Открывая эту тему на страницах нашего журнала, мы хорошо понимаем, что далеко не каждая молодая семья может позволить себе, вооружившись модными журналами, обдумывать интерьер отдельной детской комнаты. Поэтому оговоримся: речь пойдет не обязательно об отдельной комнате: совершенно любое помещение, где будет жить кроха, придется приспособить к потребностям нового члена семьи. Как сделать так, чтобы вашему малышу было хорошо и удобно? Как обеспечить ему условия для правильного и гармоничного развития?
На эти актуальные для будущих и молодых родителей вопросы по просьбе редакции журнала "9 месяцев" отвечают специалисты.
Лада Сергеевна Старостина, врач-педиатр, клиника детских болезней ММА им. И.М. Сеченова:
Если у вас есть возможность поселить кроху в отдельной комнате, то за вас можно только порадоваться. В этом случае с обстановкой все намного проще - здесь все только для малыша. Но во многих семьях ребенок будет делить комнату с родителями, по крайней мере какое-то время. Многим мамам спокойнее, когда их малютка рядом и не надо никуда бежать на его крик. В этом случае в комнате необходимо будет провести некоторую перестановку.
Кроватка нужна, независимо от того, берете ли вы ребенка к себе в кровать или нет. Сейчас существует великое множество вариантов этой детской мебели: и на колесиках, и на полозьях, и даже в виде люлек. Но главное, чтобы материал, из которого сделана кроватка, был экологически чистым, а сама кроватка легко мылась. Поставить кроватку нужно так, чтобы рядом не было обогревателей, радиаторов отопления и вообще каких бы то ни было приборов (увлажнителей, озонаторов, телевизора, телефона и т.д.) Кроватку нельзя размещать на проходе. Если слишком яркий солнечный свет будет достигать кроватки, то над ней надо закрепить шторы или балдахин, чтобы при необходимости закрывать малыша.
Пеленальный столик. Необязательно, чтобы это был специальный столик, достаточно приспособить любую устойчивую мебель (например, письменный стол или комод) для переодевания, а при необходимости - и для массажа ребенка. Удобнее всего, если пеленальное место по высоте подогнано так, чтобы маме не приходилось наклоняться, напрягая спину. Оптимально, если поверхность для пеленания будет размещаться на уровне ее пупка. Если пеленальное место не содержит полок (по типу комода), то его нужно поставить поближе к шкафу с детскими вещами, чтобы при необходимости легко дотянуться до одежды, пеленок и т.д. Так как на пеленальном столике удобно производить различные манипуляции с ребенком (обрабатывать пупочную ранку, складки и т.д.), то под руками желательно иметь все необходимые гигиенические принадлежности. А чтобы постоянно не задевать и не опрокидывать их, поставьте все на отдельный лоток, который легко можно переставить на полку.
Ковры, мягкая мебель, книги и игрушки - накопители пыли. Чем меньше их будет в детской комнате, тем лучше.
Чтобы ночью не будить всех включением яркой лампочки, приобретите лампу-"ночник". Очень удобны светильники с регулируемой силой света.
Уменьшите громкость телефонного звонка, если нет возможности перенести его в другое место, - ребенок может не реагировать на ваш громкий голос, на лай собаки, но от резких звуков малыш может испугаться. Но это не значит, что нужно соблюдать полную тишину.
Готовя комнату, не забудьте про окно. Оно должно открываться, чтобы регулярно проветривать комнату, не заклеивайте его намертво! Если же из окна дует, то до рождения малыша нужно заделать все щели. Шторы должны легко сниматься для регулярной стирки, чистки, обработки пылесосом.
Не цветущие комнатные растения можно оставить, а цветущие лучше переставить в другую комнату: пыльца может вызвать у ребенка аллергическую реакцию. Поливая цветы, вы будете способствовать увлажнению воздуха в комнате.
Можно оставить аквариум: он тоже помогает увлажнять воздух. Но не пользуйтесь сухими кормами для рыб.
Птиц оставлять в одной комнате с ребенком ни в коем случае нельзя - в детскую кроватку могут попасть их перья, все тот же сухой корм и продукты жизнедеятельности. Но хуже всего то, что птицы являются разносчиками таких заболеваний, как пситтакоз и орнитоз, проявления которых могут быть различными - от конъюнктивита до сепсиса.
