Часть 1. Фонетика
Многие дети очень любят игры со словами, их завораживает способность буквы полностью изменить слово. Для начала можно попробовать устные игры "в чепуху". Для этого взрослый заранее придумывает пару слов, отличающихся лишь одной буквой, например, ОВЕЧКА-СВЕЧКА, РОЖКИ-ЛОЖКИ и т.д.
Ребенку предлагается фраза типа: "На лугу паслись свечки". Задача малыша – определить, какое слово имелось в виду. Эта игра очень выручала нас в долгих очередях к врачу и в прочих скучных ситуациях. После этого возникла идея попробовать поиграть так с записанными словами (толчком к ней послужила дискуссия на конференции "Раннее развитие", спасибо всем, кто принял в ней участие!).
Существует великое множество словесных цепочек, отличающихся только одной буквой. Записываем мы их особым образом: неизменную часть слова записываем на плотной карточке, а изменяемые буквы записываем на открывающихся страничках-окошечках. На обороте открывающихся страничек можно нарисовать соответствующий предмет, это будет ответ-картинка. Вот какие у нас были цепочки: ЛУК, СУК, БУК, ЖУК, а также МАК, БАК, РАК, ЛАК; ТОМ, СОМ, КОМ, ЛОМ, ДОМ (иллюстрацию к последней цепочке, сделанную на очень хорошем профессиональном уровне, можно посмотреть на сайте Марии Дружковой. Еще цепочки: БОЛЬ, МОЛЬ, СОЛЬ, РОЛЬ, НОЛЬ; КОЧКА, ПОЧКА, ДОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА; ГОРА, КОРА, НОРА, ПОРА. Меняется средняя буква: БУК, БОК, БЫК, БАК. (Так можно играть и с кубиками Зайцева).
Меняющиеся буквы можно подобрать особым образом, так, чтобы они отражали ту или иную характеристику звука: глухость-звонкость (ДОЧКА-ТОЧКА, ГРОТ-КРОТ, ШАГАЛ-ШАКАЛ, КОСТЬ-ГОСТЬ) или твердость-мягкость (ПАЛЬЦЫ-ПЯЛЬЦЫ, НОС-НЁС, ПЫЛ-ПИЛ, ЛЫСЫЙ-ЛИСИЙ, ВОЗ-ВЁЗ). Можно поиграть с омофонами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному (КОД-КОТ, ЛИСА-ЛЕСА, ЛУК-ЛУГ, ПРУД-ПРУТ). Другой вариант: можно написать слово, в котором одна буква, первая или последняя, закрывается окошечком: УТОЧКА, СТОЛБ, ЩЕЛЬ, УКОЛ, ЗУБР, КОСА, МРАК, ПОЛК, УДОЧКА, ВОЛК.
Часть 2. Морфология
Теперь можно попробовать подобраться к серьезным лингвистическим вещам, например, к составу слова. Итак, изучаем функции суффиксов. Для этого лист бумаги формата А-4 разрезаем пополам вдоль и делим на три части. На каждую часть по верхней линии приклеиваем открывающиеся маленькие странички-окошки: на первую 3, на вторую - 3, на третью - 9. Теперь на трех страничках первой части пишем три слова ДОМ, НОЖ, НОС, на второй части: первую страничку оставляем пустой, на двух следующих пишем ИК, ИЩЕ. На девяти страничках третьей части рисуем дом, нож и нос соответственно среднего, маленького и большого размера (порядок не важен). Задача: составить слово из корня и суффикса (дом, домик, домище и т.д.) и найти соответствующий ответ-картинку. Термин "суффикс" можно пока не называть, а можно сказать, что это такая особая часть слова, которая заставляет слово вырасти или уменьшиться.
Суффикс может иметь и другие функции. Посмотрим, например, на цепочку слов: СТРОИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ, СЛУШАТЕЛЬ, СМОТРИТЕЛЬ. Запишем их так же, чтобы видно было, что первая часть слова может меняться, а суффикс у всех слов общий. Про кого говорят -ТЕЛЬ? Может, ребенок попробует сам ответить на этот вопрос?
Приставки. Подготовительная работа такая же. Пишем на страничках первой части: ПЕРЕ, ЗА, ВЫ. На страничках второй части пишем: ПРЫГНУТЬ, РЫТЬ. На третьей по Вашему вкусу иллюстрируете действия: перепрыгнуть, запрыгнуть, выпрыгнуть, перерыть и т.д. Задача соответствующая. Можно сказать, что здесь приставка – укротительница тигров, именно она заставляет их то перепрыгивать через обруч, то запрыгивать на тумбу и т.д.
