Лото и некоторые другие игры, построенные на принципе подбора парных картинок, могут сослужить хорошую службу в обучении детей. Кроме того, с этими же карточками можно придумать еще много разнообразных игр. Сделать это совсем не сложно.
Используя принцип парных картинок, можно выучить все, что угодно: цифры, количественный счет, геометрические фигуры, буквы, цвета и оттенки и многое другое.
Геометрическое лото
Начать можно с геометрического лото.
Возьмите альбомный лист. Разрежьте его пополам (по длине). Одна половина станет игровым полем, другая - карточками.
Расчертите каждую половину на три части.
Нарисуйте в каждой клеточке геометрическую фигуру. Обе половинки должны иметь абсолютно одинаковые фигуры, лучше рисовать их по трафарету (линейка с отверстиями в виде фигур).
Потом одну половину листа разрежьте на карточки. У вас получится первое, самое простое лото, в которое можно играть с малышом полутора - двух лет. Мама показывает малышу карточку и просит найти такую же картинку на листе и закрыть ее, при этом называя геометрические фигуры.
Сразу сделайте еще несколько листов, чтобы не наскучить ребенку. Добавьте изображение других фигур или измените размер и соотношение сторон в уже известных фигурах, разместите их на листе под другим углом.
Когда малыш будет легко находить все фигуры, познакомится со всеми имеющимися картами, предложите ему поиграть на двух одновременно.
Через некоторое время продублируйте уже имеющиеся у вас карты и карточки к ним, при этом одинаковые по форме и размеру фигуры раскрасьте разными цветами (или вырежьте из цветной бумаги).
Играя в такой вариант игры, называйте и фигуру, и ее цвет.
Самым сложным вариантом будет игра, в которой встретятся фигуры разных типов, окрашенные в 3 - 5 разных цветов, двух-трех разных размеров.
Используя карточки от такого лото, можно придумать несколько игр дополнительно.
Попросите малыша сложить в одну стопку (или коробку, конвертик, нарисованный на листе бумаги домик и т.п.) все круги, квадраты, треугольники. Чем младше ребенок, тем проще должно быть задание - например, двухлетку можно попросить отделить круги от квадратов (всего два типа фигур) и дать ему не больше десяти карточек. А пятилетнему - дать весь комплект.
Можно назвать фигуры печеньями, конфетами, яблоками и предложить разложить "продукты" по "полочкам", нарисованным на листе, а затем поиграть в магазин с куклами.
Такого же типа задания придумайте, ориентируясь на цвета и размер фигур. Вариантов сюжета может быть много. Например, маленьким деткам (маленьким треугольникам) нужно дать маленькие яблочки или конфетки, а ребятам постарше - нужны средние яблоки и конфеты (средние треугольники), а взрослым - большие.
В таких играх совершенно не обязательно, чтобы цвет или форма фигуры соответствовала реальному цвету или форме того объекта, который она заменяет.
Игра "Четвертый лишний"
Предложите малышу карточки, в которых три фигуры будут иметь один или два общих признака, а четвертая будет отличаться одним признаком от всех.
Можно сравнивать фигуры группами. В одной группе (три-четыре фигуры) все фигуры маленькие, но разного цвета и формы, а в другой - фигуры разных цветов и форм, но большие... Здесь нужно увидеть, чем все фигуры одной группы отличаются от всех фигур другой группы.
Игра "Пирамидка"
Предложите ребенку найти все красные круги, из них показать большой, средний и маленький, затем поставить их по убыванию размера - как пирамидку, снизу вверх. Потом можно найти все синие квадраты, желтые треугольники и т.д. и тоже составить из них пирамидки.
Чтобы усложнить игру, можете дать ребенку, например, такое задание: пусть большой круг будет синим, средний желтым, а маленький красным. Или: пусть вся пирамидка будет красная, внизу - квадрат, в середине - круг, вверху - треугольник. Чем старше ребенок, тем сложнее может быть задание, например, пирамида из девяти кругов, цвета чередуются снизу так: синий, красный, желтый Ребенок должен сам найти из некоторого количества карточек нужные и выполнить задание.
Игра "Дорожка"
Играют двое и более участников. Первый играющий кладет любую свою карточку (карточки делят поровну) на стол. Следующий должен положить рядом свою карточку, у которой есть один общий признак с фигурой на первой карточке. Следующий кладет дальше - так, чтобы получилась дорожка, причем у каждой очередной пары карточек должен быть свой общий признак, не такой, как у предыдущей пары. Если играющему нечего положить, он пропускает ход.
Можно менять условия игры. Например, должны быть два общих признака или ни одного.