Помощники в учебе, невинное развлечение, или же вредная привычка?
Компьютерные игры изменили жизнь наших детей куда больше, чем телевизор изменил жизнь наших бабушек и дедушек. Теперь поиграть друг с другом в крестики - нолики или же в морской бой, они могут разве, что только на уроке. Дома же все баталии ведутся не на листке бумаги, а у экранов мониторов. Что же такое компьютерные игры: забава или вредная привычка? Помогают ли виртуальные игры нашим детям развиваться или же наоборот?
Практически одни из самых последних в Европе, россияне, и стар и млад, в конце 80-х начале 90-х годов стали обзаводиться персональными компьютерами. Тысячу раз права народная мудрость - "лучше поздно, чем никогда". Такая же массовая тяга к знаниям произошла в нашей стране после Октябрьской Революции, с той лишь разницей, что в те далекие времена команда на всеобщую грамотность была дана сверху и проводилась она организовано. Всеобщая компьютеризации всей страны происходила с точностью до наоборот. "Верхи" не проявили никакой инициативы, и компьютерные классы в школах появились сравнительно недавно. Тогда, как "низы" самостоятельно стали обзаводиться домашними персоналками.
Современному школьнику, чтобы освоить работу на компьютере, даже на уровне среднего пользователя, уроков информатики никак не хватит, так что, хочешь-не хочешь, можешь-не можешь, а практически выбора у родителей уже нет. Если они хотят, что бы их ребенок после школы пошел дальше учиться в институт или техникум, то не купить ему компьютер, они уже просто не могут. Домашний компьютер стал ничуть не менее необходимым для вашего ребенка, чем коньки или же лыжи, только стоит он много дороже. И чтобы купить его большинство семей вынуждено долго копить, выкраивая крохи из скромного семейного бюджета. А когда, наконец, долгожданная и такая желанная машина устанавливается на письменном столе, то родителя хотели бы вздохнуть с облегчением, дескать, уж теперь то их ребенок точно броситься постегать азы вычислительной техники и программирования. Ан нет, вместо этого, они обречены наблюдать, как их любимое чадо дни и ночи напролет просиживает за игрушками.
Вот тут то и возникает извечный вопрос "Что делать?".
Это только непосвященному кажется, что все игрушки одинаковые, везде бегают, везде стреляют, причем чаще всего делается это под малопривлекательное (с вашей точки зрения) музыкальное сопровождение (вой сирен или грохот пушек). Однако на самом деле, современные компьютерные игры в состоянии удовлетворить вкусы любых гурманов, и носят они не только развлекательный, но и учебно-познавательный характер.
Так что, прежде всего, не стоит паниковать. Нужно попытаться понять, что компьютерные игры - это не просто праздное времяпрепровождение, это - целая философия, и не стоит обрушивать гром и молнию на голову своего ребенка. Он ни в чем не виноват и поэтому дайте ему спокойно наиграться, а сами понаблюдайте за ним, потому, что в зависимости от того, как он относиться к играм и что предпочитает, вы много сможете узнать о характере своего ребенка, да и не только ребенка.
С появлением дома компьютера очень скоро к играм пристрастятся и другие ваши домочадцы. Подавляющее большинство девочек, девушек, женщин и бабушек достаточно равнодушно относиться к компьютерным играм. Ну разве что дошкольницы любят рисовать в Paint или одевать виртуальную Барби, а старшеклассницы изредка могут разложить пасьянс, да и то, самый простой, типа "Косынки", тогда как представители сильной половины человечества увлекаются играми всерьез и надолго, и начинают посвящать этому занятию достаточно значимый отрезок своего времени.
Игра, для них, это один из доступных способов, чтобы:
Расслабиться и просто провести время. Смена занятия - уже вид отдыха и поэтому совершенно естественно, что, придя со школы, из института или же с работы, ваш сын, едва успев раздеться, усаживается перед монитором. Полчаса игры действительно добавят ему здоровья, поднимут настроение, в конце концов, это просто один из способов успокоится, и восстановить силы.
Очень неплохо, когда дети играют вдвоем или же в большей компании. Это отличный способ подурачиться и повалять дурака, к тому же они у вас на глазах и можно спокойно заняться домашней работой. Однако если он так ежедневно расслабляется, не по 30 минут, а все 180, а то и по более, то совершенно естественно, что ваш праведный гнев успевает набрать обороты, чтобы Ниагарский водопадом вылиться на его голову.
Повеселиться. Ну сами подумайте, как прекрасно, что бегающие человечки на экране заставляют вашего ребенка улыбаться. Положительные эмоции получить не так то просто в любом возрасте и не следует жалеть одного часа в сутки, на то, что бы ребенок сам поднял себе настроение.
