Кому не подходит семейное обучение

Перевели на домашнее обучение, что дальше?

В последнее время о семейном образовании много пишут и говорят, и перспектива учить ребенка дома кажется многим вполне реальной. Родители забирают ребенка из школы — и разочаровываются в семейном обучении. Почему это происходит и кому все-таки удается домашнее обучение, рассказывает Ольга Юрковская — психолог, многодетная мама, автор книги "Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия".

Почему семейное обучение для одних родителей — счастье, а для других — разочарование?

Почему семейное обучение для одних родителей — счастье, а для других — разочарование?

Много лет я наблюдаю типичную ситуацию: родители, начитавшись восторженных отзывов о хоумскулинге, или домашнем обучении детей, оформили ребёнка на индивидуальный учебный план, а затем выяснили, что не справляются с учебой. У ребенка нет мотивации заглядывать в учебник, у мамы нет желания "стоять над душой", а папа и вовсе самоустранился от совместного выполнения заданий по математике.

Как итог, хоумскулинг признается неэффективным, разочарованию нет предела, мамские форумы наполняются очередными дискуссиями и язвительными комментариями. При этом никто не понимает, что изначально был применен неверный подход.

Хоумскулинг — это не проще. Это лучше

Не стоит забирать ребенка на домашнее обучение, если мама наивно полагает, что ей станет легче. Не нужно будет ходить на родительские собрания, оплачивать сборы, выслушивать гневные отповеди учителей и ругаться по поводу успеваемости. Да, это приятный "бонус" домашнего образования, но следует сразу понимать наиважнейшую вещь: ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов.

Потому что наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы. Вы сами представьте, что завтра начальник прикажет вам каждый день совершенно бесплатно учить наизусть статьи из Википедии. Причем рандомно, на неинтересные вам темы, которые вы никак в своей профессиональной сфере применить не сможете.

Ответьте себе честно: сможете ли вы это делать? Сможет ли кто-то из коллег или родных замотивировать вас ежедневно тратить несколько часов свой жизни на заучивание ненужных фактов? Конечно, вы не понимаете, зачем вам это делать, когда за это не платят, занятие не доставляет вам удовольствия, прикладной ценности у него нет. И точно так же не понимает ребенок, зачем ему учить наизусть этот странный набор фактов, которые в случае необходимость можно будет мгновенно нагуглить.

В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания.

Ребенок, боящийся наказаний, вынужден защищать себя путем выполнения глупейших требований. А у родителей эти агрессивные механизмы отсутствуют, на любимого ребенка не хочется орать. Поэтому вы окажетесь бессильны и не сможете заставить ребёнка учиться.



А как же у других родителей получается?

Разница между успешными родителями и обычными мамами, не справившимися с семейным обучением ребенка, в правильном идеологическом подходе. Психологически грамотные родители считают развитие личности ребенка, его время, интересы и профессиональные перспективы в будущем более важными и ценными, чем материальные и временные затраты, необходимые для этого.

Эти родители забирают ребенка из школы не ради того, чтобы им стало проще. Наоборот, они понимают, какой это труд и ответственность. И семейное обучение — возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования.

Думающие родители понимают, что школьная программа была прогрессивной двести лет назад, но не отвечает современным реалиям. Мы видим, что простой физический труд перестает быть востребованным. На заводах работают огромные автоматические линии, транспорт управляется беспилотным способом, в домах убирают роботы-пылесосы, и даже окна помыть можно с помощью автономной техники.

То есть рутинный физический труд в мире будущего не будет нужен никому — людей заменят роботы. Аналогично отпадет нужда в мелких чиновниках и офисных клерках — рутина будет выполняться с помощью компьютерных программ. Миллионы людей уже оказываются безработными, так как у них нет знаний, актуальных для изменившегося мира. Глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий.

Как правильно организовать хоумскулинг

Почему вам не стоит переводить ребенка на домашнее обучение?

И не увеличивать количество противников хоумскулинга, не разобравшихся в том, почему у ребёнка не получилось учиться самостоятельно? Все неуспешные случаи попыток семейного образования сводятся к двум вариантам.

Первый вариант, когда ребенок педагогически запущен, потому что сидит целый день с планшетом и играми, ничего не изучает, на секции и кружки не ходит, со сверстниками не общается. А его мама занята написанием гневных отповедей в социальных сетях, пока папа зарабатывает деньги на семью. Таким родителям безразлично, как развивается отпрыск. В этом случае действительно стоит отвести ребенка в школу.

