Чтобы подарить человеку духи, недостаточно знать о его "парфюмерных" предпочтениях. Хорошо бы еще уметь отличать оригинал от подделки.
Сквозь тернии
Доля "серого рынка" парфюмерии в России год от года сокращается. К началу 2006 года, по оценкам специалистов Discovery Research Group, этот показатель составлял 30 процентов против предыдущих 80. Но и 30 процентов - показатель немаленький. Получается, что каждый третий флакон духов, который мы с вами покупаем, или откровенная фальшивка, или так называемый контрафакт.
Если вам попался последний, считайте, что отделались легким испугом. Контрафакт - это оригинальный товар, который просто не прошел все стадии таможенного оформления. Понятно, что качество духов в этом случае хуже не становится. При их реализации страдает не покупатель, а государство, которое "накололи" с налогами.
Другое дело, когда в руках оказывается подделка. Конечно, догадаться об этом можно не всегда. Носу рядового покупателя далеко до носа профессионального парфюмера, поэтому глядишь - флакончик уже опустел, а его владелец так и не узнал, что пользовался фальшивкой. Но встречается и откровенный "левак". Свести к минимуму риск приобретения некачественной парфюмерии можно, если придерживаться нескольких правил.
Места надо знать
Парфюмерную продукцию продают сегодня в крупных специализированных сетевых магазинах, небольших магазинчиках, виртуальных магазинах и даже рыночных палатках. Самое печальное, что фальшивые духи есть везде.
Из того, что продается на рынках, 99 процентов (если не все 100!) - явные подделки: "карандаши" от Chanel, Dolce&Gabanna, Givanchy за стольник, 50-миллилитровый Hugo Boss за 300 рублей - и дальше в том же духе. Заметим, что эти товары особо и не претендуют на то, чтобы быть похожими на оригинал. Так что людей, отправляющихся за парфюмерией на рынок, замечательно характеризует цитата из Пушкина: "Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад".
В магазинах "обитают" духи подороже: их стоимость колеблется примерно от 800 до 2500 рублей. Но высокая цена не всегда говорит о качественном товаре. Она гарантирует лишь то, что вам будет сложнее вывести подделку на чистую воду. Копия может быть настолько хороша, что человек не сразу замечает разницу. Не спасает даже наличие тестера: не факт, что запах из купленного флакончика будет таким же.
Духи, приобретенные в виртуальном магазине, можно "проверить на вшивость" только когда их доставят вам в офис или домой. Поэтому перед тем, как сделать заказ, изучите сайт. Указаны ли название фирмы-продавца и ее юридический и фактический адреса? Вывешены ли условия приобретения товара и порядок разрешения споров? "Парфюмерию через Интернет покупайте только по рекомендациям знакомых, - советует пресс-секретарь Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Елена Алексахина. - Посмотрите отзывы о продукции и услугах магазина на форумах. Никогда не перечисляйте аванс. Делая заказ, оговорите с оператором схему возврата продукции и предъявления претензий к ее качеству".
Свою репутацию не запятнали пока только бутики и дьюти-фри (если случаи продажи там подделок и имели место, то они единичны). Но ничто в этом мире не бывает бесплатно: цены в бутиках всегда выше, чем в парфюмерных магазинах, а в дьюти-фри просто так не попадешь.
Встречают по одежке
В магазине до содержимого флакона не доберешься. Однако о качестве духов очень многое может рассказать и их "внешность". Неаккуратно заклеенный целлофан, плохо прокрашенная и неровно обрезанная бумага коробочки, плохо пропечатанные буквы, неопрятного вида пластик - явные признаки подделки.
Упаковка должна содержать следующий набор информации:
- название парфюмерного изделия (обратите внимание: название подделки обычно очень похоже на оригинал, отличаться может всего одна буква, например не Kenzo, a Kezno);
- сведения о фирме-производителе (название, адрес, телефон);
- штрихкод;
- даты изготовления и окончания срока годности;
- подробный перечень ингредиентов.