Тамара Николаевна Егорова, психолог:
Все, о чем мы думаем в период ожидания малыша, связано с тем, как обеспечить ему максимальное удобство, уют и комфорт после рождения. Как же сделать, чтобы все, что находится вокруг крохи, создавало хорошее настроение, атмосферу доверия, покоя и тепла?
Прежде всего хотелось бы обратиться к некоторым психологическим особенностям развития малыша до года. На первом году жизни ребенок тесно, непосредственно связан со своими родителями, прежде всего с матерью. Состояние ребенка, особенно в после несколько месяцев, определяется состоянием матери. Наблюдения показывают, что хорошее самочувствие и настроение мамы оказывает благотворное влияние на малыша.
Исходя из этого, если комната малыша просторная, светлая и обстановка вызывает у мамы положительные эмоции, радует ее, все сделано с учетом удобства и со вкусом, то наверняка и на малыша такая обстановка будет действовать положительно.
Приступая к оборудованию детской комнаты, обратите внимание на несколько важных моментов:
1. Создать удобство - это значит правильно организовать внутреннее пространство.
Постарайтесь разместить все так, чтобы вещи, которые вам необходимы, постоянно находились под рукой, чтобы нашлись полочка для детских принадлежностей и ящик для игрушек и обязательно осталось свободное пространство для того времени, когда малыш начнет ползать, ходить.
Когда мебели мало, конечно неудобно. "Бесприютные" вещи создают беспорядок, пылятся, вечно теряются.
Когда мебели много, возникают другие проблемы - вечные углы, которые за день не раз "пересчитывают" все домашние. Поэтому необходимо тщательно продумать, какая мебель и в каком количестве вам нужна.
2. Создание уюта. Уют неотделим от таких понятий, как красота, гармония всех деталей интерьера. Если в комнате не соблюдена цветовая гармония, то это будет снижать ощущение комфортности жилья, а также исподволь действовать на ваше самочувствие и настроение и, естественно, на самочувствие малыша.
Следует помнить, что фиолетовый и красный цвета действуют на нервную систему возбуждающе, способствуют переутомлению, снижают работоспособность.
Цвет хорошего настроения желтый, он способен успокоить, цвет надежды и активности, он производит впечатление легкости и радостности.
Зеленый и голубой - цвета природы; они создают спокойную атмосферу, действуют успокаивающе и даже повышают слуховую чувствительность. Оранжевый цвет традиционно имели домашние абажуры, поскольку, ассоциируясь с солнечным светом, он несет в себе радость.
Стены, оклеенные в светлые холодные тона - нежно-голубые, голубовато-зеленые - зрительно увеличивают помещение.
Теплые тона (оранжевые, желтые), наоборот, как бы приближают оклеенную поверхность.
При выборе декоративных тканей (обивка мебели, занавески, покрывала и т.д.) предпочтительнее светлые ткани спокойных тонов с мелким или растительным рисунком. Следует помнить, что излишняя пестрота и яркие цвета утомляют, а крупный рисунок зрительно уменьшает помещение.
При подборе обоев следует руководствоваться теми же правилами. Лучше не использовать обои с крупным, ярким (даже детским) рисунком. Расчет на то, что комната будет выглядеть веселее, забавнее, а яркие изображения будут привлекать внимание малыша и создавать хорошее настроение, является ошибочным: очень скоро малыш к ним привыкнет, и они перестанут вызывать его интерес. Хорошим решением данной проблемы может стать использование обоев со спокойной окраской и неброским рисунком. Это даст вам возможность использовать систему "ярких пятен", привлекающих и задерживающих внимание малыша. Таким "ярким пятном" может служить детский коврик над кроватью, детские панно, яркие иллюстрации или настенные мягкие игрушки...
Замечательно то, что вы сможете легко заменить "яркое пятно", которое уже не вызывает зрительный интерес ребенка, другим, а через какое-то время вернуть его на место.
3. Неоспоримым украшением интерьера детской комнаты являются игрушки. Но не стоит уставлять ими всю комнату, пусть "в ходу" будет несколько игрушек, а остальные лучше убрать в закрывающийся шкаф или ящик, чтобы они не надоели малышу.
