Умение читать - главный кирпичик на дороге в Страну знаний: практически все остальное обучение (математике, биологии, истории) ведется на умении ребенка понимать написанное и прочитанное. Поэтому именно с азов чтения и начинается первый школьный класс.
Ох, лукавлю... Сможете показать такой первый класс, куда берут малышей, не знающих букв, не умеющих читать хотя бы по слогам, а желательно бегло, еще лучше - слов тридцать-сорок в минуту? И вот, казалось бы, при таком благоприятном школьном старте (большинство первоклашек умеет читать и писать до первого школьного звонка), учителя начальной школы бьют тревогу. Читать научили, но ребята читать не хотят, потому что не любят. Вот где аукнулся наш рациональный подход к обучению! Дальше, как снежный ком, покатились проблемы - снижение успеваемости, плохая успеваемость, нежелание учиться и т.д. и т.п.
Мне кажется, есть три причины не-любви к книге в один из самых, казалось бы, "книжных" периодов жизни (вспомните себя в этом возрасте!).
Во-первых, детям всегда нравится то, что хорошо получается. Если читаешь медленно, любая книжица кажется непосильной, становится скучно.
Во-вторых, дети не чувствуют вкуса настоящей Книги, потому что им таковой еще не предложили.
В-третьих, взрослое население страны, благополучно воспитанное на литературе, а не на видео и компьютерных играх, переоценивает роль видеоряда - дескать, все, потерянные они, наши дети. И сделать ничего не можем, и не виноваты мы - он сам пришел (этот негодник, компьютерный век).
Вернуть в руку ребенка книгу можно. Надо только захотеть - и хоть ненадолго вынуть из нее джойстик или пультик...
Читать нужно быстро
Откровенно говоря, я никогда не понимала смысла в проверке техники чтения в начальных классах школы. Помните, когда на урок приходил завуч с секундомером, и нужно было за минуту прочитать отрывок из незнакомой книжки. Потом подсчитывалось количество слов, прочитанных за 60 секунд, в зависимости от которого и выставлялась оценка. Не все ли равно, с какой скоростью читает ребенок - главное, читает!
На днях мне в руки попала небольшая брошюрка, выпущенная издательством Донецкого государственного университета. Ее автор Всеволод Николаевич Зайцев (однофамилец изобретателя кубиков со складами - питерского филолога Н.А. Зайцева), акцентирует родительское внимание на проблеме оптимального чтения.
Оказывается, оптимальное чтение - это чтение в темпе разговорной речи, примерно 120-150 слов в минуту. Доказано, что именно при такой скорости чтения в минуту достигается наилучшее понимание текста. При более высокой (от 180 слов в минуту) понимание текста ухудшается так же, как и при пониженной скорости чтения.
Диапазон оптимального чтения - это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Автор методики уверен, что именно скорость чтения ребенка - самый важный фактор, влияющий на успеваемость ученика (а ведь таких факторов, по мнению психологов, не менее 200).
Жил-был некий семиклассник Василий. Скорость чтения он имел - 38 слов в минуту, как у первоклассника. Давайте посчитаем, сколько часов ему требовалось в день на выполнение домашнего задания. Возьмем 10-12 страниц учебника, учитывая курсы истории, географии, литературы. Не говоря уже про русский язык, химию, физику и алгебру с геометрией. Количество слов на 10 страницах - примерно 6500. Делим 6500 на 38. Получаем приблизительно три часа. Три часа только на чтение страниц учебника! Чтобы понять и сделать домашнее задание в письменном виде, понадобится еще как минимум столько же времени, а то и в три раза больше. Это уже 9 часов, больше трети суток! К такому Васе бесполезно приглашать в репетиторы самых талантливых учителей - они ничего не смогут сделать! Мальчик просто обречен на неуспеваемость, пока не научится читать быстрее.
Как правило, быстро читают те дети, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
В США на многих предприятиях не принимают на руководящую работу лиц, чья скорость чтения менее 300 слов в минуту. Считается, что при такой низкой скорости чтения специалист просто утонет в потоке бумаг.
Почему в средней школе резко падает успеваемость - многие отличники и хорошисты начальной плавно "перетекают" в троечники? Успеваемость во многом определяется скоростью чтения. Следовательно, кто мало и плохо читал в третьем классе, наверняка будет хуже учиться в средней школе - объемы получаемых на уроках знаний и домашних заданий возрастают значительно!
Как увеличить скорость чтения в домашних условиях
Есть несколько резервов обучения оптимальному чтению, причем некоторые из них давно известны (приведенные ниже учителя начальных классов часто используют во время уроков, так же, как и другие).
Оказывается, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений: человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Если мы помогаем ребенку учиться читать быстрее, нужно читать с ним часто, но "маленькими порциями" - не полтора часа подряд, а 3-4 захода по 5 минут.
