Силуэт добермана, ротвейлера, ризеншнауцера заслуженно считается классикой собачьей красоты. Все мы привыкли к традиционному виду этих собак: сильная морда, развитый корпус, мускулистые лапы и обязательно — купированные уши и хвост. Но в последние годы на улицах все чаще можно встретить хвостатых и ушастых доберманов и ротвейлеров. Эти перемены — не просто дань моде.
Для многих российских заводчиков хвостатые и ушастые псы — не добровольный выбор, а жизненная необходимость. Все дело в запретах на купирование, которые за последние 10 лет были введены более чем в 10 странах, входящих в Международную Кинологическую Федерацию (FCI). Теперь купированную собаку нельзя будет выставить ни в Германии, ни в Бельгии, ни в Швейцарии, ни на знаменитой выставке "Крафтс" в Бирмингеме.
Традиции и реформы
Купировать собачьи уши и хвосты начали еще в Римской Империи: тогда это было практической необходимостью. Длинный хвост пастушьей собаки собирал репьи и грязь на поле, а охотничий пес до крови обдирал хвост в зарослях, когда бежал за дичью. Бойцовским и охранным собакам хвост и уши отрезали по той же причине, по которой сейчас стригут волосы любители уличных драк — чтобы враг не мог за них ухватиться. И мы так к этому привыкли, что собака с купированными ушами и хвостом автоматически воспринимается многими как более агрессивная и опасная.
Сейчас большинство людей приобретают собаку не для охраны и охоты, а в качестве компаньона. Купирование хвостов и ушей давно перестало быть функциональным и превратилось в косметическую операцию. Как следствие, начиная с 80-х годов прошлого века европейские страны стали одна за другой налагать запрет на купирование. Сейчас оно законодательно запрещено в целом ряде государств — Финляндии, Швеции, Нидерландах, Румынии, Австралии, Израиле, ЮАР: В Бельгии купированных собак запрещено выставлять и продавать. В Германии купировать можно только собак, которых используют для охоты — чтобы получить разрешение на операцию, вы должны доказать, что она проводится не в косметических целях.
Клубы 34-х стран, входящие в FCI, одна за другой запрещают участие купированных животных в выставках и племенном разведении. А поскольку каждая страна сама устанавливает стандарты для своих национальных пород, то соответственно меняются и требования к выставочным собакам. Так, в международных стандартах столь популярных в России немецких пород (доберман, ротвейлер, ризеншнауцер, цвергпинчер) сейчас указано: "вид хвоста естественный".
Главная кинологическая организация России — Российская Кинологическая Федерация, — не входит в FCI, и для наших заводчиков европейские законы не писаны. А официальная позиция отечественных кинологов кардинально отличается от европейской. "Я считаю, купирование функционально необходимо, и эстетически некупированные собаки много теряют, — комментирует Александр Иншаков, президент РКФ. — Эта европейская мода — просто вредительство. У наших национальных пород, таких как черные терьеры и кавказские овчарки, никаких нововведений не будет: собак, которых мы купируем, будем купировать и дальше. Что касается немецких пород, пусть заводчики решают сами: в российских выставках купированные и некупированные собаки участвуют наравне".
Однако, какая бы ни была позиция у РКФ, факт остается фактом: для купированного ротвейлера или добермана европейская выставочная карьера теперь закрыта. А между отечественными кинологами и заводчиками идут ожесточенные споры: "реформаторами-западниками" считают купирование бессмысленной жестокостью, "традиционалисты" — безвредной практикой, которая делает собаку красивее и облегчает ее дальнейшую жизнь. Так что же такое купирование — варварская традиция или полезная процедура?
Болевой шок
Купирование ушей обычно проводится в возрасте 5-8 недель. Хотя операция проходит под наркозом, для щенка это большой стресс — малыша разлучают с матерью и хозяином, относят в ветеринарную клинику, полную пугающих звуков и запахов. Отойдя от наркоза, он испытывает боль. За операцией обычно следует несколько посещений ветеринара для фиксации ушей — эти процедуры также болезненны и приносят массу неприятных переживаний как щенку, так и его хозяевам.
