Для одних людей (и их достаточно много) жизнь немыслима без регулярных разъездов и связанных с ними новых впечатлений. Для других же оказаться в числе постоянных "выездных" означает лишиться необходимого им ощущения стабильности и размеренности бытия. Впрочем, как бы работник ни относился к служебным поездкам, свои права и обязанности он должен знать хорошо.
Согласно инструкциям
Выезд по заданию начальства будут официально считать командировкой лишь в том случае, если на руках у работника находится документ, в котором четко оговорено время отъезда и прибытия; есть место для отметок принимающей стороны и т. д. Сотрудникам следует знать, что согласно Трудовому кодексу в канцелярии предприятия им обязаны выдать командировочное предписание и узаконить их отъезд соответствующим приказом. Только тогда они могут твердо рассчитывать на то, что в течение всего срока служебной поездки заработную плату им будут исправно начислять, а все права - соблюдать. Не правда ли, потраченные на оформление командировки силы того стоят? Хотя в частных компаниях в отличие от государственных учреждений эту норму трудового законодательства сплошь и рядом игнорируют. Нередко начальник дает подчиненному устное поручение и энную сумму денег на расходы, после чего без лишних бумажных формальностей отправляет в путь. Возможно, так действительно проще, но в случае любого форс-мажора (например, получение производственной травмы на чужом предприятии или несчастный случай в пути) задним числом трудно доказать свое право на полагающиеся компенсации. А Трудовой кодекс содержит специальные положения, касающиеся расследования таких фактов и установления по ним положенных льгот, но для этого отъезд необходимо оформить по всем правилам. Так нужно ли рисковать? Или все работники на 100 % уверены в том, что, случись не дай бог что-нибудь с самолетом или поездом, любимый босс с готовностью признает свою ответственность за сотрудника и добровольно примет на себя бремя всех выплат и компенсаций? Увы, порой работодателю легче объявить покалечившегося служащего злостным прогульщиком, неизвестно с какого перепоя мотающимся по стране, чем долгие годы платить ему пособие за травму, полученную в далеком филиале компании.
Но будем считать, что командированный сотрудник все-таки достаточно благоразумен и предусмотрителен. Тогда по закону в период временной нетрудоспособности, вызванной болезнью, он как работник, официально находящийся в служебной поездке, также имеет право на оплачиваемый больничный.
Сам себе администратор
Чтобы не испортить командировку плохой организацией, лучше с самого начала взять дело в свои руки. А для этого сотруднику нужно отправиться в транспортное агентство за билетами и выбрать наиболее удобное для отъезда время. Проконтролировать лично, предупреждены ли в пункте прибытия, что его нужно встретить, и забронирован ли в гостинице именно такой номер, на который он рассчитывает. Пишу эти строки и вспоминаю одну из своих первых служебных поездок в качестве военного журналиста. По неопытности я тогда полностью положился на молодую сотрудницу отдела координации телекомпании. А в итоге на тихом железнодорожном полустанке, затерянном в астраханских степях, мы высадились в половине двенадцатого ночи. Обещанная машина из части, куда мы следовали, так и не появилась, потому что девушка просто забыла созвониться со штабом полка. Всю ночь мы грелись, усиленно занимаясь физическими упражнениями, а с первыми лучами солнца, подхватив тяжеленные сумки с аппаратурой, пешком направились к близлежащему населенному пункту, расположенному в 15 км от станции. С тех пор, наученный горьким опытом, я никому не доверяю организацию столь ответственного мероприятия, как командировка.
Финансовая сторона дела
После подписания приказа о направлении сотрудника в служебную поездку бухгалтерия составляет смету его расходов: учитывает срок, транспорт, которым человек будет следовать к месту назначения и обратно, суточные и т. д. Кстати, каждый советский командированный получал стандартную сумму денежного довольствия, но недавно законодатели приняли дополнение в Трудовой кодекс. Согласно ему размер выплат работодатель отныне может устанавливать по своему усмотрению. Так что остается позавидовать служащим, имеющим щедрое начальство. Например, в отдельных компаниях оплачивают представленные сотрудниками после поездки чеки на питание и на городской транспорт. Однако существуют фирмы, где, напротив, на командированных экономят по полной программе.
Помимо затрат на проезд и проживание бухгалтерия должна компенсировать:
- расходы на оформление и получение виз, паспортов, приглашений;
- консульские, аэродромные сборы, сборы за пользование морскими каналами, платными автодорогами, а также аналогичные платежи;
- страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте;
- оплату услуг по предварительной продаже проездных документов;
- деньги, потраченные на приобретение комплекта постельных принадлежностей в поезде дальнего следования.