Второй вариант — когда родители считают, что школьные предметы зачем-то очень нужны, но никак не могут заставить ребёнка заниматься бесполезным трудом.

Также нет смысла переходить на индивидуальный план обучения, если родители менее образованы, чем учителя в школе, и не обладают знаниями, которые могли бы эффективно передать ребенку.

Как правильно организовать хоумскулинг

Поговорим о тех родителях, которые успешны в организации семейного обучения и в раскрытии талантов своих детей. В чем их главное преимущество? В том, что они вслух озвучивают ребенку свою позицию относительно школы и взаимодействия с ней.

Образовательная программа — обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование. Поэтому к школе нужно отнестись, как к неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей.

Успешная мама транслирует ребенку следующую позицию: мы с тобой в одной команде и будем эту проблему решать совместно. Давай подумаем, как выучить нужное, подготовиться к контрольной или к экзаменам. Есть закон, есть требование государства, и лучше не вступать с ним в конфликт.

Родители и дети совместно решают, будут ли школьные предметы изучаться на курсах онлайн или оффлайн, возможно, помогут видеоролики на Youtube или понадобятся занятия с репетитором. Кому-то повезёт: ребёнок сумеет самостоятельно изучить предмет по материалам из интернета. Есть дистанционные школы с обучением по скайпу. В любом случае ребенок имеет возможность сам решить, какая форма подачи материала ему больше нравится.

При эффективном подходе к изучению обязательной программы на основную учебу в день уходит всего пара часов. Таким образом у ребёнка высвобождается немало времени, чтобы увлеченно и с интересом получать нужные в будущей профессии и взрослой жизни знания, навыки и умения.

Дети совместно с родителями решают, как лучше организовать свободное время, чем заняться и какие навыки освоить. Увлеченных же каким-то отдельным предметом детей мотивировать вообще не нужно — очень быстро уровень знаний такого подростка начинает превосходить знания и одноклассников, и обычного среднего учителя.

Как сделать домашнее обучение эффективным

Вам не надо пытаться изображать учительницу и уныло садиться перед ребенком с учебником. Сначала позаботьтесь о том, чтобы у него появился важнейший навык — быстрой обработки информации. Это то, с чего начинается учебный процесс дома. Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах.

После того, как эти практические навыки получены и отработаны, ребенку легко даются любые предметы, где требуется только прочитать, запомнить и пересказать. Фактически при таком подходе к обучению ребенок, умеющий очень быстро читать, полностью запоминать прочитанное, анализировать информацию, извлекать основные мысли и видеть структуру текста, оформляя её в виде последовательных логических схем, никаких проблем с учебой иметь не будет.

Что касается занятий с репетиторами, то по всем предметам учителя при таком подходе не нужны. В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших добавится физика и химия. При этом ребенок всегда понимает: его оценки — не более чем формальность. А родительская любовь никак не связана с отметками.

К сожалению, очень часто я вижу, что хоумскулерам намеренно и несправедливо занижают оценки. "Семейники" по статистике числятся среди худших учеников, при этом часто по результатам реальных проверок знаний оказываются интеллектуально намного более развитыми, чем лучшие ученики классов.

Мой личный опыт семейного обучения

Успешные родители смотрят на то, какие склонности и таланты имеет ребенок, и стремятся развить эти особенности. Например, моя старшая дочь занималась шахматами и была чемпионкой города. Сейчас она увлеклась брейк-дансом и выигрывает международные соревнования.

У нее отлично получается фотографировать, и она уже ведет оригинальный канал на Youtube, который даже мне, взрослому человеку, по-настоящему интересно смотреть.

Она хочет поступить в high school в США, и поэтому в четырнадцать лет совершенно самостоятельно нашла себе как онлайн-курсы по обучению английскому языку и освоила его на уровне Intermediate, так и по подготовке к сложному экзамену SSAT. Она много читает и самостоятельно изучает интересные ей вопросы, например, маркетинг или макроэкономику.

При этом в 9-м классе общеобразовательной белорусской школы на обучении по индивидуальному плану (ОПИП) ей ставят тройки. Удивительно, да? Баллы занижают по самым неожиданным причинам, например, потому, что она прочитала полную версию повести, а не сокращённую из учебника.