Любовь Николаевна Павлова, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца:
Если иметь в виду младенца, то целесообразно говорить не о комнате для него, а об организации окружающей среды, то есть о том жизненном пространстве, в котором он будет пребывать и расти.
С 3-4 месяцев малыш, лежа на животе и опираясь на предплечья, наблюдает за взрослым, перемещающимся в пространстве, причем с возрастом эти наблюдения начинают составлять значительную часть его жизни. Следовательно, ситуация, при которой дитя лежит в отдельной комнате, удаленной от взрослого окружения, в ранний период жизни ребенка не может рассматриваться как идеальная и благоприятная.
Изолированность ребенка от взрослых нужна в основном в вечерние часы, когда малыша укладывают на ночь, а взрослым членам семьи хочется побыть вместе, посмотреть телевизор, поговорить за ужином о прожитом дне, решить какие-то общие задачи. Значит, малютку целесообразнее устроить "ночевать" в спальне, около кровати мамы. Последнее важно еще и потому, что ученые доказали - малыш должен спать в темноте. Оказывается, ночное освещение может повлиять на развитие близорукости у ребенка в будущем, ввиду неправильного формирования зрительного аппарата. Очень вреден для спящего ребенка работающий телевизор. Все возгласы тревоги, "трепетные" речи, гангстерские эмоции и сцены насилия ложатся на подкорку мозга спящего малютки и выводят из строя его еще не сформировавшуюся нервную систему. Если же в семье одна комната, то ради ребенка следует отказаться от многого. Можно использовать кухню как гостиную, пользоваться наушниками и т.п.
Следует коснуться и вопроса о меблировке комнаты. В этой связи целесообразно выделить три возрастных периода, когда окружающая предметная среда функционально организуется, исходя из задач воспитания. Что это за периоды? Первый - от рождения до 6-7 месяцев, когда дитя учится поворачиваться на бок, на живот и на спину, а затем начинает ползать; второй - от 7 до 9-10 месяцев, когда малыш хорошо ползает и начинает подниматься на ножки и переступать вдоль опоры; третий - от 10-11 до 15-16 месяцев, когда малыш хорошо ходит и относительно самостоятелен.
Обратимся к первому периоду. В ранние месяцы жизнь ребенка протекает в основном в горизонтальной плоскости. Конечно, мама ненадолго поднимает малютку, придерживая под спинку, давая ему возможность 5-10 минут побыть в вертикальном положении. Это бывает чаще после кормления, переодевания, пеленания. В основном же дитя проводит время в положении лежа, поэтому кроватка, пеленальный стол, высокий манеж являются первыми предметами детской мебели, необходимой для обеспечения комфорта.
Имеются модели детских кроваток с прикроватной тумбой, которая очень удобна для детского белья, необходимых принадлежностей, игрушек, предметов ухода за ребенком. Желательно поставить кроватку таким образом, что бы к малышу можно было подойти слева и справа. Это будет способствовать формированию поворотов головки влево и вправо, формированию правильной осанки. Размеры кроватки предложены в таблице 1.
Таблица 1. Выбор размера кроватки
|
Кровать должна иметь ограждение с переменной высотой по мере взросления малыша ложе кроватки опускается вниз, соответственно, высота ограждения поднимается.
С пеленальным столом родители могут познакомиться в поликлинике, на приеме у врача. И сразу могут оценить его удобство: достаточная высота, ограждение с трех сторон, полужесткая поверхность - все предусмотрено для ухода за ребенком, массажа, занятий, пеленания и переодевания. В условиях семьи также необходимо иметь пеленальный стол. Подчеркиваем, это должен быть именно стол, а не тумбочка или неустойчивая доска. Как правило, в современных квартирах нет возможности разместить специальную мебель, предназначенную для пеленания. В этом случае для пеленания чаще всего используют обеденный или письменный стол. Такой стол нужен будет в основном до 8 месяцев, т.е. до того момента, когда дитя научится самостоятельно садиться. И все-таки, какую бы мебель вы ни использовали, помните прежде всего о безопасности и удобстве ребенка. Постарайтесь сделать так, чтобы стол, на который вы положите малыша, по высоте равнялся обеденному (для вашего удобства). С трех сторон стола соорудите широкие барьерчики (до 10 см), чтобы, не дай Бог, малыш не скатился. Поверхность покройте байковым одеялом, пеленкой, чтобы ребенку не было слишком жестко. В роли барьерчиков могут выступать шкафы, поставленные впритык к столу Обязательное правило: никогда не оставляйте ребенка на высоте в не ограниченном бортами пространстве! Пеленальник не является исключением. Есть и второе неукоснительное правило, которому необходимо следовать: кровать ребенка надо использовать исключительно для сна, а не для игры малыша. "Игровое поле" малютки - это манеж. Взрослея, дитя все больше и больше бодрствует, двигается, поэтому ему необходимо пространство значительно большее, чем поверхность кроватки.
