Понимаю, что так провести лето могу только я, что мои маршруты не всем доступны и редко кому могли бы быть интересны. Но надеюсь, что мой рассказ кому-нибудь поможет по-новому взглянуть на потенциал расписания внутриобластных маршрутов общественного транспорта.
Моей дочери Алине 8 лет, она закончила первый класс.
Я работаю в заповеднике "Приволжская лесостепь" ботаником. Надо сказать, что наш заповедник небольшой по площади и состоит из пяти участков, расположенных в разных районах области. Также я довольно много езжу по области, собирая материал для ведения региональной Красной книги. Для меня любая поездка по области означает анализ карт, сбор гербария, запись наблюдений, составление флористических списков. Я никогда не считаю — оформлена ли эта поездка как командировка, или нет.
Пока дочка была мала, я преимущественно сидела дома, что, конечно, меня угнетало. Изредка выезжала на один день, очень редко — на несколько, потому что дома не отпускали, так как бабушек-дедушек у нас нет.
Но в этом году я решила просто таскать дочь везде за собой. Разумеется, где не слишком тяжело или опасно. Однако на всякий случай записала ее в городские школьные лагеря на два месяца, дабы не болталась без присмотра, когда я уезжаю без неё. При первой возможности я забирала её из лагеря. Опишу только совместные поездки.
В мае — за пролесками
Сезон наших поездок открылся в середине мая, когда на три дня мы поехали на юг области в лес, прозванный "голубой лагуной". Там в самом начале весны массово цветут синие пролески — редкий для нас краснокнижный вид. Это необычайно красиво.
Сложность была одна — до дома, где мы останавливались, надо было добираться 4 километра, но Алина выдержала. В этом селе живет замечательный человек Татьяна Ивановна, краевед и в душе ботаник, проработавшая всю жизнь учительницей биологии и директором школы. Мы с дочерью второй год ездим к ней: я — изучать южную растительность, дочь — "в деревню". В прошлом году мы там провели почти три недели в три захода.
В июне — наблюдать за сурками
Окончание учебного года далось нелегко, ни сил, ни терпения у дочери уже не доставало. Но в первые дни каникул мы приободрились и поехали на участок заповедника "Островцовская лесостепь" на три дня смотреть сурков (моя задача выглядела по-другому — попытаться найти популяцию адониса волжского).
Несколько лет назад на этот участок завезли и выпустили несколько сурков (они — исконные обитатели степи, но были уничтожены человеком более ста лет назад). Сурки прижились, нарыли множество сложных нор, размножаются и... украшают участок своим присутствием.
Для наблюдения за этими пугливыми и чуткими зверьками построена вышка, но, конечно, чтобы их разглядеть, надо иметь оптику. Мы смотрели через фотоаппарат, максимально приближая изображение. "Мы реально их видели!" — удивлялась дочь.
Было не по-летнему холодно, мы жили в домике, у нас был электрический свет от солнечной батареи, для обогрева топили буржуйку, а по утрам еду готовили на костре и следили, как вслед за движением солнца перемещается тень от столба (получался своеобразный гномон). Были очень холодные дни, ветреные и даже дождливые. Но мы успели и сурков посмотреть, и ковыль увидеть, и даже в вишарнике попрятаться (вишня степная — кустарник высотой не более метра, но был такой ветер, что забиться в кусты было самое разумное).
В жару — в "Пензенскую Монголию"
Следующее длинное путешествие (6 дней, в конце июня) было на юго-восток области. Это место — "Пензенская Монголия" — открыто пензенскими биологами уже давно, но мне всё никак не удавалось туда попасть. В "Пензенскую Монголию" ежегодно привозили на практику студентов, ботаники делали удивительные открытия и писали научные статьи, а я всё не могла туда вырваться.
Памятник природы "Шуро-Сиран" представляет собой высокий крутой склон, покрытый остепненной дубравой, под которым протекает маленькая речка. Благодаря этой речке Илимке наша жизнь в жару была не только сносной, но даже прекрасной. Мы стояли в палаточном лагере вместе со школьниками на берегу реки и раз в час окунались в неё. Алина почти научилась плавать... на одной ноге. А работать — ходить по лесу, ездить по солонцам и болотам — мне приходилось утром, в крайнем случае в первой половине дня, т.к. была сильная жара. Со школьниками и их учителем ходили смотреть сурчиные норы. Ночной лов бабочек, готовка на костре, речка, песок, свобода...
После этой поездки я сушила огромный гербарий, а Алина отправилась в городской лагерь в чужую школу — тоже приключение. В это время пришла череда долгожданных дождей.
В июле — в сосновые леса с черникой и бобрами
В конце июля мы поехали на 5 дней на север, в сосновые леса участка заповедника "Верховья Суры". Жили в новехонькой просторной бревёнчатой избе, готовили на костре. Рядом была плантация черники (даром что засуха), причем чернику не охраняли комары! Такого не бывает — но это было! Репелленты этим летом оказались не нужны. Здесь край, где начинаются речки, ручьи выбиваются из-под земли и собираются в потоки. Здесь активно хозяйничают бобры, и их плотины хорошо видны, мы их наблюдали ещё в прошлом году.
