Одна из версий появления нового коронавируса – конспирологическая – гласит, что COVID-19 был создан искусственно в лаборатории Уханя, города, откуда и началась эпидемия. На самом деле, все и проще, и сложнее. Да, человечество в целом и конкретные люди приложили руку к сегодняшней ситуации - но прежде всего тем, что в который раз не учли законов природы.
В декабре прошлого, 2019 года о существовании коронавируса, в дальнейшем получившего официальное имя SARS-CoV-2, узнали китайские врачи. Они столкнулись со странной, нетипичной, или, как мы привыкли ее называть, атипичной пневмонией. Почему же вирус появился именно в Китае, а не в России или где-либо еще? Некоторые, возможно, видят логичным следующее объяснение: "Вирус появился там, где живет больше всего людей, а известно, что Китай – самая густонаселенная страна". Но это лишь половина ответа.
Причина появления коронавируса – межвидовой переход
Этот коронавирус, как и многие другие микроорганизмы, угрожающие человеческому здоровью, достался нам от животных. И большинство ситуаций, когда человечество сталкивалось с новой инфекцией, возникли в результате контакта с тем или иным животным.
Это, вероятно, началось с появлением сельского хозяйства. Я говорю о событиях давностью в несколько тысяч лет, когда человек решил приручить собак, кошек, мелкий и крупный рогатый скот и так далее. "Неудачные знакомства" с бактериями и вирусами, паразитирующими на животных, происходили постепенно, с интервалами в столетия.
Но каждый раз сценарий был схож: человек оказывался в роли нового, пригодного для обитания дома для тех или иных микробов. Ведь все живые или условно живые (как в случае с вирусами) существа заинтересованы в расширении своего ареала.
Образ злобного микроба, желающего сознательно навредить человеку, в корне неверен. Возможность приспособить человека в качестве нового дома дают случайные мутации, которые происходят у бактерий и вирусов очень часто. И некоторые удачные мутации делают возможным явление под названием межвидовый переход.
Межвидовой переход – это появление у вируса или бактерии способности перепрыгивать на новый вид. На Земле существует множество микроорганизмов, которые не вызывают болезней у человека, но могут быть опасны для других видов животных или растений. Они не представляют прямой угрозы для человека, потому что не способны выживать и размножаться в его теле. Если мутации позволяют этому переходу все же успешно произойти, человечество имеет шанс столкнуться с новым серьезным инфекционным заболеванием.
Именно так мы познакомились с холерой, корью, оспой, чумой и многими-многими другими болезнями, в том числе и с гриппом. Большинство из них пришли к нам от диких и домашних животных. Казалось бы, большинство животных, с которыми контактируют люди, были довольно давно одомашнены, то есть контакты с их микрофлорой также уже состоялись. Почему тогда именно сейчас и именно в Китае появился новый вирус? Почему случился такой переход?
Ответ на эти вопросы кроется в том, что происходит с нашей планетой в течение последних столетий и десятилетий.
Что общего у холеры и коронавируса
Для многих может оказаться сюрпризом тот факт, что десятки новых инфекционных заболеваний возникли именно в XX и XXI веках. Ведь кажется, что страшные эпидемии, опустошающие целые города, – истории из далекого прошлого, которые закончились с изобретением антибиотиков, вакцин и других средств, которые позволяют сегодня справляться с большинством инфекционных болезней.
К примеру, холера только кажется старинным заболеванием, не имеющим отношения к современности. В реальности она появилась около двух столетий назад. Ее появление, так же, как и возникновение коронавируса, было отчасти обусловлено пассионарной деятельностью человека, который не желал жить в одних и тех же местах, а осваивал новые.
Холера появилась на восточном побережье Индии, в Бенгальском заливе. Эта часть полуострова была малообитаема, с болотистыми лесами и побережьями, с кучей комаров, да и в целом не самыми приятными условиями. В прибрежных водах залива жил рачок – часть планктона, а внутри него – холерный вибрион (род бактерий).