И чье мнение о способностях ребенка стоит считать более авторитетным: мамы, которая видит, что четырнадцатилетняя девочка справляется с задачами, которые многим взрослым не под силу, или учительниц, упоенно разрисовывающих дневники учеников тройками за непослушание и непохожесть на других?

Моя средняя дочь — очень талантливая художница, причем несмотря на то, что она фактически ребенок, ее можно назвать профессионалом. Ее картины уже два года успешно продаются. Она очень чувствительна, и если всего несколько дней походит в школу, то после этого заболевает от напряжения. Сейчас она числится в 8-м классе белорусской школы на индивидуальном плане, так как моя средняя дочь — личность, таланты которой в школе не будут развивать. Она занимается веб-дизайном, ходит на занятия в художественную мастерскую и так же, как и старшая, очень любит читать.

И с ними обеими дома никто уроками не занимается, мы вообще никак не контролируем их отношения со школой, считая данный вопрос полностью зоной ответственности подростка. И девочки прекрасно понимают, что несдача на минимальный балл хотя бы одного предмета приведёт к тому, что их снимут с индивидуального плана (увы, в Беларуси законы такие).

А ходить в школу каждый день им, конечно, не хочется. Хватает потрясений от общения с учителями, когда они приходят написать с классом контрольную или сдать пройденный материал. Поэтому девочки сами решают, на курсах, с репетитором или самостоятельно они изучат необходимое для получения оценок.

Стоит отметить еще один очевидный плюс семейного образования: дети болеют меньше, и болезни проходят легче и быстрее, чем у школьников. Это замечали многие родители, когда сильно болеющего ребенка переводили на домашнее обучение, и он вдруг становился совершенно здоровым.

Подведу итог. Если интересы, таланты и здоровье детей, их личностная самореализация и максимальное развитие человеческого потенциала для родителей превыше любых расходов, нервов и усилий, то такое отношение делает семейное образование успешным.

А все родители, у которых не получилось, просто не понимают вреда от шаблонных стереотипных схем. Не верят в то, что разбираются в талантах и потенциале своего ребенка лучше, чем посторонние женщины из не самого престижного чиновничьего аппарата. Поэтому достаточно быстро сдаются и возвращают ребенка в школу.

Наша задача как родителей — думать о будущем наших детей. Не о ближайшем будущем (поступить в какой-нибудь вуз), а о долгосрочной перспективе: кем будет работать ребёнок через 30 лет? Сумеет ли он стать счастливой и реализованной личностью?

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Кому не подходит семейное обучение"

Вы не авторизованы.

Дополнительно к чему? Можно подумать, школа волшебным образом снимает с родителей эту ответственность :) Нервов тоже не слишком много, фрустрация происходит от нереализованных ожиданий, а я ничего не жду особенного, потому что с каждым годом все меньше считаю, что имею право на свои ожидания.

Я бы не сказала, что это какие-то нечеловеческие усилия. Не больше, чем у большинства здесь сидящих, увлечённо-вовлечённых в поступление в топ-школы и сдачу ЕГЭ. Вы, вероятно, не поверите, но с 11 лет старших детей я вообще практически никак не соприкасаюсь с их ежедневной учебой. Вот буквально могу перечислить по пальцам, что я для них за эти годы сделала - да, потратила время, нашла многочисленные интернет-ресурсы и распечатала каждому список на стену, в некоторых случаях помогла с регистрацией, когда им самим лень было, купила два курса на Фоксфорде, заказала учебники и много книг и фильмов из самых разных областей знаний, нашла дочери репетитора по французскому, записала здесь в школу, помогла адаптироваться - переводила задания по немецкому два месяца, пока они язык хоть немного не выучили, нашла летнюю научную школу для сына и помогла заполнить анкету, помогла оформить летнюю практику в научном лагере. Муж нашёл он-лайн школу для сына, рассказал, как отправить документы, помог отсканировать и приложить сканы дипломов. А, ещё сейчас я помогаю дочери регистрироваться на многочисленные экзамены - это просто очень много времени занимает, я не хочу, чтобы она делала это за счёт сна, у нее и так страшный цейтнот. Но мне не надо вспоминать ничего, если изредка подобная помощь нужна - дети подходят и просят. Все остальное, вся учеба - естественно, сами. Это они хотят в университет. Так что, вроде, ничего за пределами нормальных родительских усилий.

Так что сейчас силы требуют только двое младших, но это все равно проще намного, чем сидение над уроками. Хотя бы потому, что нет вот этого " девять вечера, а уроки не сделаны". Для меня это самое страшное напряжение. А так - ну, не сделал сегодня, сделаешь завтра. Или на выходных.

