Выйдя на самую первую прогулку со своим первым ребенком, я была неприятно удивлена: какое же громоздкое и неповоротливое это сооружение — детская коляска! И хотя постепенно навыки управления ею автоматизировались, однако по-прежнему недоступными оставались крутые лестницы, узкие тропинки, не говоря уже об автобусах и электричках. К тому же мой сын лишь до трех месяцев соглашался подолгу спать в коляске, а потом, выспавшись за полчаса, начинал требовать, чтобы его несли на руках. В результате приходилось одной рукой держать его, а другой толкать все ту же неповоротливую коляску, что, согласитесь, очень неудобно и утомительно. Не знаю, что и было бы, если бы подруга не дала мне "напрокат" свое "кенгуру" — самодельный рюкзачок для ношения ребенка.
Поместив в этот рюкзачок своего трехмесячного, еще совсем не тяжелого сыночка, я неожиданно почувствовала себя совершенно свободной! Ребенок выглядел вполне довольным, а через полчаса спокойно уснул. С тех пор коляской я больше не пользовалась до тех пор, пока малыш не стал уже слишком тяжелым и не пришло время приобретать прогулочную (у нас оно наступило очень поздно — уже после года).
Жизнь "кенгурихи" оказалась полной таких приятных сюрпризов, о которых я и не подозревала. Начнем с того, что я смогла, наконец, ездить в гости к подругам, живущим в других районах. Снова стали доступны походы в лес и на рынок (кстати, при необходимости мне удавалось покормить ребенка грудью, даже не вынимая из рюкзачка, хотя это и не очень удобно). А как-то раз я даже отправилась с ребенком в "кенгуру" из своего подмосковного Королева в Москву за гонораром, произведя настоящий фурор в бухгалтерии редакции "Аргументов и фактов".
Интересно, что у меня вскоре появились "последовательницы", сшившие себе рюкзачок по той же выкройке. Дружба с этими женщинами до сих пор остается особенно тесной, полной теплоты и взаимопонимания. Мы и название для себя придумали — "сестры-кенгурятницы". Ведь ношение ребенка на себе — это, в сущности, проявление определенного мировоззрения, склонности к природосообразному образу жизни, желания ничем не ограниченной близости со своим малышом.
Обнаружилась и еще одна, сугубо психологическая выгода: мамаша с висящим на ней "кенгуренком" невольно привлекает к себе внимание окружающих. И по большей части это внимание — доброжелательное. Лишь изредка приходилось слышать злобное шипение какой-нибудь не слишком деликатной старушки: "Вывернула ребенку ноги и идет! Тебя бы так посадить!" Но чаще всего пожилые женщины, сами растившие детей далеко не в райских условиях, были в восторге от этой идеи: "Ой, как хорошо придумали! А мы-то как мучались — на руках, да в одеяле..."
Совершенно незнакомые люди с восторгом заигрывали с моим сыночком, улыбались ему, а в летнюю жару, когда на нем не было ничего, кроме майки и памперса, даже норовили поцеловать голенькие ножки и ручки. А я, наслаждаясь их умилением, отдыхала душой и телом от домашней рутины, от капризов малыша, который дома не давал мне ни минуты покоя, требуя, чтобы его все время носили на руках. Вися же в "кенгуру", он неизменно улыбался, с любопытством вертел головой, а иногда спокойно засыпал.
А как хорошо было зимой — тепло! Большая "грелка" на груди и животе плюс физическая нагрузка позволили всю зиму проходить в осеннем пальто и при этом ни капли не мерзнуть. Судя по спокойному поведению ребенка, он тоже чувствовал себя вполне комфортно. Вероятно, он "думал", что его держат на руках, чего, собственно говоря, и добивался всеми доступными способами. Таким образом, каждый получал то, что хотел: ребенок — близость к маме, отличный обзор и успокаивающий ритм ходьбы; мама — свободу передвижения, свободу рук и отдых от капризов. И все были довольны.Позже я узнала, что этому есть и вполне научное объяснение. Оказывается, вися на маме, малыш наслаждается не только близким общением с ней, но и совершенствует работу своих внутренних органов, "подстраиваясь" под ритмы маминого дыхания, сердцебиения, движений желудка. И еще один научно доказанный факт: психологи утверждают, что у подростков, которые пытаются свести счеты с жизнью, как правило, очень серьезно нарушен телесный контакт с родителями. Так что, нося своего детеныша на себе, мы уже заранее страхуем себя от подобных кошмаров.
Единственным недостатком этого чудесного приспособления можно считать то, что оно явно больше подходит для ходьбы, чем для стояния или сидения. Так, например, второго ребенка я носила в "кенгуру" существенно меньше, так как старший в это время нуждался в "стационарном" гулянии на детской площадке. Зато для посещения поликлиники или каких-либо учреждений (ЖЭК, почта, сберкасса), для походов в гости, а также для дальних переездов с чемоданами в руках оно оставалось незаменимым. Возможно, тем, у кого есть помощники в воспитании ребенка (бабушки, няни), покажется, что проще оставить ребенка с кем-то другим, чем тащить его на себе. Но для мамы, которая растит малыша "на одних руках", рюкзачок-"кенгуру" — настоящее спасение.
Хотите сшить "кенгуру"?
Вам потребуется: кусок ткани примерно 100х50 см (изделие делается двойное) — лен, тик, джинсовая ткань; 3 м широкой ленты, из которой шьют ручки для сумок; 2 пластмассовых или металлических кольца диаметром около 4 см (в продаже они числятся как кольца для штор) и 4 пуговицы (лучше металлических).
Размеры указаны на выкройке. Если же ребенку больше полугода, рюкзачок должен быть чуть побольше — по высоте (сантиметров на пять) и пошире в самой верхней части (где пришиваются пуговицы).
Предлагаемая выкройка (переснятая лет шестнадцать назад с польского журнала) позволяет регулировать длину и степень натяжения завязок. Это очень важно! Она ведь должна меняться по мере роста малыша, в зависимости от толщины одежды, а также габаритов использующей его мамы.
Исключительно важно, чтобы ребенок в рюкзачке не сидел, опираясь на попу (это вредно для неокрепшего позвоночника), а висел на подмышках. То есть так называемая несущая лямка должна проходить у него под мышками, поддерживая спину. В этом случае позвоночник испытывает нагрузку ничуть не большую, чем тогда, когда вы просто держите ребенка на руках. Очень важно, чтобы малыш был плотно прижат к вашему телу (примерно на высоте грудины и солнечного сплетения) — это позволяет расположить центр тяжести самым удобным для обоих образом. Использовать "кенгуру" такой конструкции рекомендуется начиная с трех месяцев, когда ребенок уже хорошо держит голову.
Для того чтобы надеть такое "кенгуру", его нужно расстелить на столе изнаночной стороной вверх, положить сверху ребенка, продеть его ножики в "штанины" рюкзачка, нагнуться над ним, закинуть лямки себе за плечи крест на крест, потом продеть их в кольца (сзади), затянуть довольно туго, обмотав себя и ребенка от колец к спине, и завязать (можно сзади, а можно, обмотавшись еще раз, спереди — это удобнее и надежнее).
Покупаете "кенгуру"?
Обратите внимание:
- на материал — лучше, если он натуральный;
- на наличие утеплителей — нужны они вам или нет, зависит от времени года, когда вы собираетесь использовать рюкзачок;
- на возможность регулировки по высоте (чтобы оптимально разместить ребенка относительно тела мамы) и ширине (малыш не должен болтаться в рюкзачке);
- на жесткость спинки — есть модели, в которых можно носить детей буквально с рождения.