Ну а что же такое манеж? Внесем ясность - существует два вида манежей. Один - высокий (надпольный), используемый до 7 месяцев, другой - низкий (напольный), используемый от 7 месяцев до 1,5 лет. Высокий манеж необходим ребенку, который еще не умеет самостоятельно перемещаться в пространстве. В условиях дома такой "манеж" можно сделать, используя широкую (взрослую) кровать, диван или софу. Лучше, если поверхность будет полужесткая. С этой целью на ложе следует положить твердый картон или чертежную доску, на которую необходимо постелить одеяльце, клеенку, а сверху - плотную простынку. Необходимо сделать вокруг "манежа" ограждение, используя стулья, повернув их спинками к краям ложа и обвязав. Можно обложить внутреннюю поверхность спинок валиками из подушечек. В таком "манеже" дитя находится в безопасности, на широкой поверхности, позволяющей ему свободно двигаться, подползать на руках, выполнять элементы ползанья и вообще чувствовать себя комфортно. К 6 месяцам в таком манеже дитя научится действовать погремушками, беря их из любых положений. Kaк говорилось выше, малыш делает попытки к ползанью, упираясь на ладони рук, отталкиваясь ножками от поверхности манежа. К 7 месяцам, как правило, он уже начинает ползать, а к 8 месяцам - самостоятельно садиться.
После 7 месяцев, когда малыш начинает ползать, наступает второй период, требующий перестройки окружающей среды. Ребенка устраивают за "барьером", то есть опуская на пол и используя напольное покрытие в самой большой и теплой части комнаты. С этой целью на коврик или утепленную поверхность пола кладут теплое одеяло, клеенку, плотную простыню. Ребенку должны быть созданы все условия для овладения ползанием. Мама может расположиться рядом с малышом, показывая ему игрушки издалека, побуждая к перемещению в пространстве. И здесь следует придерживаться правила: научившегося ползать ребенка никогда не оставляйте без присмотра.
К 11 - 12 месяцам жизни малыша наступает третий период переоборудования окружающей среды. Малыш поднимается на ножки и начинает переступать вдоль опоры. С этого момента необходимо по-новому организовать жизненное пространство ребенка. Для малыша освобождается вся поверхность пола, то есть место за "барьером" теряет свою актуальность. Крупная мебель с середины комнаты убирается, по стенам ее расставляются стулья. Переступая от одного предмета к другому - от стула к креслу, от кресла к дивану и далее, дитя учится ходить. И все же малыш часто преодолевает среднюю часть комнаты ползком. Поэтому ему необходим ковер или палас. Эти предметы ежедневно тщательно обрабатываются пылесосом. В этой комнате взрослые надевают отдельную обувь. С 11 -15 месяцев, когда дитя уже более самостоятельно и уверенно держится на ножках, а его взаимодействие с окружающим миром приобретает все более и более устоявшийся характер, целесообразно ставить вопрос об оборудовании специальной детской комнаты.
Если ранее кроватка малыша "путешествовала" из комнаты в комнату, перемещалась внутри нее, то теперь целесообразно расположить кровать стационарно, выбрав наиболее удобный уголок. Уже с 11 месяцев малыша следует усаживать за столик не только для еды, но и для игр - занятий с кубиками, пирамидками, матрешками, цветными колпачками, картинками и т.п. При этом важно помнить, что до 14-15 месяцев малыша целесообразно сажать в креслице (стульчик с подлокотниками), а позднее - использовать обычный детский стульчик без подлокотников. Для того чтобы подобрать для ребенка соответствующую мебель, воспользуйтесь следующими советами и таблицей 2.
