Ну конечно, умны те и другие. Но почему мальчики дольше учатся читать и писать, а девочки лучше учатся в младших классах, а потом сдают позиции?
С чего начинается разница
Они разные с самого начала и развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Ходить мальчики начинают примерно на
Два полезных совета
Когда мама учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт. Сравнивать себя в детстве с ним, приводить себя маленькую в пример сыну — неверно и бесполезно.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение. Его мозг отключает слуховой канал, и ребенок просто перестает вас слышать.
А вот санкт-петербургские нейропсихологи, записывая биотоки мозга новорожденных детей, обнаружили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково, так что, проанализировав взаимодействие электрических потенциалов разных областей коры мозга, можно с большой вероятностью сказать, какого пола этот младенец.
До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство.
Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется больше пространства, чем девочкам.
Если горизонтальной плоскости шалунам мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей... Не ругайте их — это совершенно нормально.
Отличия в развитии мальчиков и девочек
Зачем нужны природе различия в психике мальчиков и девочек? В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие правнуков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания.
Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое.
Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской — на прогресс.
Для продолжения вида нужно много женщин. Поэтому женский пол природа бережет, а мужского ей "не жалко". На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Женщины как бы более одинаковы; у мужчин больше и полезных и вредных мутаций. Потому-то среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.
Мозг мужчины крупнее, более развит, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.
Кто в чем сильней
Как эти особенности мужского устройства сказываются на учебе наши детей? В дошкольном и младшем школьном возрасте у девочек лучше развита речь, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, это не сразу заметно.
В первом классе одной из московских гимназий провели такой эксперимент. Ученые спросили детей, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности: построить дом. Дальше инициативу захватили девочки: а еще можно построить сарай, гараж, забор... Когда тема строительства была исчерпана, голос подал мальчик: "Когда мама солит в ведре грибы, кирпич она кладет для тяжести". Снова лес девчачьих рук — и самые разные примеры, как можно использовать кирпич в виде груза. Тему исчерпали. И снова мальчик: "Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась". Девочки бросились развивать и эту тему. А новый поворот — опять из уст мальчиков: "Можно положить на кирпич доску, получатся качели", "Кирпичи можно бросать, как снаряды"...
Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. При этом они не придают значения тщательности решения и аккуратности оформления. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить двойку.
Девочки и женщины вообще лучше выполняют типовые, шаблонные задания, тщательно прорабатывают детали.
У девочек речь беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов лучше удаются мальчикам. Исследования обнаружили, что уже у
Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь: это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К 7 годам мальчики, как правило, по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год.
У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличии от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.