На коробочке импортных духов должна содержаться информация о российском дистрибьюторе. "Обычно это наклеенные на упаковку стикеры с информацией о компании на русском языке", - поясняет Елена Алексахина. "На упаковке обязателен значок Росстандарта и указание на то, что товар сертифицирован", - говорит Дмитрий Лесняк, директор Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль".
Отсутствие хотя бы одного элемента информации свидетельствует о том, что вас, скорее всего, хотят обмануть.
Долгие проводы - лишние слезы
Если за приличной внешностью все-таки умудрилась скрыться фальшивка, попытайтесь вернуть ее в магазин. Вообще, духи не подлежат возврату (п. 3 Перечня непродовольственных товаров, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55). Но это правило распространяется только на парфюмерию "надлежащего качества". Если же проданы некачественные духи, то, как и в случае с любым другим товаром, покупатель вправе:
- поменять их на духи такой же марки;
- поменять их на другие духи (с доплатой или возвратом излишне уплаченной суммы);
- потребовать скидку на эти духи;
- вернуть духи и забрать свои деньги (п. 1 ст. 18 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей").
Но прежде покупатель должен доказать, что ему продали продукт "ненадлежащего качества". Для этого нужно обратиться в специализированную организацию, которая проведет экспертизу. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Поскольку инициатором экспертизы выступаете вы, оплачивать ее придется из собственного кармана. А стоимость такой проверки впечатляет: от 10 000 до 20 000 рублей. Конечно, если вы одержите победу в этом споре, продавец возместит ваши расходы. А если проиграете, сами понимаете: плакали ваши денежки. И самое главное, экспертиза - не панацея от проблемы. Дело в том, что эксперты могут "разбить" содержимое купленного вами флакона на составляющие компоненты. А вот определить, подделка это или нет, не сумеют, пока не будут знать состав подлинных духов. То есть им нужно предоставить "рецепт" этого парфюма, что сделать, согласитесь, очень сложно.
"Если же недостаток очевиден, например, не работает разбрызгиватель, то обращаться к эксперту не нужно, - рассказывает Дмитрий Лесняк. - Продавец должен обменять флакон по вашему требованию".
Как видим, законный путь возврата духов тернист. Поэтому, обнаружив подделку, для начала обратитесь в магазин. Голосом скандального покупателя сообщите консультанту, что вам продали некачественный товар, и потребуйте возврата денег. Для пущей убедительности можно пригрозить торговой инспекцией и Роспотребнадзором. Велика вероятность, что вам пойдут навстречу. Администрации магазинов боятся шумихи вокруг подделок. Некоторые компании-продавцы даже берутся сделать экспертизу за свой счет, лишь бы только информация об их недобросовестности не оказалась на слуху. "Купила духи через Интернет. Оказалось, что это подделка, - рассказывает посетительница одного из специализированных сайтов. - Позвонила в магазин с претензией. На следующий день приехал курьер и забрал духи якобы на экспертизу. Через некоторое время позвонили из магазина и сообщили, что мои опасения подтвердились. Вновь приехал курьер и вернул мне деньги". Действительно ли в этом случае проводилась экспертиза, уже неважно. Главное, что вопрос был решен в пользу покупателя.
- Проверьте полномочия
Продавать парфюмерию оптом может только фирма, у которой есть специальная лицензия. Реестр компаний, которые получили такую лицензию, можно найти на сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru, раздел "Госрегулируемые виды деятельности", подраздел "Государственный реестр лицензий в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции"). Если в указанном списке не окажется компании-дистрибьютора, указанной на коробочке духов, значит, деятельность этой фирмы незаконна, а может быть, ее и вовсе не существует. - Покупайте российское!
Вариант для тех, кто хочет сэкономить, но при этом не попасть впросак - купить российские духи. "Нам не известны факты подделки отечественной парфюмерии, - говорит Елена Алексахина из РПКА. - Чаще всего подделывают парфюмерию класса "люкс", то есть самую дорогую. А парфюмерия отечественных производителей входит в сегмент "мидл" или "масс-маркет".