Любовь и свобода

Полезность: 3,4 из 5 Интересность: 4,1 из 5 (8 оценок)
Содержание

Свобода и естественность часто отождествляются. Это кажется таким верным и гуманным: вести себя в соответствии со своей природой, не ломать ее. Но зададимся вопросом: для кого человек требует свободы, говоря слово "Я"? Что есть "Я"?

Верно ли отождествлять "Я" с теми желаниями, побуждениями, стремлениями, которые рождаются в подсознании? Ведь там бездна, в которой есть и темное, животное, нечеловеческое? Это уже свобода не человека, а свобода животного в нем! Идти на поводу у любого своего желания, считая это свободой, означает подчас игнорирование интересов других людей, нанесение им незаслуженных ран, а через них... и себе самому! Нельзя считать свободой и жесткое требование руководствоваться только выводами рассудка. Рассудок - это тоже не "Я" человека, а лишь часть.

Действительное "Я", это, вероятно, синтез этих двух начал, но такой подвижный, неуловимый, ускользающий, что определить его в словах невозможно! Можно лишь с уверенностью говорить о том, что не есть "Я". И не разбивать себе голову, отстаивая право на отождествление своей личности с минутными настроениями, немотивированными желаниями и капризами! Как и с рассудочными схемами, которые только выглядят порой разумно, а на самом деле являются плодами того же стихийного подсознания, в котором соединились биологические потребности и социальные шаблоны. Поэтому требование такой свободы оборачивается закрепощением человека! Не свободой, а рабством у самого себя!

В чем же тогда заключается свобода человека, если шаг вправо, шаг влево - рабство? К счастью "Я" человека не исчерпывается его телом или психикой. Есть еще такая неопределимая субстанция, как дух. Способность к преодолению любых преград, к выходу за порабощающие пределы, порыв и способность к свободе. Он в себя вмещает все, что есть в человеке, но и еще что-то, помогающее ему вдруг опереться на то, чего не было в нем секунду назад!

Свобода так важна и привлекательна, что ее можно было бы назвать главной ценностью жизни... если б не было любви!



Свобода человека, ради которой разрушается свобода и счастье его брата, не есть подлинная свобода, а есть рабство у собственного произвола. Отказ от своего желания, выбор свободы для брата выглядят ограничением, но если человек эти принципы выбирает добровольно, то в этом и есть высшая свобода, поскольку она соединилась с любовью! Подлинная свобода - поступать так, как велит подлинное "Я"! Но понять его, создать, выстроить можно лишь вместив в себя всю мудрость человечества, научившись любить и прощать и сражаться за чужую свободу, как за свою!

***

Есть на земле особое племя людей, неудержимо устремленных к свободе! Эта пламенная страсть - ярчайшее и обжигающее окружающих качество(!), но способность, в конце концов, ради других людей остановить в себе это почти безудержное движение - свидетельство еще большей свободы! Возможно, свобода, как освобождение от внешних пут - только первая ступенька на пути к высокому, а свобода от внутренних оков, от себя закабаляющего - это настоящая свобода!

Вот один из парадоксов свободы, рационально неразрешимый.

Бывают ситуации, когда человек стоит перед выбором - оставаться свободным или ограничивать свою свободу ради удовлетворения потребностей Другого. Еще как-то можно пойти на ущемление своей свободы ради удовлетворения высоких потребностей Другого - в творчестве, любви, свободе, справедливости, служении... А если его потребности выглядят приземленными? Нужно ли жертвовать своей свободой в этом случае? Если относишься к Другому, как к анализируемому объекту, в котором различимы "высокие" и "низкие" черты, то, вероятно, мысли о нецелесообразности жертвовать свободой могут появиться: Нужно ли говорить, что различение в Другом "высокого" и "низкого" иллюзорно? Что, например, потребности его тела, которые на примитивной шкале следует отнести к "низким", на самом деле могут оказаться выше любых остальных, если, к примеру, обеспечивают его выживание? Кто может брать на себя право определять "высокое" и "низкое" в человеке? Даже Господь не брался судить, он призывал любить! Этот парадокс так волшебно просто разрешается в любви: любящий человек готов к жертвам ради Другого!

