"Зачем человеку каникулы? Задумывался кто-нибудь? А человеку каникулы затем, чтоб отдохнуть!" - поется в песенке из нашего детства. Так считали мы сами, когда учились в школе.
Заняться на каникулах математикой? А если начальник предложит вам усовершенствовать профессиональные навыки во время отпуска?
Победи усталость
Наши дети устали за эту странную темную зиму и переменчивую весну. Ослабли физически - не видя солнца, мало гуляя и двигаясь. Не позавидуешь и нервной системе - мало положительных эмоций, зато много требований и тревог, да еще эта постоянная спешка. Наконец, истощился мозг, у большинства детей в начальной школе он уже зимой работает как лампочка вполнакала, что уж говорить о конце учебного года. Проявляется это в том, что умный ребенок никак не может собраться и сесть за уроки. Учитель говорит: "Витает в облаках". "Может, но не хочет". А все дело в том, что мозгу ребенка не хватает энергии. Ее дают прогулки на свежем воздухе, контрастные водные процедуры и яркие впечатления. Чем более ребенок активен, чем разнообразнее его ощущения, тем лучше работает мозг. То же самое, кстати, детские врачи считают главным для укрепления иммунитета. Пусть ваш ребенок ходит летом босиком по песку, по скошенной траве, утоптанной тропинке и вскопанной земле, гальке - это и мягкое закаливание, и рефлексотерапия, которая буквально оживляет весь организм. Причем хождение босиком гиперактивных детей успокаивает, а медлительных - тонизирует.
Все вместе
Для человека не старше 11-12 лет важно ощущение надежного дома и стабильности, так что пусть "место летнего жительства" будет по возможности одно. Слишком частые перемены заставляют каждый раз к ним приноравливаться, но адаптационные способности детей этого возраста еще не очень развиты. Одна-две яркие запоминающиеся поездки - этого вполне достаточно для летней программы младшего школьника. А вот две недели у одной бабушки, две недели у другой, потом чуть-чуть дома смена в лагере, а потом уж в отпуск с родителям - это чересчур.
Отдых всей семьей надо запланировать обязательно. Психологи утверждают, что ребенок, еще не вступивший в подростковый возраст, любым развлечениям и контактам со сверстниками предпочтет пребывание с родителями. Да и в 12-14 лет это все еще актуально, просто подростки усиленно прячут "родственные чувства", хотят выглядеть независимыми. Пусть вы не можете сейчас себе позволить две недели на курорте, проведите их на той же даче. Сходите за грибами, поиграйте в футбол-волейбол, поучите сына водить машину, важно, чтобы в это время вы все жили друг для друга, а не для неотложных дел. Напитайте ребенка своей любовью, ведь она нужна ему не меньше, чем солнце и фрукты. И не забывайте, приезжая на выходные, интересоваться жизнью вашего маленького отпускника, с кем он проводит время, чем увлечен, о чем грустит. Планируя лето, не забывайте, что ребенок имеет право голоса. И неплохо устроить обсуждение: найти компромисс между его желаниями и вашими возможностями. Составьте план каникул, напишите и оформите прошлогодними фотографиями или картинками из журналов. Накануне очередной "передислокации" предупреждайте ребенка. Но а если он категорически заявляет "не хочу", не оставляйте это без внимания, поймите причину и найдите способ пойти навстречу.
Знания без учебы
"Так что же, совсем с ними не заниматься летом?" - спросит встревоженная мама, дочитав до этого места. Отвечаем: заниматься. Но иначе, чем в школе, а именно - читать и играть, тем самым развивая мозг, подготавливая его к учебному сентябрю. И в этом нет ничего удивительного. Эти два вида деятельности развивают большинство способностей и умений, необходимых для успешной учебы.
Ребенок, умеющий играть, меньше тяготится правилами школьной жизни, ему легче воспринимать требования учителя. Знание правил многих игр выводит школьника на позицию лидера компании сверстников, а умение эти правила объяснить развивает его речь и логическое мышление. Игра "Я знаю пять имен..." развивает координацию движений, моторику рук классифицировать, активизирует память... Разве в школе это будет лишним? "Дочки-матери" и футбол, "вышибалы", "казаки-разбойники" и только что придуманная ролевая игра по мотивам нового фильма - годится все, лишь бы существовали четкие правила и не было жестокости и унижения. Если дети сколотили компанию и увлеченно играют, радуйтесь и не прерывайте их. У поколения сегодняшних дошкольников и школьников лето - это почти единственная возможность компенсировать нехватку в жизни интересной игры.
А есть и специальные игры, которые нейропсихологи даже рекомендуют для детей с определенными проблемами. Например, если ваш ребенок часто пропускает буквы в словах при письме, можно выкладывать их из камешков, писать пальцем на песке и стебельком цветка - друг у друга на спине или играть в "балду" или "эрудита". Главное - не прерывать ребенка, когда он занят важным делом. В конце концов, можно начиная с середины августа пройти курс нейропсихологической коррекции и подготовки к учебному году. Но до этого времени дайте ребенку отдохнуть!
- Здорово, если у ребенка есть возможность плескаться летом в водоеме - в море, пруду или надувном бассейне. Для здоровья имеет значение не размер, а сама водная среда и контраст температур.
- Не держите на даче DVD-проигрыватель и компьютер. И телевизионный просмотр должен быть строго ограничен. Щадящий вариант: приезжая на выходные, привозите с собой новый интересный фильм и смотрите его все вместе. А до следующих выходных техника отдыхает.
Воспитание читателя
Если ваш ребенок начал уединяться с книгой, не дышите! Не спугните Читателя, это редкое, почти ископаемое сегодня существо. Если школьник умеет читать сам, но просит почитать вас, обязательно выполняйте просьбу. Если сам читает еще плохо или без особой охоты - тем более. Только не заставляйте! Придумайте разнообразные способы вовлечения в чтение и подбрасывайте их время от времени ребенку. Держите под рукой книги, способные, на ваш взгляд, его заинтересовать, а по школьному списку купите... аудиокниги. Доказано, что дети, выросшие на них, вскоре пополняют ряды "настоящих" читателей. Если занятий не избежать - в школе задали на лето целый том или надо сдавать осенью какой-то предмет, - оцените свои силы. Делать это можно только на положительных эмоциях (причем и своих, и ребенка), кроме того, вам придется быть очень изобретательными. Возможно, вас вдохновит пример одной мамы, изо дня в день писавшей со своим сыном диктанты. Тексты были ее собственные, детективного содержания, кроме того, она с успехом использовала "эффект Тома Сойера", так что за большим столом на дачной веранде в послеобеденное время собирались все соседские мальчишки. Или пример другой мамы, придумавшей оригинальный способ запоминания таблицы умножения с помощью стихов собственного сочинения. Этим летом вы непременно придумаете что-нибудь подобное. Или просто вместе насладитесь отдыхом, теплом и радостью от общения друг с другом.