Наверное, это выглядит очень пугающим - взять и пустить все на самотёк в 12-13 лет и пару лет вообще не знать, что дети у себя в комнате делают целый день. Что они там в интернете изучают. Будь у нас тогда другая жизненная ситуация, я, наверное, тоже тревожилась бы. Но так сложилось, а результатом довольны все - главное не знания, хотя с ними все в полном порядке, судя по оценкам. А вот эта мотивация и постоянное желание учиться и узнавать новое. Теперь я убеждена, что у многих детей и особенно, подростков, она скорее появляется при высокой степени личной свободы. Хотя, конечно, и по-другому бывает.
2017-10-19, Эль Нинья
Есть и вполне реальные наблюдения :) Только трактовка страдает.
"ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов."
Естественно, сам, как правило, не мотивирует. Вообще насаждения тяги к знаниям и заинтересованность в _процессе_ обучения (а не только в результате) - дело семьи. Что при школьном обучении, что вне его. Когда есть школа - еще и там некая мотивация привносится, ну и просто тяга "за коллективом" срабатывает, наверное.

"Глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий."
Глупо и наивно противопоставлять совершенно разные вещи, кмк. Никак умение управляться с иголкой и ниткой и понимание, как происходит создание вещей не мешает изучать компьютерные технологии. Вообще никак.

То, что школу, фактически, пытаются заменить не только мамой, но и "специализированными курсами" и репетиторами, я уж умолчу :))) "В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших добавится физика и химия.", "Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах." - прелестно же! Это то, что среднестатистический (обычный) ребенок вполне естественно получает в семье и школе.

А вот это "При этом ребенок всегда понимает: его оценки — не более чем формальность. А родительская любовь никак не связана с отметками." отлично работает и при обучении в школе.

Но вообще, из статьи следует, что "успешная мама" - это неработающая мама, в первую очередь. Которая, видимо, сама 10+5 лет училась, чтобы стать заменителем учителя для одного ученика. Ну, может быть, кому-то такая жизненная схема кажется реальным успехом, не знаю.
2017-10-17, УникаЛьнаЯ
Почему же нельзя? Только устно он и решает задачи, именно в уме. Он же очень плохо пишет, час будет решение записывать, каждый раз вспоминая, как та или иная буква пишется. Может промежуточные вычисления на полях где-то нацарапать, но обычно сразу выдаёт готовый ответ. Олимпиады решает за 3-4 класс, не все задачи, но многие может сразу же, некоторые - после пары наводящих вопросов. Они для него никогда не были отдельным классом задач, просто понятно было сразу, что типовые легко решает, поэтому обычных школьных уже не даю специально, пробует самые разные олимпиадные, поскольку тем даже для начальной школы много.

А " правильнописанием " мы вообще не занимаемся - не вижу смысла долбиться в наглухо запертую дверь, которая, с большой вероятностью, откроется сама через пару лет. Лучше мои и его усилия потратить на более важные вещи. Он читает понемногу , по 4-6 страниц в день на трёх языках, может написать небольшие тексты на компьютере ( получается, кстати, намного грамотнее, чем от руки, и без автокорректора), много слушает и смотрит передач, образовательных лекций/роликов и фильмов на русском и иностранных. Больше ничего не делает вообще, и учебников /рабочих тетрадей нет никаких нет, задачи из сборников и интернета. При этом то, как он будет учиться в старшей школе ( свободная только до 7 класса), меня совершенно не беспокоит - видела, как это было у старших. За полгода навёрстываются все пробелы при сохранённой мотивации к получению знаний.
2017-10-19, Эль Нинья
В разы меньше? Даже не представляю себе.
Найти ресурсы - онлайн курсы, летние школы - это один вечер ровно в интернете посидеть пару часов. На сайте olimpiada.ru целым списком были все интересные летние школы. Книги-учебники фильмы - ну, пусть три-четыре вечера. Я тоже не разбираюсь в учебниках, заказала первые попавшиеся, чтобы дети могли примерно представлять себе, что вообще в их возрасте проходят по программе.
Но при этом я никогда никого не репетировала по предметам или по учебникам. С младшим ребёнком сейчас так - он берет тетрадь по математике или распечатку из интернета, сам решает, что сможет. Если возникают проблемы - приходит, я могу задать наводящие вопросы, обычно параллельно занимаясь своими делами. Все. Никаких других учебников, рабочих тетрадей у него нет. Я не понимаю, какие уж тут сверхусилия. А, ну ещё я таблицу умножения, степеней и дробей распечатала и повесила на стену. И десяток стихотворений - хоть проходя мимо прочитает. Но тоже не слишком утомилась в процессе.