Таблица 2. Основные размеры детских столов и стульев
|
При посадке малыша на стульчик или в детское креслице обратите внимание на то, чтобы ножки ребенка не зависали над полом, а опирались на него. В этом случае малыш имеет возможность разогнуть спинку, не сутулиться, имея опору под ногами. Если вы приобрели стул "на вырост", у него обязательно должна быть подножка. Столик следует поставить так, чтобы свет от окна падал с левой стороны. Для комнатки малыша подойдет так называемая гарнитурная игровая мебель. Как правило, это мягкий диванчик и два креслица, на которых малыш не только располагает любимые игрушки, но и садится сам. Малыш "проигрывает" эпизоды собственной жизни, и ему следует создать для этого все условия. Если материальное положение семьи позволяет, ребенку целесообразно купить целый игровой уголок, включающий маленькие шкафчики и кухонную утварь. Несколько позднее в комнате можно установить спортивный комплекс для самых маленьких. В комнате малыша следует на уровне его полусогнутой поднятой руки расположить несколько настенных полочек для игрушек, книг и картинок.
В комнате необходимо зеркало, отражающее малыша во весь рост. Это позволит ему "открыть" самого себя. Желательно подобрать косыночки, ленточки, шапочки, в которые ребенок под маминым "руководством" будет наряжать и смотреться в зеркало. Малышу будут полезны предметы-двигатели (коляски, гремушки-каталки, тележки с кубиками и т.п., побуждающие к перемещению в пространстве). В этом возрасте ребенок не может долго сохранять вертикальное положение, поэтому целесообразно застелить комнату ковром или паласом. Чтобы в комнате было не только тепло, удобно, но и уютно (а для повзрослевшего малыша это уже важно), окружающую среду следует организовать по принципам дизайна. Для стен, штор и ковра лучше выбрать единую цветовую гамму; с ними должна гармонировать по цвету мягкая мебель; игрушки, картины, керамические украшения на стенах оживляют интерьер, контрастируя с общим цветовым фоном комнаты. И конечно, детскую мебель целесообразно расставить по стенам комнаты, оставив все ее пространство для движений малыша. Взрослую мебель в комнате ребенка, как правило, не располагают. Впрочем, все сказанное весьма относительно: малыш, как "хозяин", знакомится со всем пространством квартиры и всем, что его окружает. И велика роль мамы, которая ведет его за ручку, переходя из комнаты в комнату.
И еще. Напомним взрослым, что напольный манеж, ограничивающий движения ребенка в пространстве, можно использовать избирательно и лишь при крайней необходимости - в тех случаях, когда маме нужно срочно покинуть комнату на 5-7 минут. Дело в том, что ребенку конца 1-го года жизни нельзя ограничивать потребность в движении и освоении пространства, иначе вы спровоцируете невротическое поведение: малыш будет демонстрировать вам неповиновение, упрямство, негативизм при ограничении его двигательной активности.
В заключение скажем, что умелая комбинаторика, чуткое реагирование на изменяющиеся возможности и потребности малютки - наиболее рациональный подход к организации окружающей среды и детской комнаты.
Из личного опыта
Инга М., г. Санкт-Петербург:
Я была уверена в том, что сразу после рождения ребенок должен находиться вместе с мамой. Я планировала кормить его по требованию, а это не предусматривало ночные пробежки в соседнюю комнату, да и кормить ребенка, лежа в своей кровати, мне было гораздо удобнее.
Кроватку я приобрела большую - длиной 140 см. Мне показалось это очень практичным. Забегая вперед, скажу, что когда в 3 года я попыталась переселить ребенка на большую кровать, он через пару ночей запросился обратно. И расстался со своей кроваткой только в 4 года.
Кроватку я поставила вплотную к родительской кровати и сняла одну боковину. Таким образом, мне было очень легко перекладывать ребенка обратно после кормления: он спал рядом, но я не боялась ночью его придавить и могла совершенно расслабиться во время сна.
Когда малыш начал переворачиваться, он ухитрился каким-то непостижимым образом, проснувшись после дневного сна, переползти большую кровать и сползти на пол, благо было низко и мягко. Надо было срочно решать эту проблему. Очень не хотелось возвращать на место бортик, т.к. я по-прежнему кормила по ночам до 3-4 раз.