До какой-то поры он не был патогенен для человека и вообще счастливо жил своей собственной маленькой жизнью. Но потом эту местность заселили люди, вследствие чего сильно поменялась экосистема. В какой-то момент этот холерный вибрион научился переходить от рачка к человеку. Постепенно, за несколько десятилетий, он приобрел свойства, способные вызвать эпидемию холеры. При этом вплоть до начала XX века люди плохо понимали, как бороться с этим заболеванием.
По всему миру произошли несколько десятков разрушительных эпидемий и серьезных вспышек, прежде чем ученые смогли доказать, что холеру вызывает определенный микроб, а не просто, например, скученные условия жизни или миазмы – дурные испарения человеческого тела, которые летают по воздуху и не имеют никакой материальной формы.
В дальнейшем эти гипотезы опровергли, а холеру научились лечить антибиотиками. В определенной степени она считается побежденным заболеванием, хотя вспышки болезни случаются и в наши дни, особенно это касается стран Центральной Америки.
Почему лихорадка Эбола не распространилась по миру, как коронавирусная инфекция
Такие же проблемы были с другими заболеваниями, более современными. ВИЧ-инфекция появилась лишь в конце ХХ века. Она передалась человеку от шимпанзе – от наших в каком-то смысле ближайших родственников среди животных. Почему так произошло?
Опять-таки из-за нас самих. Люди стали расширять места своего обитания, заинтересовались новыми территориями. Африка до XX века была малоизученным континентом, постепенно на ее территории началась вырубка леса и разработка месторождений. Люди с присущей им неутомимостью все дальше и дальше вгрызались в окружающее пространство и стали теснее контактировать с различными видами животных. Результатом этого стала не только ВИЧ-инфекция, но и лихорадка Эбола, которая доказала свою разрушительную мощь уже в ХХI веке.
Появление Эболы было связано с началом активной вырубки тропического леса в Гвинее. В результате этого человек стал очень тесно контактировать с летучими мышами, которые прежде жили в пещерах и в лесных чащах - одним словом, никак с нами не пересекались.
Нельзя сказать, что летучим мышам знакомство с человеком не пошло на пользу – им вполне удобно жить вблизи его жилища, ведь там, где живет человек, всегда есть свалки и могут быть сады с плодовыми деревьями. В итоге летучие мыши поселились недалеко от людей, ведь там они могли легко найти пропитание.
При этом особенность летучих мышей состоит в том, что они являются переносчиками довольно большого количества микроорганизмов. Бактерии и вирусы живут у них не только на поверхности кожи, но и внутри тела, не причиняя своим носителям особого вреда. Но это не означает, что микрофлора летучей мыши безопасна для человека.
В какой-то момент летучая мышь, живущая поблизости от африканских ферм, могла съесть фрукт с дерева и выплюнуть его кожуру. А ее, уже покрытую бактериями и вирусами летучей мыши, съела свинья. Свинью пас человек. Так, благодаря мутации и двойному межвидовому переходу, один из микробов летучей мыши сумел вызвать серьезные проблемы со здоровьем у представителя нашего вида.
Цепь неслучайных случайностей (а мутация – всегда случайность) привела к знакомству человека с геморрагической лихорадкой Эбола – очень серьезным смертельным заболеванием. Вспышки Эболы в минувшем десятилетии оказались кошмаром для Центральной Африки.
Если можно так выразиться, спасительной чертой этой болезни стала ее высокая летальность. Большое количество заболевших переносили геморрагическую лихорадку крайне тяжело и очень часто погибали. Благодаря этому заболевшие попросту не успевали заразить большое количество людей вокруг себя. А из-за того, что Эбола появилась и распространилась в первую очередь по территориям бедных стран, о которых мало пишут в туристических путеводителях, путешественники не разнесли ее по всему миру.
В итоге лихорадку получилось ограничить Африкой и отдельными конкретными государствами, для которых тем не менее Эбола стала крайне разрушительной. К сегодняшнему дню ее все же удалось взять под контроль.
Это не единственный случай. Возможно, вы слышали о лихорадках Зика и Денге, а также о некоторых других заболеваниях, таких как лихорадка западного Нила. Это все экзотические названия, кажется, что они нас совершенно не касаются. Однако каждый раз идет речь о реальном заболевании, появившемся недавно и наводящем ужас на жителей тех мест, где оно вспыхивало.