Начинающему командированному также необходимо знать, что:
- в каждом пункте назначения следует проставлять в командировочном удостоверении полагающиеся отметки;
- в случае превышения установленных расходов, например на гостиничный номер более высокого класса комфортности, бухгалтерия, скорее всего, откажется оплачивать его самодеятельность;
- документально не подтвержденные расходы оплачены не будут;
- для внутригородских перемещений лучше пользоваться общественным транспортом, но не такси (если только такая возможность не согласована с руководством);
- следует избегать достаточно распространенных в среде опытных "специалистов" по командировкам махинаций с подделкой гостиничных счетов, потому что подобные действия попадают под статью о мошенничестве;
- Ну и, наконец, нелишне иметь в виду, что по возвращении сотрудника бухгалтерия затребует от него подробный документальный отчет о потраченных казенных деньгах.
Противопоказания
Нельзя направлять в командировки беременных женщин и несовершеннолетних (за исключением творческих работников, посылаемых, скажем, на киносъемки или танцевальное шоу). Закон о труде также гласит, что запрещено отправлять в дальние служебные поездки без письменного согласия и предоставления необходимых медицинских документов женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Воспрещено посылать в командировки сотрудников, с которыми заключен ученический договор (например студентов, стажирующихся на предприятии), кроме случаев, когда цель поездки непосредственно связана с обучением.
А руководителю при выборе кандидата для дальнего служебного вояжа не помешает учитывать личностные особенности человека и его семейную ситуацию. Ведь известно, что некоторые люди опасаются надолго оставлять свою семью или очень плохо переносят дорогу и связанную с ней перемену мест. Да и вообще, стоит ли насильно командировать человека в дальние края, если он всячески пытается избежать этой участи?
Советы бывалых
Если вопрос со служебной поездкой уже решен, то очень важно взять с собой "джентльменский" набор весьма полезных в командировке вещей. Итак, в чемодан помимо одежды и самых необходимых принадлежностей стоит положить:
- небольшой дорожный утюг;
- набор ниток и иголок, несколько пуговиц;
- комплект лекарств, в том числе против боли, внезапной простуды, аллергического приступа, расстройства желудка, морской болезни, а также йод и пластырь;
- небольшой электрочайник. Во многих гостиницах дежурные по этажу наверняка отнесутся к нему более благосклонно, нежели к пожароопасному кипятильнику;
- во время долгого перелета на самолете может пригодиться надувная подушка под голову: она предотвратит ломоту в шее.
В пути ни в коем случае нельзя забывать о правилах безопасности. Так, для документов лучше обзавестись специальной папкой, туда же скрупулезно складывать все чеки. Особое внимание следует уделить деньгам: как говорится, не хранить все яйца в одной корзине. Кстати, сейчас среди командированных в ходу именные дорожные чеки и пластиковые карточки, которые позволяют обезопасить себя от разного рода злоумышленников. Паспорт надежнее держать во внутреннем кармане пиджака - там его удобнее контролировать. И упаси бог от случайных знакомых на вокзалах и аэродромах, особенно приглашающих вместе выпить или сыграть в азартную игру! Даже ненадолго нельзя оставлять вещи на посторонних людей, а также соглашаться присмотреть за чужим багажом: а что если там взрывчатка или другой потенциально опасный предмет? Взявшись доставить посылку в другой город или страну, нужно обязательно поинтересоваться ее содержимым, чтобы при проверке не оказаться виновным, например, в незаконном перемещении запрещенных на территории сопредельного государства фармакологических средств или контрабанде предметов искусства.
И напоследок совет тем, кто воспринимает командировку как неизбежное зло: если уж не удалось отвертеться от поездки, бесполезно и вредно все время жалеть себя и проклинать бессердечное начальство. Правильнее постараться принять вояж как внеплановый отпуск, пусть и с рабочими целями. Ведь предстоит увидеть новые места, познакомиться с интересными людьми - одним словом, изменить привычный уклад жизни. Разве это плохо? По мнению психологов, продолжительное путешествие во многих случаях способствует "рассасыванию" хронических конфликтов и стрессов, потому что человек так устроен, что новые эмоциональные переживания неизбежно вытесняют из его сознания бытовые и служебные проблемы. Часто командировочные впечатления словно пробуждают чувственное восприятие и тем способствуют положительным переменам в жизни человека. Кстати, нередко люди, ненавидящие командировки, со временем свыкаются с ними и даже начинают получать удовольствие от поездок. В общем, не стоит спешить указывать в резюме: "Командировки не предлагать!" - а вдруг в душе проснется заядлый путешественник?
Статья предоставлена журналом "Работа & Зарплата"