Конфликты – нормальная часть жизни и отношений между детьми. В школьном коллективе они практически неизбежны. Но одно дело ссора, которая прошла и забылась, и другое – систематическая травля, направленная на определенного человека. Как заметить и распознать проблему? Рассказывает психолог загородной Ломоносовской школы №5 Василина Бычина.
Есть определенные маркеры, по которым можно определить, что мы имеем дело с таким явлением, как буллинг. Это повторяющееся агрессивное поведение одного человека или группы лиц с намерением причинить вред другому.
Различают 3 формы буллинга:
- физическое насилие – умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений;
- вербальное насилие – оскорбления в адрес жертвы, прозвища, распространение грязных слухов;
- социальная изоляция – вытеснение из группы, провокации, отвержения.
Проявлению буллинга может быть подвержен любой коллектив, в частности школьный. Буллинг широко распространён, и в то же время остается невидимым и незамеченным.
Основные причины возникновения конфликта и буллинга
Конфликт | Буллинг |
Разные интересы, ценности, потребности | Мотивы: месть, зависть |
Нарушенные отношения (столкновения лидеров, детско-родительские отношения) | Физические недостатки жертвы, болезни |
Внутриличностные проблемы (замкнутость, стеснительность, страхи, зацикленность) | Особенности поведения: скромность, замкнутость, гиперактивность; |
Недоразумения, недостаток информации | Особенности внешности |
Склонность к раздражительности и депрессии | Наличие в классе признанного "лидера" |
Склонность к доминированию | Низкий интеллект и трудности в обучении |
Повышенное нервное возбуждение, нестабильное эмоциональное состояние | Отсутствие опыта жизни в коллективе/команде |
Излишняя принципиальность, прямолинейность | Привилегированное отношение к заискивающим ученикам |
Наличие деструктивного лидера | Отсутствие контроля со стороны преподавателя за поведением учащихся на перемене |
Неблагоприятный социально-психологический климат | Неадекватная заниженная/завышенная самооценка |
Главные отличия буллинга от конфликта
1. В случае конфликта обе стороны обладают одинаковой властью и могут влиять на ситуацию. При буллинге существует дисбаланс власти.
Тот, кто издевается, обладает определёнными качествами или статусом, которые дают ему ощущение власти над другим. Тот, кого травят, ощущает себя беспомощным. Он не может защититься и дать отпор обидчикам. Если есть возможность отстоять себя – это не буллинг.
2. Буллинг – это преднамеренное действие, конфликт – дело случая.
Конфликт не планируют заранее, он случается спонтанно. Да, эмоции могут зашкаливать и даже выливаться в агрессивные действия, но обычно обе стороны хотят его прекращения. Буллинг – это спланированное издевательство и насилие над другим, заведомо более слабым, чтобы причинить страдания и вред. Тот, кто издевается, совсем не заинтересован в завершении или в прекращении ситуации.
3. У конфликта есть основание, причина, и обе стороны несут ответственность за происходящее.
При буллинге причина травли – не в поведении жертвы, а в намерении агрессора. Пострадавшая сторона виновата ровно так, как ягнёнок из басни Крылова: "ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
4. Конфликт длится недолго.
Это одномоментное действие, где стороны стараются все уладить как можно быстрее. Участники конфликта быстро переключаются на что-то другое. В то время как буллинг повторяется регулярно.
5. Конфликт можно разрешить. Буллинг можно только прекратить.
Конфликт может быть разрешен самостоятельно, силами сторон. Участники конфликта либо мирятся, либо какое-то время не общаются, но в любом случае вопрос считается решенным. Буллинг может быть прекращен единственным путем – вмешательством взрослых.
Природа буллинга отличается от природы обычного конфликта: речь идет не о ситуативном противоречии между людьми, а в осознанном создании статуса "жертвы" и стремлении сохранить этот статус.
Добавлю, что конфликт – это нормальная часть динамики группы. Буллинг – это патология развития группы. Конфликт – важная часть взросления. Буллинг ожесточает и травмирует, и это не имеет отношения к взрослению.
Советы, которые абсолютно не решат проблему со школьным буллингом:
- постарайся заслужить симпатию, подружиться с обидчиками;
- попробуй справиться сам, не доноси и не ябедничай;
- научись давать отпор;
- попробуй найти причину в себе;
- научись договариваться с обидчиком.
В ситуации буллинга такие советы только навредят и ухудшат травлю. Важно понимать, что вины ребенка в происходящем нет. Жертвой может стать любой ученик.
Образовательный процесс должен создавать благоприятные условия для развития и становления личности, и психологический климат в классе имеет большое значение. Поэтому при признаках буллинга необходимо объединить усилия педагога, родителей, психолога для решения проблемы.