Некоторые родители полагают, что компьютерные игры — это род зависимости, и во многом правы. Их дети не хотят или не могут перестать играть. Особенно обостряется противостояние вокруг компьютера в каникулы, когда дети предоставлены сами себе. Авторы книги о подростках "Отпустить, чтобы вернуть" рассказывают, как правильно строить разговор, чтобы не потерять контакта с ребенком, — возможно, в этом случае до компьютерной зависимости дело не дойдет. Но если игры на компьютере полностью подчинили себе жизнь ребенка, потребуются решительные действия.
Очевидно, что мы не можем помешать подросткам играть на компьютере, когда они находятся, скажем, в гостях у друзей. (Помните: родители не могут победить в битве, которую они не в состоянии контролировать.) Однако мы по-прежнему имеем право ожидать, что наши чада будут неплохо учиться и выполнять свои домашние обязанности. У нас также есть право настаивать, чтобы они относились к членам семьи с вежливостью и уважением.
Игры на компьютере: как поговорить об этом с ребенком
Давайте послушаем, как отец разговаривает о видеоиграх со своим сыном. Он следует шагам, которые всегда рекомендуются в подходе любви и логики, когда нужно иметь дело с подростками.
- Убедитесь, что выбрали удачное время для разговора.
- Используйте вдумчивые вопросы, проявляя любопытство и интерес, исследуя позицию вашего ребенка с принятием (но не обязательно с одобрением).
- Спросите, можете ли вы поделиться с ним своими мыслями и наблюдениями.
- Преподносите свои идеи мягко, с любовью, не читая нотаций и по мере возможности сопровождая их вопросами.
- Поблагодарите его за то, что он вас выслушал, и завершите разговор выражением надежды, что он примет ваше мнение во внимание.
А теперь прочтите диалог
Папа (смотрит через плечо сына на монитор, залитый кровью «плохих парней», и изображает интерес к безумной бойне): Роб, похоже, у тебя неплохо идут дела! Далеко продвинулся?
Роб: Отлично, пап! Я уже на 4-м уровне и уничтожил целый вражеский взвод.
Папа: Могу себе представить, как ты этим гордишься! Давно сражаешься?
Роб: Сегодня пока около получаса, а вчера — два часа.
Папа: Это немало. А что тебе больше всего нравится в игре?
Роб: Круче всего — это когда удается перехитрить врагов. В этих новых игрушках все, как в жизни! То, что сработало в первый раз, во второй не срабатывает. Плохие парни тоже обучаются! Похоже на самопрограммирование искусственного разума.
Папа: Да, вижу, это действительно интересно. Ты сам по себе сражаешься или руководишь взводом?
Роб: И так, и сяк. В зависимости от того, какая ситуация.
Папа: Интересно... Ты не против поставить игру на паузу, чтобы мы немножко поговорили?
Роб: Конечно, пап.
Папа: Знаешь, Роб, я всегда считал, что у тебя есть задатки настоящего лидера, что ты можешь изменять этот мир по-своему, и другие люди будут играть по твоим правилам.
Роб: Что ты имеешь в виду, пап?
Папа: Ну, ты же понимаешь, что, когда играешь в эту игру, ты живешь в мире, созданном, очень талантливыми и креативными компьютерными художниками и программистами. У них отлично получается создавать миры, в которых другие люди готовы пропадать часами и сутками.
Роб: Да, но ведь нельзя сказать, что я не принимаю собственные решения...
Папа: Я уверен, что у тебя это хорошо получается. А ты можешь что-то изменить в этой игре?
Роб: Да, в общем-то, ничего.
Папа: Именно. А на дерево можешь слезть?
Роб: Нет.
Папа: А можешь выставить условия перемирия?
Роб: Папа, так ведь это игра про войну, а не про мир!
Папа: Ну, я, в общем, к этому и веду. Мне кажется, такие игры здорово ограничивают. Тебе приходится добираться до новых уровней таким способом, который они запрограммировали, верно?
Роб: Да, думаю, так.
Папа: Только пойми меня правильно, Роб. Когда я вижу, с каким удовольствием ты играешь в эту игру, я вспоминаю о том, что большинство людей в реальной жизни играют по правилам, которые созданы другими людьми. Они просто живут в мире, созданному другими людьми. Так выйди же в собственный мир! Чем больше времени ты будешь проводить вне виртуальной реальности, с реальными людьми, тем больше обретешь навыков коммуникации и сможешь создать мир по собственному вкусу, а не жить по чужим правилам.
Роб: Я понимаю, о чем ты, папа.
Папа: Ну что ж, удачи, приятель! Спасибо, что поговорил со мной.
Компьютерная зависимость у детей: как это начинается
Иметь дело с зависимостью от компьютерных и видеоигр бывает так же трудно, как и с зависимостью от азартных игр и другими типами зависимости. Следующая история продемонстрирует пример подобных ситуаций, а заодно может подарить надежду.