Таких слов-игрушек хорошо бы сделать много с разными словами, тогда будет понятно, что число приставок и суффиксов ограниченно, употребляются они с разными корнями и меняют смысл слова. На том же принципе можно показать и окончания: ВЕСЕЛ + ЫЙ, АЯ, ОЕ, рисуем, допустим, мальчика, девочку, солнышко. Можно еще сделать страничку ЫЕ и показать, что такие окончания подходят для всех трех родов.
Еще одна игра про приставки: "Теремок". Первая часть слова – приставка ПРИ. Вторая – меняющиеся слова: ЛЕТЕЛА, СКАКАЛА, БЕЖАЛ, ШЛА, МЧАЛСЯ, ПОЛЗЛА, третья – (расстояние между второй и третьей частью больше, чем между первой и второй): картинка с изображением мухи, лягушки, зайки, волка, змеи (я знаю, что в оригинале ее не было, но хочется лишний глагольчик вставить!). Задача: рассказать о заселении теремка, выбрать, кому какое действие подходит. В игре видно, что приставка здесь одна, а "приставить" ее можно к разным корням. Заодно показываем, что о приближение говорит приставка ПРИ, а не ПРЕ.
Еще одна игра с суффиксами – "Степени сравнения прилагательных". Игра похожа на описанную выше ДОМ-ДОМИК-ДОМИЩЕ, только малыш теперь знакомится не с существительными, а с прилагательными. Персонажами могут быть герои сказок (например, медвежонок Мишутка СИЛЬНЫЙ, медведица Настасья Петровна СИЛЬНЕЕ, а медведь Михайло Иванович – СИЛЬНЕЙШИЙ). Один из трех мудрецов может быть МУДРЫМ (или УМНЫМ), другой – МУДРЕЕ, а третий – МУДРЕЙШИМ. Дочери купца из сказки "Аленький цветочек" – соответственно ДОБРАЯ, ДОБРЕЕ, ДОБРЕЙШАЯ. Можно показать и другой способ образования степеней сравнения – аналитический. В этом случае на неизменяемом окошечке напишем слово, скажем, СИЛЬНЫЙ или КРАСИВАЯ, а на меняющихся БОЛЕЕ, САМЫЙ(АЯ). Задача та же – составить нужное сочетание и найти соответствующий ответ-картинку.
Следующий этап морфологического анализа: игра "Морфологический конструктор" (название предназначено для взрослых), ребенку лучше придумать что-нибудь более благозвучное :-). Заранее готовим карточки, на которых будут написаны разные части речи. Например, приставки: ПЕРЕ, ДО, ВЫ, ПРО, ПО, ЗА, У, НА, корни (для начала предлагаются ХОД, ВОД, НОС), суффиксы К, ИТЬ (строго говоря, это не суффикс, а формант инфинитива), НИК, ЧИК, окончание А, И. Разные части слова можно написать разными цветами или обозначить их так, как в школе (напоминаю, дуга для корня, перевернутая галочка для суффикса, квадратик для окончания, перевернутая "плашмя" буква Г для приставки). Наша задача: из имеющегося набора составить максимальное число слов (НАХОДКА, ПЕРЕХОД, ПЕРЕХОДНИК, ПРОВОД, ПЕРЕВОДЧИК, ВЫВОД и т.д.). Играть в эту игру, добавляя новые части слова, можно до бесконечности. Можно сравнивать получившиеся слова, в которых есть одинаковые части: что общего, например, у слов ПЕРЕХОД, ПЕРЕНОС и ПЕРЕВОД? А у слов ВОДИТЬ, ХОДИТЬ, НОСИТЬ? А что получится, если окончание А заменить окончанием И: НАХОДКА – НАХОДКИ?
Конечно, не все приставки и суффиксы можно механически "приставить" к слову, но в этом тоже есть свой смысл: можно проследить, от какого слова образован тот или иной получившийся вариант: например, слово ПЕРЕХОДНИК образовано не от слова ХОДНИК, а от слова ПЕРЕХОД.
Идея "перестановочек" прекрасно работает и на уровне синтаксиса, о котором будет идти речь в следующей части.