***

Н. Бердяев пишет о "свободе от" и "свободе для". "Свободу от", наверное, можно понимать как освобождение от любых ограничений, а "свободу для" как овладение средствами для достижения своих целей.

Говоря о целях, ради которых стоит рваться к свободе, "свободу для" можно понимать, как прорыв к новому, высшему, небывалому, обретение способности к творению! Я полагаю, что это деление - "от" и "для" - условно; на самом деле свобода одна - целостная и неделимая! Но, кстати, она едина лишь для целостной личности, а для многих, изуродованных обществом людей, она имеет лишь одну сторону... Чаще всего они понимают свободу, как "свободу от", стремятся освободиться от любых ограничений, даже полезных, даже диктуемых подлинной моралью. На самом деле это не свобода, а разрушительный бунт! Освобождение должно быть для чего-то, для людей, для большого дела, для высшего блага! Можно на это возразить: свобода не должна быть ради чего-то, она обладает совершенно независимой, самостоятельной ценностью! Так же, как любовь! Справедливость! Красота! Познание! Красивый тезис! Но ложный. Абсолютной ценностью обладает только человеческая жизнь. А если стремление какого-то человека к свободе, любви, творчеству ущемляет свободу Другого, делает его несчастным, то это не свобода, а ее маска!

***

Если есть две равноценные, но противоположные цели у человека, когда он может достигнуть или одну, или другую, но не обе вместе... что же можно считать свободой в этом случае? Человек вынужден отказываться от одной из них. Если это происходит практически интуитивно (что бывает чаще всего!), то о свободе здесь нельзя говорить, человек в этом случае - раб обстоятельств и своего подсознания. Если, выбирая одну из целей, человек руководствуется более высоким, скорее всего надличным критерием, то это тоже несвобода! Но зато у него была свобода выбора! Этот простой пример показывает иллюзорность надежды достижения полной свободы. В каждом шаге человека в неразрывном, вечном единстве сплетены свобода и несвобода! Не возможность осуществить любое свое желание, а свобода выбора оказывается единственной подлинной человеческой свободой! Этого, кажется, так мало, когда душа рвется к небу! Но этого вполне достаточно, чтобы сделать счастливыми других людей, а, следовательно, и себя! Значит, полная свобода невозможна, да она и не нужна! Она означала бы возможность отказа от того, что выше любой свободы!

Камионский Сергей Александрович, kamserg@com2com.ru

Книга
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Любовь и свобода"

Вы не авторизованы.

СВОБОДА И ПОЛНАЯ ЖИЗНЬ. Люди совершают преступления, зная, что
поплатятся за это свободой. Садятся в тюрьмы за свои убеждения. И со слезой
поют о свободе. А сами не прекращают создавать такие государства, где
свободой и не пахнет. И даже "свободные" люди в "свободных" государствах в
конце концов всегда устраивают свою жизнь так, что изо дня в день выполняют
свои о б я з а н н о с т и, свой д о л г: погрязают в утомительной и
бесконечной веренице каждодневных дел. И все их шаги и поступки
предопределены той системой, тем образом жизни, который они сами себе
выбрали, навязали; и делают они не то, что нравится, а то, что надо. И
жалуются, и вздыхают: ах, дальние страны, ах, экзотические путешествия...
Плюнь на все, иди бродяжить, чеши пузо в тенечке. Нет - невозможно: семья,
дети, работа, мнение окружающих, плата за жилье. И почти каждый оказывается
рабом - рабом собственных представлений о том, как ему надо жить.
И выходит, по Марксу, что нет никакой свободы, а есть одна только
"осознанная необходимость"... Да бросьте вы! Еда голодному, кров бездомному
-- это необходимость. А работать сверхурочно и трястись над каждой копейкой,
чтоб купить новую машину, вместо того чтоб с друзьями водку пить и вообще
побольше отдыхать и веселиться - ну какая тут необходимость? Слушайте, ну
кому не хотелось хоть однажды сказать в лицо начальнику, что он хам и дурак,
и уйти, грохнув дверью? И что - помер бы ты после этого, нищим оказался,
несчастья бы ужасные обрушились? Нет, прожил бы, ничего. АН глотаем - любя
при этом "свободу" и мечтая "делать то, что нравится".
И ведь на все найдем причины и оправдания. А если сыщется правдолюбец,
который всегда делает и говорит то, что ему нравится, то дни свои он
оканчивает если не в тюрьме, то в богадельне.
Плод свободы - ядро каторжника.
(М.Веллер "Все о жизни")
2003-10-09, Вот, что ешё.
А чем автору не понравилась "свобода как осознанная необходимость"?


