты песочного шоу «ВИААРТ» из Новосибирска создали детскую школу по рисованию песком, Светлана Щепкина обучает плетению в технике макраме, Юлианна Ефремова — мастерству скрапбукинга.
- Работайте на результат. На уроках давайте ученикам задания, которые они могут применить в жизни либо которые будут полезны вашему бизнесу. Например, попросите создать уникальный свадебный декор, используя только то, что есть у вас на складе, или сделать дизайн-проект на самой популярной банкетной площадке города. Замените абстрактные занятия рукоделием на изготовление авторского чехла для айпада или подарка бабушке на Новый год.
- Фотографируйте и выкладывайте в интернет результаты ваших занятий. Создайте сайт или заведите аккаунты в социальных сетях с работами ваших студентов. Начните предлагать готовые решения, созданные самыми талантливыми учениками, от имени вашей школы. Так ваши студенты начнут зарабатывать, а вы — получать доход от их идей и своих знаний.
- Создавайте коллекции, диктуйте моду. Тренды создаются такими же людьми, как вы. Придумайте красивое название для коллекции ваших работ, добавьте то, что есть у вас «на складе», обновляйте ее минимум два раза в году, как это делают модные дизайнеры, — осень/зима, весна/лето. В этом проекте вы можете реализовать самые смелые идеи, о которых давно мечтали.
Подумайте, как вы можете использовать это в своем бизнесе. Многие знают, что свадебный сезон чаще всего приходится на лето, но благодаря элементарной акции вы можете создать тренд из зимних свадеб. Презентуйте для ваших партнеров и потенциальных клиентов коллекции работ на все четыре сезона одновременно.
Кроме того, можно создавать коллекции вне сезонов. Например, дизайнер Катя Когут создает коллекции аксессуаров из полимерной глины «Мама и дочка». Они пользуются огромной популярностью в тех семьях, где мать и дочь любят одеваться в одинаковом стиле.
- Найдите хит продаж. Если вы получаете запросы в стиле «хочу такой же», не отказывайте своим клиентам. Поручите тиражирование популярных решений своим ученикам и помощникам — так ваш бизнес начнет расти, а у вас появится время придумывать новые шедевры для самых взыскательных клиентов.
- Используйте старое и «упаковывайте» технологии. То, что вам уже давно кажется простым и понятным, для многих является бесценным знанием. Известный американский ивент-дизайнер Престон Бейли всегда создает уникальные проекты — именно они служат его визитной карточкой, — но это не мешает ему продавать технологии изготовления того или иного арт-объекта. Базовые компоненты, пылящиеся на складе, многократно используются для реализации новых, самых креативных идей его команды.
Подумайте, что еще может приносить пассивный доход, не требуя от вас личного присутствия.