Часть 3. Синтаксис
Попробуем представить себе синтаксические конструкции в виде "перестановочек", попробуем показать малышу, как слова соединяются в предложение. Начинать нужно с сочетания подлежащего и сказуемого, поскольку именно оно является ядром предложения, к которому присоединяются дополнительные члены.
Итак, наша новая книжка будет состоять из трех страничек, каждая из которых разрезана на две части (разрез проходит перпендикулярно линии скрепления страничек). Важен один технический момент: когда странички вашей книжки будут склеены, разрезать их нужно одновременно, тогда перелистывать их отдельные части будет легче. Первая часть – подлежащее, вторая – сказуемое. На первой страничке пишем, например: ЕЖИК КАТИТСЯ, на второй – КИТ ПЛАВАЕТ, на третьей – КОТ КРАДЕТСЯ. Теперь попробуйте перелистнуть одну часть, не переворачивая другую. У вас получится чепуха: КИТ КРАДЕТСЯ, ЕЖИК ПЛАВАЕТ и т.д. По ходу дела ненавязчиво можно пояснить, что на первой части написано, кто действует, а на второй – что именно он делает. Несмотря на фантастичность ситуации, предложение все равно получается во всех трех случаях.
Теперь можно ввести согласованное определение. Для этого страничку делим уже на три части и каждому герою даем определение, например, КОЛЮЧИЙ, ОГРОМНЫЙ, СОСЕДСКИЙ. Принцип действия – тот же самый. Замечательные примеры такого рода можно найти на сайте Марии Дружковой, у Марии примеры были такие: КОЛЮЧИЙ ЕЖИК, УШАСТЫЙ ЗАЯЦ, РОГАТЫЙ ОЛЕНЬ).
Попробуем прийти к правилу согласования: сделаем персонажи грамматически несогласованными, используя разные числа и роды, например, КОЛЮЧИЙ ЕЖИК, МАЛЕНЬКАЯ ПТИЧКА, ПУШИСТЫЕ ЦЫПЛЯТА. Получится ли в этом случае "правильное сочетание"? Значит, определение должно быть согласовано с определяемым в числе и роде (падеж пока оставим, это чуть сложнее).
Вводим обстоятельство. Обстоятельство может быть каким угодно – места, образа действия, времени. Наши герои оказываются В ЛЕСУ, В МОРЕ, ПО КРЫШЕ (обстоятельство места), свои действия они совершают КЛУБОЧКОМ, ШУМНО, ТИХО (обстоятельства образа действия), наконец НОЧЬЮ, ДНЕМ, УТРОМ (обстоятельства времени). В такого рода "перестановочках" наглядно видно, чем похожи эти слова и выражения, на какие вопросы они отвечают. Одним махом малыш заставляет кота клубочком плавать в море или ежика – тихо катиться по крыше.
Теперь попробуем показать, что такое дополнение. Для этого сначала нужно использовать глаголы, которые сочетаются с существительным в винительном падеже (т.е. переходные), например, СХВАТИЛ, ПОВСТРЕЧАЛ, СЪЕЛ, на другой страничке пишем дополнения: МЫШКУ, КАШУ, ВОЛКА. Потом можно попробовать изменять дополнения и сами глаголы в поисках "правильного сочетания": что будет, если глагол и дополнение будут в разных числах: СХВАТИЛ МЫШКУ и СХВАТИЛ МЫШЕК (сочетание все равно остается грамматически "правильным", значит, согласование в числе – не тот принцип, по которому соединяются глагол и дополнение).
А если попробовать взять другие глаголы, например, ЛЕТЕЛ, НАШЕЛ, ПРЫГАЛ? В этом случае, лишь глагол НАШЕЛ будет сочетаться со всеми существительными в винительном падеже, в каком бы числе они ни стояли. Значит, дело здесь именно в глаголах: одни из них могут сочетаться с прямым дополнением, а другие – не могут (здесь можно упомянуть, что такие глаголы называются переходными).
Можно попробовать показать синтаксис предлогов. Скажем, есть ПТИЧКА (МЫШКА, ТИГР и т.д.) и есть КЛЕТКА (НОРКА, ГНЕЗДО). Где находится птичка по отношению к клетке? Одна книжка – предлоги с предложным падежом – В, НА (клетке). Другая – предлоги с творительным падежом –ЗА, ПЕРЕД, ПОД, НАД. Можно сделать и третью часть странички с картинкой-ответом (подробнее о картинках-ответах см. выше, в разделе о фонетике).
Инесса Смык, филолог и мама, lukman@comail.ru.