Купирование хвоста — гораздо менее серьезное вмешательство. Его либо отрезают специальными купировочными ножницами, либо перевязывают резинкой — тогда кровоснабжение в перевязанном кончике хвоста прекращается, и он отсыхает сам.
Купирование хвоста обычно производят в возрасте 1-3 дней — без анестезии, поскольку считается, что в первые дни после рождения у щенков не развит участок мозга, отвечающий за болевые ощущения. В то же время, многие ветеринары отстаивают необходимость полного запрета на купирование, утверждая, что щенки в процессе операции переживают болевой шок.
"Конечно, купирование для щенка неполезно, — говорит Глеб Литвинов, владелец питомника ротвейлеров "Черный Легион". — Здоровый и сильный щенок переносит его легко, но если малыш родился ослабленным, операция может стать для него большим стрессом. Хорошо еще, если операцию проводит хороший, профессиональный ветеринар. А если что-нибудь сделано неправильно и в ранку попадет инфекция?"
Немецкий Бундестаг, налагая запрет на купирование, определил эту процедуру как "крайне болезненную". А европейское общественное мнение склоняется к полному отказу от косметических операций над животными. Так, официальное заявление Ассоциации Ветеринаров за Права Животных гласит: "Мы категорически против операций, единственная цель которых — изменить внешность животного для удовлетворения капризов человека. Купирование хвостов и ушей неприемлемо по той причине, что боль и страдания, которые животное испытывают из-за этой операции, не окупятся сторицей: данные операции не являются необходимыми для здоровья и жизни собаки".
Сторонники купирования считают разговоры о жестокости этой операции дешевым популизмом. Хотя физические страдания собаки — медицинский факт, степень этих страданий человеку, действительно, определить сложно. "С точки зрения врача нет разницы между купированием ушей и хвостов и, например, кастрацией, а от нее никто пока отказываться не спешит, — говорит ветеринар "Клиники Сотникова" Арсений Геласимов. — Существуют и более негуманные операции, например "мягкие лапки" (удаление третьих фаланг у кошек) или "тихий лай" (удаление голосовых связок у собак). На мой взгляд, проблема не так серьезна, как ее пытаются представить".
За и против
Вопреки расхожим заблуждениям, купирование или его отсутствие никак не влияют на здоровье собаки. Частые заболевания ушей у некупированных собак, сбитые в кровь хвосты доберманов, фотографии которых курсируют в интернете, — не более чем миф. "Некупированная собака прекрасно научится пользоваться собственным хвостом, и будет травмировать его не чаще, чем кошки или обычные хвостатые собаки, — уверен Арсений Геласимов. — И воспалительные заболевания ушей у некупированного боксера будут встречаться не чаще, чем у купированного. Надо заметить, что у таких собак, как кокер-спаниели, бассеты, известных своими проблемными ушами, их как раз не отрезают".
Для служебных качеств собаки хвост и уши также не играют никакой роли — если, конечно, ее не использовать для охоты или собачьих боев (которые запрещены в России и многих странах мира). А некоторые собаководы даже утверждают, что купирование вредит рабочим качествам животного: "Оно делает служебных собак неполноценными, — говорит владелец добермана Евгений Ордин. — Ведь в природе все функционально: хвост, например, нужен, чтобы управлять телом в прыжке".
Один из наиболее весомых аргументов против купирования — что хвост и уши нужны собаке, чтобы выражать эмоции. "Хвост и уши помогают собаке передавать самые разные эмоции: настороженность, гнев, страх, — комментирует Арсений Геласимов. — Поэтому наличие хвоста немаловажно для общения собак и адаптации в группе".
Конечно, аргументы "за" и "против" можно приводить бесконечно, ясно одно — самой собаке купирование не нужно. Стоит ли подвергать своего питомца даже несложной операции только ради соответствия человеческим представлениям о красоте, каждый владелец решает сам. Как бы то ни было, людям, которые заводят собаку "для души", не так уж важно, длинный у нее хвост или короткий — главное, чтобы она была здорова и счастлива. А вот для тех, кто мечтает о выставочной карьере своей собаки, все гораздо сложнее.
