Учитель в школе, прежде всего, имеет дело с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" и, попросту говоря, — воспитать маленького человека лучше, чем он есть.
Когда ребёнок приходит в школу, то классный коллектив становится реальным миром, и отношения в нём носят не только "учебный" характер. "Фон" положительного воспитания в классе оказывает сильное влияние и на процесс обучения.
Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно-полезной деятельности.
Каждый ребёнок должен быть в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходить в чём-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, кто-то — русский, а кто-то читает много книг... Надо только помочь ребёнку раскрыться.
На первых порах важно оценивать успехи школьника не в сравнении с успехами других, а оценивать достигнутые им результаты, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчёркивая его развитие и продвижение. При этом важно отметить старания ребёнка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов в учении, труде, творчестве.
Для большинства детей успех — сильный стимул к дальнейшему совершенствованию. Выход за рамки привычного, стандартного всегда сопутствует творчеству.
Когда я начинаю работать с первоклассниками, то обязательно ориентируюсь на личность каждого ребёнка, на его индивидуальность. Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны. И личностно-ориентированное воспитание способствует успешному обучению, служит профилактикой стрессовых психических состояний у ребёнка в процессе обучения. Каждый ученик должен в чём-то самоутвердиться.
В первые дни я стараюсь выявить, кто на что способен, чтобы в дальнейшем в процессе работы по возможности развивать способности детей, чтобы каждый из них чувствовал себя на своём месте.
Очень мне помогает в воспитании детей сотрудничество с В.Н.Черкесовым, поэтом, членом Союза писателей России, руководителем областного клуба творческого развития детей "Родная лира". Он организует нам встречи с писателями, поэтами, художниками, музыкантами, артистами. И получается так, что после встречи с писателями дети начинают писать, после встречи с художниками — рисовать... Ведь, как показывает опыт, в каждом ребёнке есть задатки таланта, но если их не развивать, всё "засохнет на корню". Пусть не все из них станут великими людьми, но что все станут лучше, это несомненно.
Уже стало традицией, что, прежде чем поехать на какую-либо встречу, мы с детьми готовим какое-либо выступление. Для этого среди детей распределяю роли: кто-то участвует в инсценировке, кто-то читает стихи, танцует, играет на музыкальном инструменте и т.д. Всё происходит с учётом индивидуальности. В дальнейшем дети становятся более самостоятельными, сами придумывают танцы, разучивают их.
Репетиции тоже имеют большое значение в воспитании детей, так как во время их проведения дети общаются и незаметно для себя показывают то, на что они способны. Распределение ролей исходя из сил, способностей и желания каждого. На этих мероприятиях нет деления на способных и неспособных — роли доступны всем, а не только одарённым детям. Дети самоутверждаются. Ученики учатся писать стихи, рассказы, сказки и параллельно этому учатся быть хорошими людьми. Уже само общение с такими неординарными личностями, как поэты, художники, то есть творческими людьми, оказывает положительное влияние на воспитание детей. Все эти люди интересны, умны. У них есть чему поучиться не только детям, но и нам, взрослым.
Личностно-ориентированный подход в воспитании ребёнка с выходом на индивидуальность имеет очень большое значение. Приведу конкретный пример на самой яркой личности моего класса, требующей особого подхода в воспитании.
Первого сентября, когда мои дети стали второклассниками, у меня появился новичок — такое милое рыжее существо, напоминающее героев фильмов из серии "Ералаш", с такой же милой рыжей мамочкой. Она представилась мне и представила своего сына, который вежливо улыбнулся, поздоровался и, как прилежный ученик, в смущении опустил голову. Всё это меня не обрадовало, а насторожило. Потому как рыжие мальчики у меня всегда хоть в чём-то, но были проблемными детьми. И ещё насторожило то, что он будет ездить ко мне из пригородного посёлка, в котором есть две школы. Я к завучу: "Кто такой? И почему будет ездить в такую даль?" Оказалось, всё очень просто: ребёнку негде учиться — отчислили из обеих школ. И мама по совету родителей моих бывших учеников выбрала меня.
Уже на следующий день новый ученик мне заявил, что он "гиперактивный", а в посёлке его все знают и называют "рыжий и бесстыжий". И началась в классе "весёлая" жизнь. Он оказался чрезмерно боевым, очень подвижным, совершенно не умеющим сдерживать себя и подавлять свои желания. Сразу же начал бить всех детей просто так, ни за что! Всех подряд.
— Почему ударил?
— Не знаю! Просто захотелось ударить.
— А себя бы смог?
— Смог!
И начинает биться головой.
Никакие воспитательные беседы не помогали. Приходили родители обиженных детей, а обижал он всех. Ходили к маме — безрезультатно. Обращались к психологу, социальному педагогу — тщетно. Ничего не действовало.
Но что собственно можно было ожидать от этого ребёнка, у которого в семь лет за плечами уже было много негативного: отец, которого ребёнок очень любил и был привязан к нему, уехал в Прибалтику и не вернулся, женился там и уже имеет там двух детей. Он мечтал о встрече с отцом, в школу носил фотографии отца, показывал их мне. В этом году его мечта сбылась. Отец его навестил. Впечатлений — море.
Мать и бабушка с воспитанием ребёнка не справляются, хотя очень стараются. Прикладывают много усилий, но не являются для него авторитетами.