Вы писали, что регулярно занимаетесь со старшей русским, контролируете уроки среднего. Да и в физ-мат школы они у вас не сами перевелись из обычной, если не ошибаюсь. Давайте будем считать, что усилия равнозначны :)
2017-10-19, Эль Нинья
Нет, многие родители требуют именно выучивания абсолютно всего, что якобы должны знать учащиеся данного класса ( а в школе зачастую не знают и половины требуемого, результаты ЕГЭ в целом по стране это подтверждают), а потом расстраиваются, что семейное образование радости не приносит.

Нет. Оно вполне может подходить работающим родителям ( мои дети учились абсолютно сами в средней школе, я не работала, но была занята тогда больше, чем многие работающие и уж точно понятия не имела, что именно изучают мои дети). Для начальной школы вообще не нужны никакие деньги и никакие курсы, если у ребёнка нет особых потребностей. У моих старших, кроме книг и практически бесплатных кружков не было ничего. Ну ещё летняя школа раз в году. Никаких педагогических талантов у меня нет, да и реализовать их в группе четырёх разновозрастных детей невозможно.

Единственный момент, конечно, который нужно заранее обговорить с ребёнком - что читать нужно будет много. Очень много. Самостоятельно. Мои дети всегда предпочитали это хождению в школу, знаю, что таких детей вообще немало. Младший мой читает очень мало, у него дислексия, но и тут нашли выход - слушает видеоролики и аудиокниги. Бесплатно.
2017-10-18, Эль Нинья
Если абстрагироваться от тона статьи - все очень резко и безаппеляционно, в жизни оттенков и полутонов бесчисленное множество, и столько же вариантов успешного образования - с одной идеей могу согласиться безоговорочно. Семейное образование не подходит категорически родителям, которые требуют от детей освоения всех нюансов школьной программы в установленные извне сроки ( аттестация по классам). То есть попытка буквально воспроизвести школу дома, с почасовой отсидкой за уроками. Чаще всего быстро обе стороны бывают разочарованы, как минимум.

Во всех остальных случаях это может быть превосходно реализовано. Это может даже в школе происходить, если у ребёнка есть возможность следовать своим интересам, развивать сильные стороны и получить "отсрочку" в отношении слабых в ожидании доразвития определённых зон мозга, перерастания поведенческих проблем и пр. Именно это наблюдаю сейчас у младшего ребёнка - способного, но изначально очень проблемного в плане учебы. Просто нарадоваться не могу, что нашли школу с семейным типом обучения.
2017-10-18, Эль Нинья
Не-не, если бы я просто работала и отсутствовала бы до вечера - у моих детей были бы просто райские условия для учебы. А когда с утра до вечера, за исключением прогулок, дома шумят, ссорятся, дерутся и везде лезут 3х-летний и пятилетний ребёнок, а мать в это время вовсе не старшими детьми занята, которые пытаются в своей комнате прятаться от этого хаоса, а уборкой-готовкой-походами по магазинам и разными необходимыми поездками по делам ( во время которых старшие дети должны смотреть за младшими и при этом в книги одним глазом, да) - учеба - это тот ещё квест.

В общем, как всегда - кто хочет, ищет возможности :) очевидно же, кто ценности в самостоятельном образовании ребёнка не видит, и пытаться не станет. Да и зачем?

У моих чтение/обучение никогда смыслом жизни и хобби не было. Интерес был, ну и как плата за возможность не ходить в школу. Хобби совсем другие, со школой вообще нигде не пересекающиеся.
2017-10-18, Эль Нинья
Поделитесь:

17.10.2017
Обновлено 30.09.2022
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Семейное образование: в дистанционной школе или самостоятельно?
Семейное образование: в дистанционной школе или самостоятельно?
Программы, учебники, аттестации – онлайн или в соседней школе?
Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?
Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?
Что такое социализация детей и при чем тут школа
Три причины неудачного семейного обучения: дело не в деньгах
Три причины неудачного семейного обучения: дело не в деньгах
Почему родители не берутся за домашнее обучение или, начав, отказываются от него
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!