Каждому из нас приходится работать — день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем и год за годом. Недавно я задумался, а любил ли я свою работу? Задумался после того, как решил с нее уволиться.
Решил, потому что устал. Отчего устал, вроде бы непонятно. Коллектив, в принципе, неплохой, начальник тоже. Тогда почему месяц от месяца копится усталость и отвращение?
Сначала я работал, просто занимаясь компьютерами. Работа мне нравилась, я испытывал творческое удовлетворение от результата, знал неплохо "железо" и софт, т.е. разбирался в своей работе. Потом я стал заниматься сайтом, и в принципе это тоже было довольно интересно — современные технологии, SEO, — в общем, передовая линия.
Дело шло неплохо, стало появляться свободное время, в которое я любил попить кофе, поговорить с людьми, просто поболтать, в конце концов.
Заметив это, руководство (или ему "помогли заметить") стало давать мне дополнительные задания — съездить куда-нибудь, помочь директорской дочке "с компутером", подать объявление в газету "Работа для Вас". В общем-то, в каждом из таких действий на первый взгляд не было ничего необычного и тяжелого. Но через какое-то время я понял, что таким образом человек входит в малозаметный, но сильно влияющий на него порочный круг. Занимаясь кучей мелких и внезапно сваливающихся замечаний, ты становишься сошкой, не способной создавать что-либо ценное и интересное. Постепенно угас интерес к компьютерам — просто тяжело стало переключать внимание с задачи на задачу. Чтобы стать в чем-то профи, надо в этом вариться постоянно.
А к чему я все это пишу. Да просто к тому, чтобы люди, устраиваясь на работу, не покупались на "активную движуху" вокруг. Типа, тут мы все суетимся, работаем, все активно. Жалко потерянных лет, а молодежи, наверное, будет интересны кое-какие нюансы.
Задайте потенциальному работодателю простой вопрос: "У вас есть должностная инструкция для меня?" Не покупайтесь на бодрые ответы: "Да разберемся, чего ты, ей-богу, свои ж люди". Даже описание на словах должностных обязанностей может не быть гарантией того, что вы не попадаете в хаотичную контору. Только написанное на бумаге может считаться тем, что можно обсуждать, и что является потом вашим главным аргументом в отстаивании своих прав. На самом деле, многие начальники знают, что запутанного человека легче контролировать: "Как, ты этого не сделал? Ты должен был! Это всем известно!" Но если вы свои обязанности изучите по написанной инструкции, будете знать цель. В этом случае вы легче справитесь с работой. Даже с ее большим количеством. Более того, у вас может появиться больше свободного времени. И знаете, нет ничего плохого в том, что кто-то целый час ничего не делает на работе. Это может говорить о том, что у него все хорошо организовано (а это же всегда легко проверить, господа начальники!). Армейская традиция нагружать того кто попался на глаза без работы — это всегда путь к поражению как для начальника, так и для подчиненного. Гораздо проще описать схему организации — расставить на ней людей, описать схему субординации и координации (еще одна частая ловушка — три начальника с разными точками зрения). Да и отслеживать потом результат на выходе, иногда корректируя, проще. Очевидно, большие конторы стали большими потому, что смогли организовать работу людей независимо от личности начальства. А в России пока многое зависит от личности "шефа". Ушел "шеф", вдыхающий жизнь или дающий пинка, нет и конторы (или отдела, подразделения и т.д.).
От любви до ненависти один шаг. И имя ему — должностная инструкция.