Проблема детского аппетита по своей глобальности сравнима разве что с вопросом приучения к горшку и укладыванием спать. На детских площадках то и дело услышишь: "Да вы что? Правда, так хорошо кушает? А я уж и не знаю, что мне со своим делать. Уже и книжки ему на стол кладем, и игрушки..." Горестно вздохнув, мама сует подбежавшему ребенку очередное печенье.
Надо сказать, что мой старший сын в младенческом возрасте был поистине уникальным ребенком. У него довольно быстро установился режим сна и кормлений, а на каждый прием пищи можно было приглашать зрителей, потому как даже совершенно отвратительное, на мой взгляд, пюре из цветной капусты он ел так, словно вкуснее не было ничего на белом свете – ну очень широко открывая рот и приговаривая: "А-а-м!" Если же божественной пищи вдруг не хватало, ребенок заливался слезами, требуя еще.
В полтора года он съедал на завтрак четырехсотграммовый стаканчик йогурта (ложкой, самостоятельно), а на обед – кастрюльку с супом. При этом я соблюдала только 2 правила – не давать ребенку ничего съедобного между кормлениями (кроме питья, разумеется) и по возможности совершать трапезы в одно и то же время.
Никогда не забуду глаза скандинавов, с которыми мы однажды волей судьбы оказались за соседними столами в турецком отеле, когда они увидели нашего сына, сидящего за столом на обычном стуле, самостоятельно пьющего сок из чашки и выбирающего столовый прибор в зависимости от пищи, которую ему приходилось есть. Рядом на детском стульчике с бутылочкой в зубах и в памперсе сидело их двухлетнее чадо...
Не скрою, в то время я совершенно искренне считала, что так и должно быть у всех. Ну не понимала я мам, которые говорили, что у их отпрыска нет аппетита, к каким уловкам им приходится прибегать, чтобы накормить своего ребенка. Уловки – это вообще отдельная песня, в арсенале каждой мамы или бабушки имеется свое ноу-хау – картинка на донышке прозрачной тарелки, авторская сказка для заговаривания зубов, фирменные блюда (вплоть до того, что каждому дню недели соответствует определенный цвет пищи!), застольные игры типа "открой ротик – залетит самолетик" и прочие изобретения, как собственные, так и передаваемые из поколения в поколение. У меня же выработалось стойкое мнение на этот счет: не бывает детей, которые не хотят есть, бывают взрослые, не умеющие их кормить.
А потом у нас появился Кирюша... Младший сын заставил меня ко многому относиться проще и терпимее. Я уже не только не осуждала мам, которые не могли накормить своих деток, я их понимала. Вот уж точно говорят – трудно понять проблему другого человека, пока такая же не коснется тебя лично.
Когда Кериму исполнилось 9 месяцев, у меня полностью иссякло молоко, и мы перешли на кисломолочную смесь. Соответственно, давать ему грудь в качестве успокоительного уже не имело смысла – ребенок только злился и кусался, оттого что ему в рот ничего не текло. В то же время от положенного ему на обед овощного пюре сын мог запросто отказаться, если в нем вдруг оказывалось недостаточно морковки, а то и вообще безо всяких видимых на то причин. Засыпать на голодный желудок ему тоже почему-то не хотелось, и это был ответ на мой давний вопрос "Зачем кормить ребенка, если он не хочет?" Затем, что он как будто сам не понимал, чего он хочет, но стоило его накормить, как вредность и капризность тут же куда-то исчезали, и дите блаженно засыпало...
Не знаю, стоит ли делиться способом, которым я пользовалась для достижения заветной цели, возможно, кто-то меня осудит, так как метод мой заключался в буквальном запихивании пищи в ребенка. Сын – в положении полулежа у меня на руках, голова на левом предплечье, в левой руке у меня – бутылочка с соком, в правой – ложка, которой я черпаю пюре из тарелки, находящейся на столе. Подносим бутылку ко рту – ребенок радостно открывает рот, убираем бутылку, запихиваем 1-2 ложки пюре, а уже потом даем ему немного пососать, снова вытаскиваем бутылку – опять пюре и т.д.
Понятно, что подобные кормления не доставляли особого удовольствия ни мне, ни Кериму, да и признаться кому-нибудь в своих методах было стыдно. Поэтому, когда мой несговорчивый сынуля восстал против своей детской еды и пожелал того же, что и в тарелке у брата (это произошло ближе к его первому дню рождения), я вдруг решила перейти на новую тактику кормления, под условным названием "Не хочешь – не надо!"