Все эти вирусы оказались не лучшими кандидатами в возбудители эпидемий: они были или смертоносными, или имели выраженные симптомы с первых дней заражения, благодаря чему заболевших сразу выявляли. Ввиду этих особенностей перечисленные выше вирусы не смогли достичь эффекта, присущего коронавирусной болезни.
Как особенности китайской кухни привели к возникновению атипичной пневмонии
Возвращаясь к Китаю, зададим вопрос: "Почему SARS CoV-2 появился именно там?". Для ответа необходимо вернуться в 2002 год, когда появился первый коронавирус, возбудитель атипичной пневмонии, чье официальное название – SARS CoV.
Дело в том, что в Китае популярна так называемая дикая кухня е-вэй. Это кухня, которая скорее направлена не на то, чтобы вкусно накормить и развлечь, а на то, чтобы исцелить. В Китае считается, что поедание частей диких экзотических животных помогает человеку поддерживать связь с природой, получать чистую энергетику животных, которых он съел. Например, съев правильным образом приготовленную лапу медведя, человек может стать таким же сильным, как этот хищник. Съев сердце крокодила, он также становится сильнее.
Конечно, е-вэй – дорогое удовольствие, а организация поставки очень редких экзотических животных сложна. Собственно, до 2000-х годов эта кухня была экзотической даже для самого современного Китая. Ее не считали странной, но позволить себе такие угощения могли только зажиточные люди. В начале XXI века в КНР произошел рост экономики, вследствие чего средний уровень благосостояния граждан заметно вырос.
Теперь много кто мог себе позволить экзотическую кулинарию. Случился расцвет китайских живых рынков, на которых содержались разнообразные дикие животные, никогда не контактирующие друг с другом в живой природе. Их свозили туда специально из других стран или из очень удаленных регионов самого Китая. Получилась примерно такая же ситуация, как и в случае с Эболой в Африке. В клетках, где экзотические животные содержались в тесноте и грязи, у вирусов и бактерий было гораздо больше шансов переходить от одного животного к другому.
Естественные мутации сделали возможным создание идеальной формулы вируса, способной как минимум заражать человека, а как максимум – его убивать. Это и произошло в 2002 году, когда первый из таких смертоносных коронавирусов перешел к человеку, вероятно, от африканского небольшого животного размером с кошку, которое называется циветта.
Скорее всего, именно на таком диком рынке кто-то из торговцев и заразился атипичной пневмонией, после чего передал ее окружающим. За несколько месяцев болезнь разлетелась почти по трем десяткам стран и убила 774 человека, включая врача Карла Урбани, сумевшего составить наиболее полное описание тяжелого острого респираторного синдрома, вызываемого коронавирусом SARS-CoV.
Одной из причин сравнительно благополучного исхода ситуации стал тот факт, что атипичная пневмония тяжело протекала у многих больных, а заразной становилась только с появлением симптомов. Через несколько дней после инфицирования человеку становилось очень плохо, и уехать с этой инфекцией далеко, передав ее многим людям, он не мог.
После вспышки атипичной пневмонии проблемой заинтересовалось международное сообщество. Эксперты поняли, с какой страшной угрозой столкнулось человечество в 2002 году и как повезло, что вспышка так быстро сошла на нет. Результатом анализа ситуации стали жесткие требования и запреты на международном уровне, часть диких рынков была закрыта.
Но Китай продолжал богатеть, и спрос на дикую кухню – теперь уже в полуподпольном формате – рос. Спустя еще 17 лет все-таки произошло то, что обычно происходит при попустительстве властей. Вновь на похожем живом рынке продавщица креветок заразилась новым коронавирусом, SARS-CoV-2.
Как сейчас считается, скорее всего, он пришел к человеку от все тех же летучих мышей, продававшихся на рынке с целью употребления в пищу. Вирус начал распространяться по миру с головокружительной скоростью, и сейчас мы все живем в новой реальности. Отныне коронавирус – это часть жизни каждого из нас. Даже если вы не болели и не сталкивались с ним, он уже повлиял на существование каждого.