"...человек стоит перед выбором - оставаться свободным или ограничивать свою свободу ради удовлетворения потребностей Другого. Еще как-то можно пойти на ущемление своей свободы ради удовлетворения высоких потребностей Другого - в творчестве, любви, свободе, справедливости, служении... А если его потребности выглядят приземленными?..."

Если говорить о связи свободы и любви, то в любви есть потребность делать приятно/хорошо/тепло Другому (любимому), и тогда вопрос об ущемлении собственной свободы просто не встает. Потому что есть собственное желание и порыв сделать ЭТО, именно для Другого. Разве нет?


".....изуродованных обществом людей".
Нонсенс!
2003-10-09, ЕК
"Свобода обладает независимой ценностью" - Вы называете это тезисом красивым, но ложным. Бездоказательно, ИМХО. И тут же даете другой тезис - "Абсолютной ценностью обладает только человеческая жизнь". Такой же красивый, такой же ложный, и такой же бездоказательный. Опять же ИМХО.

"Освобождение должно быть для чего-то, для людей, для большого дела, для высшего блага". На мой взгляд, это не так. Освобождение не "должно быть", оно вообще ничего не должно. Нужно оно тебе - имей его, не нужно - не имей, только другим не мешай при этом. Оно твое по определению, а не условно (смотря для чего). Хочешь для чего-то, а хочешь и просто так, наслаждайся. Так же как и любовь.

2003-10-09, Кротик
Это говорит скорее о том, что религии, под влиянием которых находится эта самая "большая часть мира" - бред собачий. Мнение безглавого большинства никак не может служить критерием истинности - скорее верно обратное.
2003-10-11, Lightning
Для того, чтобы полюбить по-настоящему, нужно вырасти. Многое пережить и при этом суметь остаться свободным...свободным для любви. Где нет внутренней свободы - там нет истинной любви
2003-10-23, Тень из прошлого
Да, согласна, забыла тоже написать про абсолютную ценность свободы и жизни - бред. Большая часть мира (если в религиозном аспекте)- не признают ни то, ни другое за ценности вообще.
2003-10-09, ЕК
любовь – капризная штука [ссылка-1]
2014-04-03, alisa2015
Поделитесь:

09.10.2003
Обновлено 03.11.2015
Близкие по теме статьи
Первая любовь: польза для подростка, трудности для родителей
Первая любовь: польза для подростка, трудности для родителей
Любовь подростка: что запрещать сыну и его девушке? Свобода и границы
Кто в доме главный? Не старайтесь заслужить любовь ребенка
Кто в доме главный? Не старайтесь заслужить любовь ребенка
Нет истерикам и капризам! Секреты французского воспитания
Муж и жена: любовь навеки? Как рушатся иллюзии о семье
Муж и жена: любовь навеки? Как рушатся иллюзии о семье
Сколько живет современная семья? Мифы о браке: 8 вопросов и 12 ответов для мужчин и женщин
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!