Я сделала ежегодный учет на постоянных площадках с редчайшей орхидеей — неоттиантой клобучковой. Ещё по договоренности нас свозили на сфагновое болото — памятник природы, располагающийся недалеко от территории заповедника. На место мы попали, но самое главное — сплавина с клюквой — оказалась недоступной; получилась разведочная поездка.
Мне всегда нравился этот участок. Я выросла в лесу, и здесь мне всегда спокойно. Мы делали небольшие вылазки, посмотрели болота, леса, просеки, речушку. Алина увлеклась изготовлением травянчиков — плетеных кукол из травы. Вечерами мы глядели на заходящее за край леса солнце, а Алина читала книгу о заповеднике "Тигровая балка".
В августе — в научный лагерь
Три дня передыха — и в начале августа мы едем в детский лагерь в "Никоновский бор" на 10 дней! Место великолепное: база отдыха с маленькими уютными современными домиками, со всеми удобствами. Своеобразный декор (жена хозяина базы — профессиональный дизайнер), свой для каждого домика, висящие повсюду гамаки, и всё это расположено в сосновом бору, на берегу небольшой старицы, где можно купаться (там глубоко — так что это можно только взрослым).
Этот лагерь называется "научная школа". Ребят немного — полтора десятка, коллектив разновозрастный и разношерстный. Я провожу экскурсии и занятия по ботанике, в том числе с использованием микроскопа. Для старших школьников ведут цикл по химии. Приезжает на пару дней специалист по раковинным амебам (ему тоже нужен микроскоп). Из Саратова на пару дней заехала мастер по спид-кубингу — скоростной сборке кубика Рубика. На три дня приехал мой брат, астроном-любитель. Здесь вообще все увлечены кубиком Рубика и подобными головоломками — кажется, имеются все возможные вариации... Замечательная атмосфера, вариативность и свобода выбора. Один раз в день подводились итоги, награждались достижения ("конфетный банк" всегда был на грани банкротства).
В группе было два первоклассника, один третьеклассник, но в основном более старшие возраста. Первоклассникам было сложно, потому что они с трудом пишут. Все занятия и экскурсии построены на том, чтобы записывать новые знания — пусть и очень конспективно. Третий-пятый классы вполне справляются с этим, а младшие — нет.
В открытом доступе этажерка с совершенно невероятными научно-популярными книгами для детей и масса головоломок, танграм, гекасатрион, пятнашки, ребусы и всякая всячина. Любимые мной с детства многогранники во всех видах.
Я увлеклась квадригами — складыванием специальным образом разграфленных квадратов бумаги, 100 номеров, постепенно усложняющихся. Мне-то самой интересны только последние номера — справлюсь или нет. А вот младшую школу (с 1 по 5 класс) попробовали засадить делать самые простые варианты.
Получилось неожиданно: кто-то справляется легко, кто-то — очень трудно. И даже не совсем в возрасте дело. Терпение и пространственное воображение? Моя дочь со второго раза собрала 10 номеров, но с большими затруднениями. Однако пример остальных, корпящих над квадратиками бумаги, её несколько вдохновил. Я сама собирала 90-е номера, однако № 100 оказался самым сложным, и мне не хватило терпения с ним разобраться. Забегая вперёд, скажу, что осенью мы начали с азартом и с успехом складывать разнообразные модели в технике оригами — по схемам в книге.
Однажды в половине десятого вечера всех позвали смотреть планеты в телескоп: Марс, Сатурн и Юпитер. Они невысоко стояли над горизонтом, и, пока мы их все по очереди посмотрели, уже начали заходить за линию горизонта.
Ходили на ближайшую базу, где содержат лошадей, а потом договорились и покатались.
Все хотят в следующем году сюда же — и дети, и я с Алиной, и организаторы...
Окончание лета с друзьями
Последняя радость лета — это день рождения Алины 20 августа. Я обещала устроить "поиск кладов". Из-за моего путешествия по южным степям я подготовила игру чуть позже срока. Ещё год назад поклялась, что я сделаю интересный день рождения, несмотря на минимальные затраты: только на еду (пицца, сок, лимонад, фрукты) и на небольшие подарки для клада.
Играли во дворе многоэтажного дома. Квест был построен на играх со словами. Простые методы зашифровки: прочесть задом наперед, заменить буквы по предлагающемуся шифру, сложить в алфавитном порядке и прочесть. Честно говоря, я немного перемудрила: пришлось очень настойчиво подсказывать. Но как только становилась ясна следующая фраза, все кидались, только пятки сверкали. Потом нашли последний ключ, пришли домой, поели и побежали на улицу — играть в прятки.
В августе, наконец, Алина нашла во дворе друзей своего возраста. Видимо, кто-то переехал, т.к. в прошлом году играть был откровенно не с кем. И самым главным для неё стала игра во дворе, чему я была очень рада. И весь сентябрь играет, благо лето в этом году продлилось почти на месяц — весь сентябрь стояла теплая погода без дождей...