Было принято решение о покупке еще одной точно такой же кроватки. (Мы планировали второго ребенка, и вопрос о второй кроватке, как и о месте для нее, все равно бы встал через некоторое время.) Ее дно опустили на самый нижний уровень. На ночь я укладывала малыша спать в "высокую" кроватку, а днем - в "низкую". Кстати, "низкую" кроватку я использовала отчасти как манеж. Основную часть времени (когда не спал) ребенок проводил у меня на руках или на полу, на специальном покрывале. Но когда мне необходимо было ненадолго отлучиться в другую комнату, я сажала ребенка в кроватку и была уверена, что он уж точно оттуда не выберется, даже когда начнет ходить.
Хранить вещи малыша на полках в шкафу было очень неудобно. Буквально через день аккуратно разложенные стопочки превращались в огромный ком. После недолгого размышления был приобретен комод. Конечно, кое-чем из oбстановки пришлось пожертвовать, но это того стоило. Мне самой доставляло большое удовольствие paскладывать вещички. А главное - все было прекрасно видно. Жаль, что в комнате уже не осталось места - я бы купила такой и для своих вещей.
Под игрушки я приспособила два небольших тазика для пищевых продуктов: в одном лежали чистые игрушки, в другом - "грязные". Со временем они были заменены большими ящиками с крышками, да и сами понятия "чистые" и "грязные" со временем почти смешались...
Владимир Константинович Загвоздкин, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, доцент кафедры психологии развития МПГУ, специалист по вальдорфской педагогике:
Чем младше ребенок, тем больше он зависит от окружения, от среды, в которой живет. Ребенок воспринимает мир гораздо интенсивнее, чем взрослый. Именно поэтому младенец так много спит: он не выносит обилия впечатлений и привыкает к ним только постепенно. Многие воздействия, которых мы, взрослые, даже не замечаем, могут производить на маленького ребенка глубокое впечатление и даже вызывать расстройства пищеварения или сна. Именно поэтому вальдорфские педагоги придают значение деталям, которые многим могут показаться неважными.
Самое важное, что происходит с маленьким ребенком-дошкольником - это развитие его телесных структур: мозга, двигательного аппарата, органов чувств, гортани - всего того основания, на которое он будет опираться в своей дальнейшей жизни и которым мы, взрослые, пользуемся, не замечая этого. "Телесное есть ocнова душевного, душевное есть основа духовного" (Р. Штайнер (1861-1925) - немецкий педагог и философ, создатель вальдорфской педагогики). Эти телесные и душевные - на научном языке психосоматические - структуры, формирующиеся в детстве, сохраняются затем на протяжении жизни, и их неправильное развитие может проявиться в жизни взрослого человека в виде предрасположенности к тем или иным соматическим или психосоматическим заболеваниям, а также к определенным формам поведения. Вот почему большое значение придается формированию среды, благоприятствующей гармоничному развитию. Значение имеют прежде всего постоянные средовые воздействия, т.е. такие, которые многократно повторяются.
Не следует забывать, что самый главный средовой фактор - это душевная атмосфера, которую создают и поддерживают находящиеся вокруг ребенка взрослые. Отношение "ребенок - любимый взрослый" есть тот стержень, вокруг которого выстраивается все остальное развитие ребенка: развитие интеллекта, эмоциональное, нравственное развитие. Поэтому прежде всего важно выстроить именно эти отношения.
Вальдорфские педагоги стараются не выдумывать что-то искусственное, какие-то особые приспособления, которые должны "ускорять" развитие или делать его "более эффективным". Напротив, высоко ценятся многие элементы традиционной, народной педагогики, одежда и игрушки из естественных, природных материалов.
По мнению вальдорфских педагогов, для новорожденного лучше всего подойдет колыбель с пологом. Причем хорошо, если эта колыбель немножко качается и это воспроизводит состояние ребенка в утробе матери, где он находился в околоплодной жидкости. Такое "подвешенное" состояние образует более гармоничный переход к воздействию силы тяжести на тело ребенка. Покачивающаяся люлька может помочь маме успокоить плачущего малыша. Например, ночью часто удается успокоить ребенка, просто покачав колыбельку и не беря его на руки. Мы не рекомендуем, чтобы ребенок спал вместе с матерью. Он при рождении отделился от матери, и у него появилось на земле свое собственное пространство.