Подавить чувство неполноценности У каждого могут быть комплексы и подавить их в себе бывает достаточно непросто и поэтому стоит попробовать компьютер в качестве домашнего доктора. Однако, здесь главное вовремя остановиться, т.к. комплексы с помощью компьютера могут не только подавляться, но и, наоборот развиваться. Происходить это будет в том случае, если ребенок мастерски освоил виртуальный хоккей, а в действительности с трудом стоит на коньках. Или же он в виртуальном боксе - профи, а на уроке физкультуры не в состоянии подтянуться на турнике даже пару раз. В этом случае, он еще больше времени будет проводить перед монитором и совсем перестанет выходить на улицу, т.к. именно сидя у компьютера будет чувствовать себя ловким и сильным.
Реализовать себя. Найти свое призвание не так просто, и ребенок подсознательно с помощью игр просто ищет, какой вид деятельности доставляет ему наибольшее удовольствие. Если ему нравятся головоломки, то гордитесь, возможно, в вашем доме растет будущий математик, если же он отдает предпочтение играм на быстроту реакции, что и свойственно детям школьного возраста, то порадуйтесь, все нормально, пусть поиграет. А вот если он, перепробовав все многообразие игрушек, отдал предпочтение азартным играм и просиживает за ними часами - стоит насторожиться и повнимательнее отнестись к своему сыну. Возможно, у него есть проблемы и, пока еще не поздно, стоит попытаться их решить.
Можно выделить три стадии зависимости от компьютерных игр:
1 стадия - увлеченность. Без увлеченности нельзя стать профи ни в одном деле и на игрушках ребенок учиться быстрее. Впрочем, играя, быстрее учиться не только ребенок. В практике обучения менеджеров, аудиторов, следователей - деловые компьютерные игры уже давно стали обычной формой проведения занятий.
Именно увлеченность может подвигнуть вашего сына с начала изучить возможности Windows, затем разобраться с Corel Draw, PhotoShop или 3D-Max, чтобы потом уже профессионально заняться web-дизайном, а может быть он загорится программированием, начав с Pascal, потом - Delphi, а далее начнет осваивать и более сложные языки. Армия компьютерщиков уже огромна, и найти себя в ней будет совсем не просто, так что увлеченность и работоспособность, пожалуй, самые главные качества, которые помогут вашему ребенку найти свое призвание. Умению самостоятельно трудиться учатся в детстве, в том числе и с помощью игрушек, так что многочасовые сидения у монитора развивают трудолюбие и выдержку.
2 стадия - привязанности, также не опасна, т.к. нет ничего плохого в том, что он привык к любимому BLOOD, точно так же, как в раннем детстве к плюшевому мишке. Именно эта категория подростков чаще всего называет себя "компьютерными фанатами" или "гамерами" (от английского "game" - игра), хотя в действительности они таковыми не являются. Эти ребята, как правило, неплохо знают английский, достаточно сносно учатся и строят серьезные планы на будущее. Именно они являются завсегдатаями компьютерных клубов и тратят все свои сбережения на диски и журналы.
3 стадия - зависимости - достаточно опасна, т.к. ваш ребенок может надолго увязнуть в виртуальном мире, где не надо каждый день ходить в школу, делать уроки, где не ругают учителя и родители, где нет домашних забот и других проблем. И это уже серьезно, т.к. в виртуальном мире - ваш ребенок - хозяин положения, там ему все дозволено, там совсем другие нормы морали, там правит сила.
Если компьютерный мир становиться для вашего сына единственной ценностью, значит, у него накопились серьезные психологические проблемы. Так что, одно дело, когда ребенок погружается в виртуальный мир, чтобы расслабиться и совсем другое, когда - наоборот. На стадии зависимости, он начинает жить в виртуальном мире и лишь изредка выходит из него в реальность и если эта зависимость близка к патологической, может быть даже потребуется помощь психолога. Возвращать его в реальность надо постепенно и ни в коем случае, не лишать возможности иногда поиграть. Попробуйте попросить вашего ребенка помочь вам сделать какую-то несложную работу на компьютере, например, набить таблицу или же просто текст. А еще лучше, если конечно есть возможность, оплатите ему эту работу или хотя бы освободите за это от мытья полов и вынесете вместо него сами мусорное ведро.
Можно попросить его вести на компьютере, хотя бы для начала в Excel, учет всех семейных расходов. Дети с удовольствием соглашаются помочь родителям и даже хвастаются этим перед своими одноклассниками.
Наталья Баурова