Цель: познакомить детей с приемами работы ниткой и иголкой, учить бережно обращаться с ними, правильно хранить иголку.
Материал: игольницы, иголки, нитки.
Ход занятия
Перед каждым ребенком лежат: игольница с иголкой, нитки, ножницы.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся поближе с иголочкой. Она волшебная, потому что умеет шить, вышивать, пришивать пуговицы, зашивать и штопать дырочки и ещё выполняет многие другие работы. А кто из вас умеет шить? (ответы)
- Шить должны уметь все: и девочки и мальчики. С чего же начинают работу? (предположение детей, ответы).
- Сначала нужно взять иголочку и вдеть в неё нитку. Но прежде чем вдеть нить нужно её отмерить, потому что:
- слишком длинная нить мешает, закручиваться;
- слишком короткая - быстро кончается - получается много узелков, приходится часто вдевать нитку, отвлекаться от работы.
Русский народ об этом сложил пословицу: "Длинная нитка - ленивая швея".
- Посмотрите, как нужно отмерить нить, например:
- взять нитку и отмерить её, раздвинув согнутые в локтях руки на ширину плеч;
- обернуть нитку вокруг согнутого локтя (показываю).
- Нитку лучше отрезать ножницами, но не обрывать и не откусывать. После ножниц остается ровный срез - такую нить легче вдеть в иголку (вдеваю в нитку иголку).
- Попробуйте теперь вы (дети отмеряют нитку, пытаются вдеть её в иголку. По ходу оказываю помощь).
- Смотрите (показываю), продетую нитку нужно сложить пополам, соединить вместе два конца и завязать узелок. Не у всех получается сразу узелок. Посмотрите, как нужно его завязывать (объясняю и показываю). Конец нити надо не туго накрутить на указательный палец руки. Полученную петлю немного скручивают между указательным и большим пальцами, постепенно её нужно снять и натянуть нитку.
- Попробуйте на своей ниточке завязать узелок (дети учатся завязывать узелки).
- А теперь скажите мне, что нужно сделать по окончании работы с волшебной иголочкой (ответы детей).
- Иглу надо воткнуть в плотный лоскут материала.
- Обернуть несколько раз ниткой (чтобы иголочка не выпала, "не убежала").
Иголки убираются в отдельно отведенную коробку. Остальные принадлежности - в места их хранения.
- Сегодня мы с вами научились, как правильно пользоваться иголкой и ниткой: отмерять и вдевать нитку, завязывать узелок.
Тема: "Волшебная иголочка"
Цель: научить детей выполнять шов "вперед иголку".
Материал: игольницы, иголки, нитки, прямоугольные полоски картона с намеченной линией для шва, ножницы.
Ход занятия
Раздаю детям по полоске картона с нарисованными вдоль линиями для швов и дырочками.
- Сегодня мы будем выполнять на этих полосках шов, он называется "вперед иголку", которым потом будет шить. Смотрите (показываю), иголку нужно вводить в дырочку с изнаночной стороны. Передвигать будем её только в одном направлении - справа налево (показываю).
- А теперь посмотрим, как ваши волшебные иголочки будут работать.
Дети начинают работать, в процессе работы индивидуальная помощь. По окончании работы убираем принадлежности.