Сегодня Юрия Коваля печатают намного больше, чем еще несколько лет назад. Сначала интерес издателей распространялся преимущественно на "взрослые" вещи ("Суер-Выер", воспоминания), а сейчас и детские книги Коваля пользуются успехом.
Вернулась на прилавки и незаслуженно забытая чудесная и экспериментальная в некотором роде серия книг, в соавторстве созданных Ковалем и художницей Татьяной Мавриной: "Заячьи тропы", "Снег", "Стеклянный пруд", "Журавли", "Жеребенок" и "Бабочки".
Репринты этой прекрасной серии полностью соответствуют оригиналу: точно так же, как тридцать лет назад, выглядят каждая картина, буквица, написанные рукой Мавриной названия рассказов Коваля. На плотной мелованной бумаге виден каждый штрих, каждый мазок, а цвета переданы насыщенные и сочные. Изданные с применением современных технологий, с бережно обработанными старыми иллюстрациями, настроение эти книги дарят то же, что и раньше — чистое и светлое.
Их история действительно необычная. В разные годы Коваль и Маврина бывали в одних и тех же местах. Один — описывал свои впечатления словами, создавая лирические и чувственные зарисовки, другая — рисовала картины, перенося на холст поля и озера, бескрайние леса и цветочные поляны. Увидев позже рисунки Мавриной, Коваль сразу узнал на них ту самую реку, где отлично ловится язь, деревню с колокольней, которой когда-то и сам залюбовался, и множество других мест. Результат их сотрудничества оказался воистину волшебным. Книги быстро стали библиографической редкостью.
Татьяна Маврина — известный во всем мире художник, награжденный Золотой медалью Г.-Х. Андерсена за вклад в иллюстрацию детских книг. Юрий Коваль — один из самых любимых детских писателей. Это люди были с непохожими характерами, с большой разницей в возрасте, но оба обладали редкой наблюдательностью и любовью к природе. Их совместная работа строится на гармоничном сочетании рассказов и портретов, пейзажей и зарисовок. Текст и иллюстрации в этих книгах равноправны: Маврина говорит на языке линий, красок и цвета, а Коваль — метафор, описаний и неповторимой интонации.
Сегодня их снова можно держать в руках и пересматривать, замечать новые детали в пейзажах, перечитывать хорошо знакомые строки, впитывать яркие краски неба, следить за взлетающими журавлями и любоваться серебряным домом Орехьевны.