Психологи пугают общество: мол, молодежь стала инфантильная. А значит, и на вопрос "Кем быть?" осознанного ответа у подростков обычно нет, решения принимаются под давлением родителей или моды. Что, конечно, грустно: занимаясь не своим делом, сложно добиться успеха в жизни. Да и скучно это... Что же делать?
Случается, что о выборе будущей профессии дети и их родители начинают всерьез задумываться ближе к выпускному классу. И в этом их ошибка: чем раньше взрослые помогут ребенку определиться с выбором пути, тем лучше.
— Именно помогут определиться, а не выберут за него! — подчеркивают специалисты. — Ведь главная задача профориентации не в том, чтобы дать человеку готовые решения, а в том, чтобы он сам осознал свои возможности и наклонности.
Профориентация для школьников: учиться на чужих ошибках?
— Я растила внука одна, — рассказывает бабушка молодого человека по имени Юрий. — Делала для него все, что могла. Но к выпускному классу он так и не решил, куда поступать. Ясно было только одно — с точными науками Юрочка не дружит. Конечно, я нервничала страшно: не станет студентом, пойдет служить. И тут услышала про вуз, где учат менеджеров по туризму. Туда мы документы и подали. На платное отделение Юра поступил легко. Но учился без особой охоты. И когда диплом все-таки получил, по специальности работать не пошел. Сегодня ему уже 23 года, подрабатывает от случая к случаю. И я не знаю, чем еще ему помочь...
Интересный факт: количество выпускников, определившихся с профессией, в разные годы разное. Так, согласно опросам, в 1989 году таких было 75%. В
В школах соответствующую работу начинают уже в начальных классах. Но подразумевается, что выполнять ее должны школьные психологи. Которые от этой обязанности часто не в восторге: ведь они и так загружены сверх всякой меры. Так что ученик сегодня может рассчитывать максимум на то, что ему предложат пройти тест. Вот вам и вся профориентация. Хотя с тех пор, как профильные классы стали реальностью, ребенку уже в
Ты меня слышишь?..
— Задача пап и мам в том, чтобы прислушиваться к тому, что ребенок говорит. Чтобы вовремя уловить тот или иной его интерес, — уверена психолог Дарья Джафар-Заде. — Например, моей дочке было всего 3 года, когда она заявила: "Хочу быть ветеринаром!" И вот уже 10 лет мы с ней изучаем эту профессию: читаем книги о животных, передачи соответствующие смотрим, документальные фильмы о ветеринарии. Хомячков завели. Причем ходим с ними на осмотр не в обычную ветклинику, а в специальную лабораторию Ветеринарной академии: там специалисты объясняют все свои манипуляции с нашими грызунами.
Спустя какое-то время дочка заинтересовалась археологией. Что ж, отлично! Наш папа нашел адреса, где на раскопках ждут добровольцев. Взял летом отпуск, и они с ней поехали куда-то в Крым. Месяца хватило, чтобы ребенок понял: наука археология, конечно, интересная, но это не то, чем бы ей хотелось всю жизнь заниматься. Сама-то я мечтаю, чтобы она стала врачом. Но навязывать свои желания ребенку нельзя. Поэтому потихоньку подсовываю ей книги по психологии. И даже сериалы про врачей мы с ней смотрим.
С одной стороны — вроде, примитивный ход, но я хотя бы убедилась, что жесткие, натуралистичные сцены работы докторов ее в смятение не повергают. Она, кажется, заинтересовалась. Говорит, что, возможно, поступит в медицинский, а потом уже решит, стать ли детским психиатром или каким другим врачом.
Как помочь ребенку с выбором профессии? План для дилетанта
А если папа с мамой далеки от психологической науки, да еще заняты с утра до вечера и спохватились, когда ребенку уже давно пора определиться с выбором? Успеют ли родители помочь ему?
Шанс, безусловно, есть.
У знатоков наших душ есть такой термин — "Я-сознание". Обозначает формирование ощущения себя как личности, которое у подростка заканчивается в
Например, согласно опросам, старшеклассники часто мечтают о профессиях творческих: актеры, журналисты, телеведущие... Это ведь так популярно и престижно! Жаль только, что не всем подходит — по складу характера, по темпераменту, по таланту, наконец. Значит, алгоритм действий таков.
Если ребенку менее
- Обсуждайте с ним разные профессии. Задавая вопросы, старайтесь, чтобы он определил для себя тот род деятельности, который ему особенно интересен.
- Запишите его в профильные кружки, секции и т. д., чтобы он понял, насколько привлекательна выбранная профессия в реальности.
- Помогите осознать ответственность за выбор профессии. Чем раньше человек поймет, что будет отвечать сам за свои действия, тем более самостоятельным будет решение.
- Человек инстинктивно чувствует путь, на котором сможет достичь успеха. Учитывайте право выбора ребенка, ни в коем случае не навязывайте свою точку зрения.
- Расскажите ребенку, как вы сами выбирали профессию.
Если ребенку 15 лет и более:
- Обсудите вместе, что важнее: материальное вознаграждение или моральное удовлетворение? Оба вопроса имеют значение, но важно правильно определить их баланс и помочь ребенку с конкретизацией его пожеланий.
- Совместно изучите требования, предъявляемые к заинтересовавшим его профессиям, чтобы понять, в каком направлении развиваться.
- Учитывайте возможности здоровья ребенка: например, ювелиру требуется отличное зрение, а парикмахер вынужден весь день стоять на ногах.
- Познакомьте его с теми, кто уже состоялся в той или иной сфере деятельности. Пусть эти люди расскажут о том, чем занимаются на службе каждый день, какие трудности возникают, что им в профессии нравится.
- Посещайте различные мероприятия, посвященные выбранным профессиям: профессиональные праздники, дни открытых дверей в вузах.
А правильнее всего — совмещать старания родителей и помощь профессионалов. Благо в последние годы государство повсеместно создает Центры профориентации. Например, в Москве таких уже несколько, и планируется, что в ближайшем времени они откроются в каждом округе.