Если ребенок не очень любит читать, то дома ему необходим режим щадящего чтения. То есть после прочтения одной-двух строчек "чтец" должен иметь кратковременный отдых. Автоматически так получается при просмотре диафильмов: ребенок читает одно-два предложения, соотнося прочитанное с увиденным в кадре. Но даже диафильмы надо читать поочередно: строчку - ребенок, строчку - вы.
Попробуйте использовать жужжащее чтение (кстати, оно было одним из элементов обучения в Павлышской школе Василия Сухомлинского) - хотя эта методика больше подходит для коллективного чтения в классе. Все ученики одновременно читают вслух, но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. Каждый читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Тренировка длится всего пять минут в течение урока, а эффект огромный!
Чтение перед сном тоже дает хорошие результаты. Последние события дня обычно фиксируются эмоциональной памятью: во сне человек находится под их впечатлением. Организм фиксирует хорошую скорость чтения, "привыкает" к ней. Еще 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий! Учи псалтырь на сон грядущий" - то есть учи так, чтобы это стало последним событием уходящего дня.
Читать нужно хорошие книги
Очень важно, какие именно детские книги попадают в руки наших детей - даже странно, почему родители так редко об этом задумываются. Часто слышу такие разговоры взрослых: да пусть они читают хоть эти детские ужастики и комиксы - главное, читают!
А вот и неправда ваша. Еще Маршак говорил, что плохая книга - это вред, причем вред двойной. Плохая книга, прежде всего, портит вкус, и, к тому же, отнимает время у хорошей книжки! А привычка (между прочим, вторая натура) к хорошему или привычка к плохому останется у ребенка на многие годы. Поэтому нашего пристального родительского внимания требует репертуар детской литературы (не знаю, можно ли так выразиться - бывает ли у литературы репертуар).
Очень помогают собственные детские впечатления: я, например, в нежном возрасте была так очарована тогдашними изданиями Винни-Пуха и Мэри Поппинс, что для своих детей отыскала в букинистическом магазине именно эти книжки с любимыми рисунками. Пусть и не цветными! В школьной библиотеке такие эпохальные издания (уже говорю не только об иллюстрациях - о содержании) надо брать на время, пока вы подбираете их для домашней книжной полки. Дети тонко чувствуют трепетное отношение к подобного рода вещам, сами влюбляются в эти книжки.
Неплохо иметь под рукой "список обязательной литературы", какие до сих пор на лето выдают сознательные учителя уже после первого класса. Такой список составляется специалистами-литературоведами, он достаточно объемен, но позволит вам целенаправленно подходит к любому книжному прилавку.
Роль учителя в воспитании Читателя, если и не так велика, как наша, родительская, но тоже очевидна. Учительница начальных классов моего старшего сына Наталья Викторовна придумала "Тетрадки по внеклассному чтению": раз в неделю ребята выступали перед одноклассниками с отзывами о прочитанных за это время книгах. Помимо честно заработанной хорошей оценки (дети писали личный отзыв о книге, иллюстрировали его), уроки внеклассного чтения превращались в мини-спектакли: нужно было так разрекламировать книжку, чтобы все бросились за ней в школьную библиотеку!
Я была в ужасе от эпидемии детских детективов (кстати, прочитав парочку, выяснила, что не все они дурны) во втором классе, но ничего с собственным ребенком поделать не могла! А потом по достоинству оценила "заразность" уроков внеклассного чтения: так же стремительно и одновременно в начале третьего класса ребята взахлеб читали Герберта Уэллса, Владислава Крапивина, Льва Кассиля, Александра Беляева, Конан Дойла… Вот что значит правильно выбранный педагогический прием.
Читать нужно книги, а не файлы
У нас в доме шесть лет не было телевизора - на столь радикальное решение (радикальное прежде всего для взрослой части семьи) мы пошли, поняв: трехлетнего Алешку никакими уговорами не оттащить от мультяшных черепашек-ниндзя! Сейчас в доме телевизор есть (висит на кухне, высоко на кронштейне - долго не посмотришь. Шея устает…). Присутствует видео и компьютер. Но нет истерии и ажиотажа вокруг оного. Потому что в дошкольном возрасте важно создать в голове, в душе ребенка фундамент, определить ориентиры "главное и второстепенное", "важное и не очень".
Когда таковые присутствуют, перестаешь бояться, что вместо уроков ребенок весь день будет играть в стрелялки. Начинаешь переживать за зрение - мальчик читает в метро, в постели с фонариком, рано утром в субботу, поздним воскресным вечером… Не представляю, какой видеогерой может заменить ребенку Маленького принца, Эмиля из Леннеберги, Алису, барона Мюнхаузена, Дениску Кораблева, Пэппи Длинныйчулок, крапивинского Джонни Воробьева.
Мы растем и взрослеем вместе с собственными детьми: сейчас понятно, что радикальные меры - не всегда самые лучшие. Не призываю всех немедленно освобождать квартиру от видеотехники. Все хорошо в меру. Важно, чтобы подрастающий человек с вашей помощью и не без помощи мудрой книги научился понимать, что это значит.