"И ведь правда, - рассуждала я. - Попробовал бы кто-нибудь накормить меня против моей воли! Так зачем я буду ребенка мучить, тем более что он уже достаточно подрос, чтобы попросить есть". И я начала воплощать в жизнь свой новый план.
Когда сын, проснувшись утром, в очередной раз стал отказываться от положенной ему каши, которую я, как заботливая мать, немедленно поспешила ему предложить, я просто увела ребенка с кухни и некоторое время развлекала его книжками и игрушками, мы даже сделали зарядку, которую я давно забросила. Через час я ненавязчиво поинтересовалась: "Может, кушать пойдем?" Кирюша радостно бежит на кухню и, о чудо! Съедает всю тарелку! И ведь точно – в отличие от меня, спешащей на кухню сразу после подъема, или старшего сына, который в ответ на мое "Доброе утро!" отвечает: "Кушать хочу!", муж запросто может совершить утреннюю трапезу спустя час-два после пробуждения. Видимо, младшенький пошел в папу...
Первый шаг был сделан, и теперь я с тревогой ждала обеденного времени. Накормить ребенка супом было сложнее, чем кашей, ввиду того, что это блюдо имело обыкновение проливаться и оказываться где угодно, но только не во рту моего сына, особенно, если уже поднесенная к месту назначения ложка неожиданно встречала препятствие в виде сомкнутых губ и зубов. Опять же, после обеда предполагался сончас, и оставлять дите голодным было нельзя.
Поставив перед сыном тарелку и обнаружив на его лице полное отсутствие интереса к ее содержимому, я неожиданно для себя решила: "Пусть это будет ланч, а обед подождет!" и выдала упрямцу пару кусочков сыра. Когда сыр был успешно съеден, я положила сына в кроватку, вручила ему бутылочку со смесью и удалилась.
Глядя на то, как выспавшийся ребенок с удовольствием поглощает суп (опять же спустя час после подъема, видимо такая уж у него особенность организма, что аппетит просыпается позже), я подумала: "А кто сказал, что обед должен быть в 12-00? Когда мать кормит ребенка грудью по требованию, она мало задумывается о том, почему ему приспичило пососать среди ночи, когда же годовалый малыш не хочет обедать в установленное мамой время, она всеми правдами и неправдами старается его накормить. Хочет ребенок обедать в 3-4 часа дня – ради бога!".
Таким образом, самая главная проблема – с обедом – была благополучно решена, а приобретенный пару месяцев назад пластиковый нагрудник-карман еще больше облегчил мою жизнь, заставив, наконец, задуматься о приучении ребенка кушать самостоятельно.
Что же касается полдника и ужина, то с этими двумя приемами пищи затруднений практически не возникает – на полдник у нас обычно творожные сырки, печенье с соком или еще что-нибудь вкусненькое, а ужин давно готовлю один на всех. Даже если младший откажется ужинать, я не переживаю по этому поводу – перед сном он пьет свой вечерний кефир, поэтому засыпать на голодный желудок ему уж точно не придется.
Не буду утверждать, что больше никогда не прибегаю к уловкам – в жизни бывают ситуации, когда ребенка нужно накормить побыстрее, например, если пора идти к врачу, который работает, скажем, с 13-00 до 15-00 и не будет ждать, пока у моего сына проснется аппетит, или если ожидается приход гостей – и тогда мне помогает банальное заговаривание зубов.
И все же существует несколько принципов, которых я неизменно придерживаюсь:
- обязательный прием жидкой пищи – я могу принять отказ от завтрака, ужина, но не обеда, пусть даже обед состоится на три часа позже;
- не даю никаких "кусков", а тем более сладкого между приемами пищи;
- едим только на кухне, предварительно помыв руки и сев за стол, исключение – приход гостей и праздники (тогда можно вместе со всеми есть в гостиной);
- стараюсь разнообразить меню – я сама не могу два дня подряд есть одно и то же;
- если же ребенок болеет, никогда не заставляю и не уговариваю его поесть, на это время также отменяются все правила и принципы в отношении супов, кусков, сладкого и т.д. и т.п.
Ну и, наконец, самое главное, что я уяснила за те долгие и насыщенные событиями и открытиями четыре года моего пребывания в роли мамы – нужно прислушиваться к своему ребенку, считаться с его особенностями и искать компромиссы во всем, даже в таком вопросе, как режим питания.
Инна О., InnaP2006@yandex.ru.