Хвост колесом
Переход к новым стандартам уже поставил массу проблем перед заводчиками. Одна из них связана с селекцией формы хвоста. У хвостатых пород отбор по форме хвоста шел одновременно с отбором по другим признакам, — именно так лайка получила забавный "бублик", а сеттер — длинную пушистую "метелку". А у доберманов, ротвейлеров и других купируемых пород красота и пропорциональность хвоста никого не волновали, так как "носить" хвост щенку предстояло всего несколько дней. И в результате генетически форма хвостов этих пород не закреплена и может быть практически любой, в том числе и "неправильным": тонким, деформированным, с заломами или "колечком".
"Мне больше нравится, как собака выглядит без хвоста, — говорит Анна, владелец питомника доберманов "Анлит Рилайнс". — Ладно еще, если хвост нормальный, а если он кольцом заворачивается на спину? Это уже дворняга какая-то, а не доберман. Не те собаки, которых мы привыкли видеть, которых любим".
За счет "неправильного" хвоста многие псы, которые, будучи купированными, представляли бы собой идеал собачьей красоты, могут потерять шансы на призы на выставках и участие в племенном разведении — их придется просто-напросто выбраковать. Это может существенно сократить поголовье собак, пригодных для разведения, и тем самым обеднить генофонд породы.
"Безусловно, некупированные собаки безусловно представляют риск для заводчика, — комментирует Глеб Литвинов (питомник ротвейлеров "Черный Легион"). — Но я считаю, проблему формы хвоста можно решить. Конечно, если бездумно скрещивать двух собак с слишком длинным или высоко посаженным хвостом, у щенков хвост скорее всего будет иметь неправильную форму. Но внимательно подбирая пары, можно добиться, что эта часть тела у щенков будет такой же красивой и пропорциональной, как и все остальные".
Проблемы селекции, которые создают некупированные хвосты и уши, конечно, решаемы, но это — дополнительная работа для заводчиков. Особенно если учесть, что стандарты на уши и хвосты развиваются и меняются. Например, после запрета на купирование цвергпинчеров Германия ввела стандарт, позволяющий и висячие, и стоячие уши. А теперь стоячие уши собираются запретить — и множество цвергпинчеров окажутся забракованными. Многим из них придется "вешать" уши, изменяя их форму с помощью регулярного массажа и прочих процедур.
За бортом
Еще одна проблема связана с выставочным потенциалом "хвостатой" собаки. Многие заводчики уверены: на данный момент в России с купированной собакой победить гораздо легче. Во-первых, ее уши и хвост не обязаны быть идеальными. Во-вторых, купированная собака пока выглядит более привычно.
"Да, на российских выставках все еще существует дискриминация, — говорит заводчик цвергпинчеров Елена Мышковская. — Есть судьи, которым хвостатые собаки не нравятся. Бывает и так, что судьи теряются, "не видят" некупированных собак. Хотя, конечно, нельзя сказать, что с некупированной собакой выставку не выиграть". "Купированные собаки гораздо больше импонируют нашим судьям, — согласна заводчик доберманов Анна. — Да и за границей, там, где купированных собак разрешается выставлять, они берут главные призы".
Заводчики надеются, что такая дискриминация — просто нежелание принять перемены, и со временем она отойдет в прошлое. Но купированной собаке путь на многие европейские выставки заказан уже сейчас, и судя по всему, таких выставок будет становиться все больше и больше. Купированные собаки немецких и других европейских пород окажутся "за бортом" конкурсов красоты и племенного разведения. Выводы напрашиваются сами собой: если вы хотите, чтобы питомец "делал карьеру", участвовал в мировых выставках — вероятно, вам лучше приобрести хвостатого и ушастого щенка. В остальных случаях выбор остается за вами. Ведь, в конце концов, счастье собаки зависит не от ушей и хвоста, а от любви и заботы хозяина.