«Как это могло случиться?» — волновалась мама Пола. Она, наконец, осознала, что у ее сына развилась зависимость от сетевых компьютерных игр. До этого дня она спокойно относилась к тому, что сын проводил в своей комнате огромное количество времени, играя в игры, и ей удавалось убедить себя, что все в порядке. В конце концов, когда он сидит у себя в комнате, они ни о чем не спорят и ей не приходится воспитывать его.
Склонность к отрицанию в людях очень сильна. В данном случае отрицание помогло матери игнорировать назревающую проблему. Она, бывало, даже говорила себе: «Другие дети шатаются по улицам и попадают в беду. Что плохого в его интересе к компьютерным играм? У себя в комнате он в безопасности; я знаю, где он находится и что делает».
Мать Пола даже убедила себя, что то время, которое он проводит перед монитором, положительно влияет на его самооценку. Она говорила своей подруге Мэри: «Знаешь, у Пола не очень хорошо обстоят дела во многих других вещах, в которых сильны остальные ребята. А теперь он нашел нечто такое, что хорошо ему удается. Я знаю, что его самооценка будет расти вместе с его успехами в игре».
Но, увы, теперь уверенность матери дала трещину. Ей случилось побывать на семинаре, посвященном зависимостям. Она была шокирована, когда психолог начал говорить о разрушительном эффекте компьютерной зависимости. Она узнала о распаде семейных взаимоотношений, когда дети или взрослые чрезмерно увлекались компьютером и теряли интерес друг к другу. Вдобавок к этому она узнала о документально зафиксированных изменениях в мозге, которые происходят у тех, кто впадает в зависимость от игр.
Как избавиться от компьютерной зависимости
Мать преисполнилась решимости исправить то, что она натворила. Это были нелегкие шаги, поскольку школа и общество поддерживают практику «у каждого ребенка должен быть компьютер». Преподаватели школы, где учился Пол, на полном серьезе считали, что у каждого ученика должен быть собственный ноутбук, причем постоянно подключенный к Интернету. Не улучшало ситуацию и то, что отец каждый вечер брал работу на дом, чтобы заняться ею на своем собственном компьютере.
Важно было заручиться поддержкой отца Пола. С самого начала их брака она усвоила, что наилучший способ сделать это — изложить факты, познакомить мужа с тем, что она узнала, и ни в коем случае не пытаться распоряжаться его действиями. Она надеялась, что муж тоже увидит в этой ситуации катастрофу, каковой она и стала.
Мать и отец прибегли к услугам специалиста по аддикциям в попытке понять трудности, с которыми предстояло столкнуться им и их сыну. Терапевт предупредил их, что вскоре они будут свидетелями типичного поведения человека, страдающего зависимостью. Как только Пол осознает, что они всерьез намерены ограничить время доступа к компьютеру, притяжение зависимости толкнет его на любые поступки, которые могут помочь ему вновь получить доступ к компьютерным играм.
— Нет, — возразила мама. — Пол — хороший парень, он никогда не прибегал к уловкам и не дерзил. Он поймет, что мы пытаемся помочь ему.
Спустя несколько месяцев она поняла, насколько ошибалась.
— Когда мы отобрали у него компьютер, он тайком пробирался за компьютер отца. Когда мы поставили на этот компьютер пароль, он нашел способ взломать его. Он уходил к приятелю, врал, что пошел делать домашнее задание, а вместо этого просиживал часами за его компьютером, играя в свои игры. Несколько раз удавалось ускользнуть в компьютерный клуб, вместо того чтобы быть в школе на уроках. Постоянная ложь стала большой проблемой.
Как и во всех похожих ситуациях, проблемы усугублялись, прежде чем ситуация начала улучшаться. К счастью, благодаря помощи психотерапевта и решимости самого Пола вновь вступить в реальный мир, покончив с миром фантазии, у этой истории оказался благополучный исход.
Вспоминая эту историю и то, сколько сил и времени она отняла у ее семьи, мать позднее рассказывала, как она жалела, что не была знакома с подходом любви и логики, когда ее дети были маленькими:
— Я уверена, дело в том, что фантазийный мир игр давал иллюзию контроля мальчику, у которого в реальной жизни было слишком мало возможностей делать выбор и жить с его последствиями. У него не было шансов почувствовать себя нужным нашей семье.
Перелом к худшему наступил тогда, когда мы отказались от попыток заставить его выполнять справедливую долю работы по дому. Причиной этого отказа было то, что мы не знали, как заставить его выполнять свои обязанности без постоянных напоминаний и сражений. Теперь я понимаю, что Пол по природе своей склонен к зависимостям, и это стало причиной его увлечения компьютерными играми, поскольку они давали ему недополученное в семейной жизни.