Кому под силу сделать расшифровку ЭКГ и когда кардиограмма приносит больше вреда, чем пользы, в своей новой книге рассказал кардиолог Антон Родионов.
Что такое ЭКГ
Как записывают электрокардиограмму, знают почти все. На тело человека накладывают 10 электродов: четыре электрода на конечности (два на руки, два на ноги) и шесть электродов на грудную клетку. Для того чтобы электрический сигнал хорошо проводился, кожу в месте контакта с электродом смачивают водой или специальным гелем. Чем лучше контакт, тем лучше будет качество электрокардиограммы.
Длительность стандартной записи ЭКГ — около 10 секунд. Иногда вторую часть записи выполняют на вдохе; во время вдоха немного изменяется положение сердца в грудной клетке, и мы получаем дополнительную пищу для размышления.
Конечно, 10 секунд — это очень мало. Ведь если именно в это короткое время у пациента нет аритмии, нет нарушения кровоснабжения сердца, то это не значит, что их у него нет вообще никогда. Поэтому при необходимости врач порекомендует проведение дополнительных исследований, например, холтеровского мониторирования ЭКГ или нагрузочных проб. Так, например, если нам кажется, что какая-то стенка сердца утолщена (гипертрофирована), то следующим шагом будет выполнение эхокардиографии (ультразвукового исследования), при котором уже можно будет измерить толщину стенки с точностью до миллиметра.
Как устроена электропроводка в сердце
Итак, электрокардиограмма, согласно своему названию, регистрирует электрические процессы, происходящие в сердце. Давайте разберемся, что и как там происходит. В недрах сердечной мышцы расположены особые группы клеток, которые составляют так называемую проводящую систему сердца. Для простоты можно представить её в виде электропроводки, заложенной в стенку, хотя на самом деле всё немножко сложнее.
«Источником электропитания» здорового сердца является синусовый узел, который находится в правом предсердии. Для тех, кто дружит с электрикой, его можно сравнить с конденсатором. Синусовый узел накапливает заряд, а потом с определенной частотой выдает электрические импульсы, которые заставляют сердце сокращаться. Следовательно, если «батарейка исправна», то в первой строчке заключения кардиограммы будет написано: синусовый ритм.
У сердца есть четыре камеры — два предсердия и два желудочка. Сначала сокращаются предсердия, затем желудочки. Для того чтобы это происходило именно в такой последовательности, необходимо, чтобы электрический импульс сначала охватил возбуждением предсердия, а затем переключился на желудочки. Вот это переключение происходит в так называемом предсердно-желудочковом узле. Чаще его называют по-латыни атриовентрикулярный узел (атриум — предсердие, вентрикулум — желудочек), а еще чаще — просто АВ-узел.
Из АВ-узла выходят два «проводка», которые, по фамилии автора, называют ножками пучка Гиса. Через правую ножку пучка Гиса электрический сигнал в основном проводится на правый желудочек, через левую ножку пучка Гиса, разумеется, — на левый желудочек. Поскольку левый желудочек — это самая большая камера сердца, и электроснабжения ей нужно много, то левая ножка еще делится на переднюю и заднюю ветви. Вот такая получается сложная проводящая система сердца. Если на том или ином участке в электроснабжении возникает авария, то мы назовем это «блокадой проведения» или нарушением проводимости сердца.
Диспансеризация: кому не надо делать ЭКГ
Золотое правило медицины — любое исследование должно быть обоснованно. Наш коллеги за рубежом строго его придерживаются. Даже если исследования делают здоровым людям, то их надо делать по определенным показаниям и в определенных группах риска. Исследования, которые делаются просто так, на всякий случай, по принципу «а вдруг чего найдется», нередко не только не несут полезной информации, но сплошь и рядом даже вводят в заблуждение и сбивают с толку.
Это в полной мере относится и к ЭКГ. Как мы уже говорили, ЭКГ — это лишь запись электрических сигналов, которые вырабатываются в сердце, и которые врачи договорились определенным образом интерпретировать.
Любой врач учится интерпретировать кардиограмму всю жизнь. Существует очень много варрантов нормы. Чем опытней врач, тем больше вариантов нормы он знает. В нашей клинике давным-давно её покойный директор, профессор В.И.Маколкин запретил врачам функциональной диагностики «расшифровывать» ЭКГ. Каждый врач должен быть учиться читать ЭКГ самостоятельно, при необходимости прибегая к помощи старших коллег.
Таким образом, за несколько лет работы даже у молодого врача был уже огромный багаж просмотренных ЭКГ, причем не просто просмотренных, а «привязанных» непосредственно к пациенту. А это немаловажное условие анализа кардиограммы. Зачастую, когда врач «расшифровывает» кардиограмму, не видя больного, он может дать заключение, которое совершенно не соответствует истине.
Так вот не нужно снимать кардиограмму молодым здоровым людям на всякий случай. У молодых людей выявляют большое количество индивидуальных особенностей, не требующих лечения. Это может быть миграция водителя ритма, синусовая аритмия, высокий вольтаж сигнала, редкие экстрасистолы. ЭКГ у детей сплошь и рядом отличается от того эталона, к которому мы привыкли. Хорошо, если этому ребенку встретится грамотный врач, который скажет, что ничего делать не нужно.
Я: У вас нет болезней, которые нужно лечить, поздравляю, прием лекарств можно прекратить.
Мама: Но она хочет поступать в институт!
Я: Пожалуйста, я буду только рад.
Мама: Но у неё пролапс митрального клапана!
Я: В данном случае это вариант нормы.
Мама: А вот тут на ЭКГ...
Я: Это не нужно лечить, это не патология, а особенность.
Мама: Но нагрузки на сердце!
Я: У неё нет ограничений по физическим нагрузкам. Можно делать всё, что доступно любому здоровому человеку.
Мама: А нам тут прописывали...
Я: Сейчас никакие лекарства не нужны. Ваша дочь совершенно здорова.
Мама (в отчаянии): И что же нам теперь делать?!
Увы, таким способом через мнимую болезнь мама пыталась привязать к себе дочь. И, к сожалению, взяла себе в союзники врачей...
Итак, при отсутствии симптомов здоровому человеку просто так делать кардиограмму не нужно. Вероятность увидеть какое-то незначительное отклонение от нормы, которое будут неправильно интерпретировано, гораздо выше, чем случайно выявить какую-то серьезную патологию. Гораздо важнее, чтобы врач измерил давление, послушал, рутинные анализы сделал. А вот если что-то он там услышал, если давление повышено, тогда уже надо реагировать и делать кардиограмму.