Когда он пошёл на подготовку в школу, то после подготовительных курсов учительница сказала, чтобы в эту школу его не приводили. В первый класс он пошёл в другую школу, но после окончания учебного года маме предложили его забрать из школы. До перехода в нашу школу он имел ряд приводов в милицию: пошёл на рынок — украл арбуз, пошёл в магазин — украл из кассы 1 500 рублей, у соседа стащил деньги и т.д. Куда не пойдёт — везде что-нибудь натворит. Случилось в семье горе: от рака в молодом возрасте скончался брат матери. Во время похорон, пока родные скорбели у гроба, залез под гроб и поджёг его. Покойника спасли, а гроб пришлось заменить. Подобных примеров можно привести ещё много. После первого класса в летний период находился на перевоспитании в ОСРЦ (областной социальный реабилитационный центр).
Мать его старалась определить в спортивную школу, в шахматную школу, где он успешно занимался, но из-за поведения его везде выгоняли. Никто не хотел с ним возиться.
И в результате он пришёл ко мне, считая себя ненужным никому, как бы лишним в нашем обществе, заявляя мне о том, что он плохой, что его никто не любит и что он хочет умереть. Почему такое произошло? Просто с раннего детства его активность не была направлена в нужное русло, а напротив, его активность старались сдержать постоянными запретами. Из-за этого у ребёнка возникли непримиримые противоречия между естественными потребностями, обусловленными особенностями его нервной системы, и представлениями окружавших его взрослых о том, как должен вести себя "хороший" ребёнок. Ему необходимы были физические нагрузки, подвижные игры, занятия спортом, где он мог расходовать свою недюжинную энергию и тем самым становиться более уравновешенным и спокойным, но, как я уже говорила, у тренеров терпения на воспитание не хватило. От ребёнка просто поспешили избавиться, что нам, учителям, конечно, не позволительно. Поэтому мы всегда стараемся положение исправить, хочется нам этого или нет.
В классе у меня тоже с его появлением возникли серьёзные проблемы. Кроме того, что бил детей, двух и вовсе чуть не задушил. Если бы не вездесущая наша бабушка-уборщица, то, наверное, быть беде. На перемене понесла в библиотеку книгу, а он ремешком попытался задушить одноклассника. Хорошо бабушка в этот момент вошла в класс. Пришлось во избежание несчастных случаев запретить детям носить в школу ремни, пояса, шарфы... Так выход все равно был найден: вытащил из куртки одноклассника шнурок и попытался на перемене задушить его. Когда я забежала в класс, то ужаснулась: на полу лежит Артем, хрипит, а Павлик навалился на него и душит шнурком. Детей кусал через одежду так, что прокусывал до крови. Купили родители девочке куртку. Она пришла в ней. Я похвалила её обновку, а когда собрались идти на прогулку, то увидели, что куртка сверху донизу разрезана.
Я старалась его вовлечь в трудовую деятельность класса: помыть доску, подмести пол... Он это делал с удовольствием и умело. Мать удивилась — ничего подобного дома он не делал. Но всё равно этого для его воспитания было недостаточно.
При очередной поездке на городское мероприятие я забеспокоилась, как везти туда Павлика — в лучшем случае опозорит своим поведением и класс, и школу. Можно его просто было не взять с собой, но в моей практике этого нет. Я не могу поступать так с детьми. Я дала ему роль. Его выступление оказалось очень удачным, так как он ничего и никого не боится, вообще в какой-то мере талантлив. Он произвёл большое впечатление на присутствующих. Его сразу же отметили, и в дальнейшем ни одно выступление без него не обходится. Когда организаторы договариваются со мной о каком-либо выступлении, то обязательно просят в программу вставить Пашу. Его всегда все выделяют как талантливого ребёнка и уделяют ему много внимания. Примечательно то, что он не зазнаётся и не хвастается. Ведёт себя всегда на мероприятиях примерно. Кроме того, он хорошо пишет стихи, рассказы. Чаще других печатается в газетах "Большая переменка" и "Смена". Его рисунки тоже можно увидеть в газетах. Неоднократно он был победителем различных школьных, городских и областных конкурсов. А самое главное — он почувствовал себя нужным, увидел к себе интерес, научился себя контролировать и сдерживать. Кроме того, я считаю, что во мне он увидел своего друга, которому можно доверить свои и радости и горести. На каникулах или выходных звонит мне и делится чем-либо сокровенным.
Второй класс для нас был очень тяжёлым. С третьего класса уже всё было по-другому. По крайней мере, уже ни что не угрожало жизни детей.
В конце минувшего учебного года мои четвероклассники писали сочинение на тему "Что мне запомнилось в школе?". Среди героев в сочинениях чаще других назывался Павлик, о котором я рассказала. Причем одноклассники написали о нем только хорошее.
Ориентация на личностный характер обучения и воспитания способствовала укреплению веры трудного ребёнка в свои силы, изменение его как личности в лучшую сторону.
Как видим, воспитание должно иметь ещё и развивающий характер. Воспитательная работа должна быть поставлена так, чтобы она способствовала развитию ребёнка, то есть учитель должен ориентироваться на качественные сдвиги в личности ребёнка, на перспективу его интеллектуального и эмоционально-волевого развития.
Конечно, Паша остаётся проблемным ребёнком, но совсем не сравнить с тем, каким он был три года назад. При личностно-ориентированном подходе эти сдвиги налицо. Меня тревожит, что будет дальше — встретится ли такой учитель, который будет терпеливо относиться к нему, направлять его энергию в нужное русло.
учитель начальных классов, г. Белгород