Любому родителю легко попасть в ловушку между двумя состояниями в развитии ребенка – "он еще маленький, не стоит тревожиться" и "почему так долго ждали и тянули время". Вместе с детским речевым неврологом, главным врачом клиники "ДокторНейро" Кириллом Владимирович Грабовским выясняем, на какие тревожные сигналы стоит обратить внимание, чтобы не терять драгоценное время.
Что должно насторожить?
Врачи убеждены, что проблем всегда гораздо меньше в тех семьях, где с ребенком общаются, постоянно ведут диалог, помогают с рождения формировать активный и пассивный словарь. Вот почему различные занятия на развитие мелкой моторики, игры в мячик, пальчиковая гимнастика, разучивание стихов и чтение так важны. У любого малыша есть определенные этапы в развитии, "умения", которые он осваивает в том или ином возрасте. Что должно насторожить?
Ребенок в 2 месяца, видя любого знакомого взрослого, ведет себя равнодушно, не улыбается, не двигает активно ножками и ручками.
В 6 месяцев не проявляет эмоций и не издает звуков, когда чего-то хочет – например, чтобы взяли на ручки, покормили или дали любимую игрушку.
В 9-10 месяцев не играет в "повторюшку": не подражает звукам, не "звонит" по телефону, не хлопает в ладоши. Также отсутствует реакция, если взрослый на что-то показывает, чтобы вызвать интерес ребенка.
Малышу 11-12 месяцев, а он не машет ручкой на прощание и не мотает головой, если не хочет овощи на обед. Равнодушен, если мама просит показать в книжке зайчика или солнышко.
Что должен уметь делать ребенок?
1 год: подражать любым новым словам и звукам, произносить от 5 до 10 простых слов, узнавать на фотографиях близких – бабушку, дедушку, сестру, понимать, что значит "нельзя" и выполнять просьбы "принеси", "найди", положи на место". Малыш уже способен самостоятельно пить из кружки, выполнять какие-то разученные ранее действия – например, катать машинку или укладывать куклу спать. Если ребенок пока не ходит самостоятельно, то уже должен хотя бы передвигаться у опоры. Стоит насторожиться, если он этого не делает и даже не пытается.
2 года: говорить простыми предложениями. По нормам речевого развития его словарь достигает 200 слов. Также ребенок способен понимать простые просьбы, владеть указательным жестом, проявлять яркий интерес к любым детским площадкам. Отсутствие любого из пунктов – повод обратиться к неврологу.
3 года: активно задает вопросы и отвечает на них, вступает в диалог. Ребенок познает мир, поэтому ему все интересно и все нужно знать. Появляется такое важное и значимое "я сам". Малыша увлекают различные развивающие сортеры, крупные пазлы из 4 частей, с помощью взрослого он может составить небольшой рассказ по картинке и рассказать, что делал днем. Малыш должен знать многих животных, названия транспорта и т.д. При любых отклонениях от нормы стоит проконсультироваться со специалистом.
4 года: малыш способен составить рассказ из нескольких предложений, правильно сосчитать до 10, классифицировать предметы по разным признакам. Ему не составит труда запомнить и рассказать легкую историю, которую прочитали мама или папа. Также он знает, что такое право-лево, вверх-вниз, спереди-сзади. Может ловить и бросать мяч.
5 лет: ребенок может одеваться и раздеваться самостоятельно, чистить зубы и умываться. Концентрация на интересной игре или каком-то занятии может длиться около 15 минут. Ребенок способен додумывать сюжет, склонять части речи, употреблять правильные по смыслу предлоги и время. Если он неправильно выговаривает некоторые звуки (как правило, это "р" и "л"), нужно обратиться к логопеду – желательно, чтобы до школы звукопроизношение не вызывало вопросов.
6-7 лет: ребенок уже отлично может рассказывать стихи, пересказывать сказки, запоминать не менее 9-10 предметов или слов. У него правильное звукопроизношение и окончания слов. Он начинает читать по слогам. Знает свое и родительские имена, фамилии и отчества, домашний адрес. Ребенок может удерживать внимание и не отвлекаться в течение 20 минут, складывать и вычитать в пределах 10, правильно держать карандаш и ручку.
! Конечно, очень большое значение имеет здоровый сон ребенка, правильное сбалансированное питание. Все это помогает в любом возрасте быть активным, преимущественно в хорошем настроении. Некоторые проблемы ребенок "перерастает", но в процессе компенсации могут произойти разные вторичные изменения или зафиксироваться изменения, которые должны уже были уйти. Поэтому очень важно проходить все плановые консультации, не ждать, когда случится "он перерастет", а вовремя начинать коррекцию и терапию.