Ребенку не нужно белье пестрых расцветок: это дополнительный фактор раздражения ребенка. Хорошо белье пастельных, спокойных, теплых оттенков. Штайнер одним из первых заговорил о психологическом воздействии цвета. Он подчеркивал, что для ребенка гармонизующими являются теплые, розоватые тона, в то время как для взрослого - наоборот, голубовато-зеленые оттенки. Поэтому полог, через который ребенок видит окружающее освещение, лучше всего сделать из шелка или марли, окрашенной в розовато-сиреневый цвет. Все ткани, с которыми соприкасается ребенок, должны быть натуральными - это хлопок, лен, шерсть и шелк. Распространенные сейчас обкладки с картинками вальдорфские педагоги настоятельно не рекомендуют. В колыбельку (а немного позже - в кроватку с пологом) хорошо постелить либо овечью шкурку, либо одеяло из овечьей шерсти.
Сказанное относительно цветового оформления касается и всей комнаты. Не следует помещать в комнате предметы неестественных, кричащих, открытых цветов. Самое лучшее - если мебель детской будет деревянная, а ее расцветка - мягкая, отражающая естественную структуру материала.
Стол или комод для пеленания - второй необходимый элемент детской комнаты. Нужно помнить, что ребенок развивается очень быстро, и хорошо, если и комната "развивается" вместе с ним. Поэтому в качестве комода или стола для пеленания лучше всего использовать ту мебель, которая и потом может быть использована в детской комнате. Комод, в который можно складывать вещи, а потом и игрушки, идеально подходит для этого.
Почти сразу после рождения ребенок начинает активно осваивать свое окружение. И первое, чему он учится, - это направленное внимание, фиксация взгляда. Для развития направленного внимания над головой ребенка обычно вешают различные мобили. Если над колыбелькой или кроваткой есть полог, то повесить мобиль очень удобно. Важно знать, что вначале ребенку для того, чтобы фиксировать взгляд, необходимо довольно значительное усилие, от которого он может утомляться. Поэтому лучше, если мобиль не висит все время, но время от времени снимается и затем снова вешается, чтобы избежать излишнего перенапряжения.
В качестве мобиля хорошо подходят шелковые феи, нежная "музыка ветра" - трубочки-колокольчики, разновысокие бубенчики или КОЛОкольчики, т.е. то, что звучит нежно, не пугающе. Не стоит вешать над кроваткой различные механически движущиеся пластмассовые мобили, иногда изображающие животных, раскрашенных в неестественные, яркие, открытые, часто ядовитые цвета: синих слонов, зеленых бегемотов и т.д.
Многие мамы задают вопрос: нужен ли ребенку манеж или лучше, если ему предоставляют свободу ползать по всей комнате или даже квартире. На наш взгляд, манеж все-таки нужен. Что манеж сковывает двигательную активность ребенка, - это только кажется с позиции взрослого. А для маленького ребенка пространство манежа достаточно велико, но, тем не менее, ограничено и обозримо. Манеж - это все-таки вопрос безопасности. Мать не может все время "пасти" ребенка. Манеж можно переносить туда, где на находится мать, и при этом не создав, аварийных ситуаций. Дно манежа несколько приподнято над полом, что немаловажно: даже небольшого ВОЗВЫшения достаточно, чтобы избежать соприкосновения с холодным сквозняком.
Затем ребенок начинает постепенно выпрямляться и делать первые шаги. Это процесс, связанный со значительными усилиями: ребенок встает и снова падает, повторяя свои попытки много раз. Принципиальная позиция вальдорфских педагогов: не следует использовать никаких приспособлений, помогающих ребенку стоять прямо и ходить. Не рекомендуется всячески поддерживать ребенка для того, чтобы он стоял и быстрее освоил прямохождение. Малыш овладевает прямостоянием постепенно, опираясь на стены, на мебель и т.д. Каждый ребенок встает по-своему, осваивая при этом свое тело. Прямостояние - это индивидуальное достижение каждого ребенка, оно связано с силой воли ребенка, с его "Я". Поэтому предметы, имеющие соответствующее предназначение, в окружение ребенка помещать не следует.