Удивительно, но факт — если вы мечтаете о достойной должности, корпоративных бонусах и приличной зарплате, вы все это получите. Только прекратите читать глупые книги о "силе намерения". Учитесь ставить конкретные цели. И начните, наконец, работать.
Однако прежде чем захватывать компанию или даже целую бизнес-сферу, прислушайтесь к себе: действительно ли вам так нужна эта карьера? Дело в том, что на протяжении последних лет нам упорно твердят, что без руководящей позиции человек есть существо неполноценное. Но на практике далеко не все "главные" способны справиться с возложенными на их плечи задачами — часто даже не в силу непрофессионализма, а по причинам внутренним, духовным. В красивом кабинете с пальмой им некомфортно, неуютно и хочется назад — в старый добрый опен-спейс.
К тому же представьте себе, что все вдруг взяли и принялись руководить... Кто же будет делать остальную работу? Если вы не любите принимать важные решения, не умеете быть жестким и готовы набрать в подчинение друзей и знакомых (кстати, это отнюдь не делает вас дурным человеком) — забудьте о карьере! Возможно, амбициозные мысли — не более чем происки неуемных родителей или более удачливых в бизнес-плане подруг, которые, конечно же, не могут представить, как кто-то может "годами вариться в унылой каше". А вот может, если каша эта — его! Вы точно не из кашеваров? Тогда переходим к нашей первой истории. (Имена и фамилии героев изменены.)
Все выше и выше: сосредоточение на цели
Резюме: Игнатьева Ольга, 27 лет, ведущий инженер мебельной компании, трудовой стаж 8 лет.
Преимущества: гибкость, деловое чутье, коммуникабельность, умение обращать обстоятельства в свою пользу.
"Пять лет назад я закончила трудную "Строгановку" и впала в легкую депрессию. Пока училась на художника-реставратора, приходилось подрабатывать в туристической компании, сначала секретарем, а потом целым менеджером по продажам. Несколько лет практики в турбизнесе и голый диплом, свидетельствующий о том, что я — натура творческая. Неплохие перспективы и непаханое поле интереснейших объектов для реставрации. Хорошая зарплата и нерегулярные заработки. Конечно, если выбирать, то стабильность и дальнейший карьерный рост. Но я видела себя исключительно арт-персонажем...
Под грустные взгляды босса и коллег ушла из компании, стала работать по специальности. Постепенно влилась в тусовку, ходила по выставкам, ругала и хвалила современное искусство в дыму маленьких кухонь. Пустила к себе домой молодого художника. Художник рисовал, спал до двух часов дня, много говорил о будущем и бредил учебой в Лондоне. Картины его, как это обычно бывает, никто не покупал, а ел квартирант много, поэтому мне пришлось устроиться консультантом в мебельный магазин — денег не было совсем. Коллеги предрекали конец моего творческого пути. Я, честно признаться, приуныла.
Но вдруг я поняла, что приобретенные в турфирме навыки общения с людьми, помноженные на профессиональное образование, могут дать плоды. Я стала выезжать к клиентам домой, делать замеры, рисовать индивидуальные проекты обустройства жилища. Меня заметили, стали рекомендовать друзьям и коллегам — уже как дизайнера интерьеров. Вскоре из магазина мебели перешла в одну из фирм-производителей на позицию ведущего инженера. В свободное время занимаюсь индивидуальными проектами и не собираюсь останавливаться на достигнутом. А художника-иждивенца я выгнала".
Дарья Пономарева, бизнес-тренер:
Перед нами — типичный пример интуитивного построения карьеры: когда человек обладает набором определенных талантов и умений, часто из разных областей знания, но при этом способен в нужный момент объединить их в один большой заряд и выстрелить. Однако эффективнее все же действовать обдуманно, а не плыть по течению — не каждого оно выкинет на нужный берег.
Разбор полетов
Если вы только пришли работать в новую компанию, определите для себя три основных момента:
- Насколько продвижение по карьерной лестнице возможно в рамках данной организации (об этом стоит узнать еще на собеседовании).
- Если вертикальное перемещение нереально, возможно, есть смысл перейти со временем в другой отдел. Подумайте, что полезного можно извлечь из рокировки: большую зарплату, профессиональный рост и пр.
- Что именно вам нужно сделать для того, чтобы достичь цели.
Последний пункт наиболее важен. Положите перед собой лист бумаги, напишите свою настоящую позицию внизу листа и желаемую — в качестве заголовка. Например, вы являетесь логистом, а хотите быть начальником отдела распространения. Какие профессиональные и моральные качества лично вы готовы использовать? Обозначьте их.
Теперь подумайте, какие именно стратегические маневры потребуется осуществить для воплощения мечты в реальность. Педантично распишите каждый шаг, обозначьте время, которое потребуется на прохождение каждого этапа. На все про все дайте себе год.
Не ищите сложных путей, помните, что прямая дорога — самая короткая. Исключите факторы, которые, на ваш взгляд, не обязательны и только отнимут драгоценные месяцы труда. Не реагируйте на критику, не делитесь планами с коллегами. Как можно больше общайтесь с руководством, не брезгуйте отчетами и ответьте для себя на вопрос: почему именно я достойна позиции начальника отдела? Старайтесь уже вести себя как лидер. Кого-то это может раздражать, но большинство (в том числе и босс) автоматически начнет воспринимать вас как большого и важного человека. Вы непременно почувствуете, когда это случится. С этого момента можно считать, что заветная должность у вас в кармане.
Ученье — свет: тренинги, курсы, семинары
Резюме: Молоховец Юлия, 32 года, старший экономист строительной фирмы, трудовой стаж 10 лет.
Преимущества: четкое видение цели, стратегическое мышление, высокая степень обучаемости, знание иностранных языков.
"Я всегда была целеустремленным человеком и считала холодный расчетливый ум своим главным достоинством. В детстве занималась музыкой, фехтованием, айкидо, английским и бальными танцами. Пока получала специальность экономиста-аналитика в университете, выучила немецкий. Летом между четвертым и пятым курсами я впервые увидела Париж и поняла, что хочу там жить.
Началось освоение французского, параллельно я интегрировалась в московское сообщество экспатов — надо же было как-то наладить связь с территорией, которую предстояло завоевать. Работать я устроилась в российско-французскую компанию, однако пребывание в городе мечты ограничивалось недолгими командировками.
Вместо того чтобы жаловаться и огорчаться, я проанализировала ситуацию и определила две приоритетные задачи. Первая — завоевание авторитета в глазах босса-француза. Вторая — повышение квалификации. В помощь были призваны: тренинги карьерного роста и специальные курсы для экономистов-международников. Обучение персонала в компании не практиковалось, однако я надеялась, что заприметивший мои старания начальник непременно выделит необходимые средства.
Книги советовали "любить себя", "верить в невозможное" и "не бояться трудностей". Пока я прикидывала и читала, освободившееся место в парижском филиале заняла одна тихая и невзрачная коллега... Неудачу я переживаю весьма болезненно и пока не придумала, как исправить ситуацию. Возможно, об этом расскажут на очередном семинаре..."
Елена Павлова, HR-директор:
Основная ошибка — желание иметь все и сразу. Второстепенная — попытка жить и строить карьеру по заветам сомнительной литературы и бизнес-тренингов.
Проанализируем каждый "фол" более подробно. Стремление овладеть как можно большим объемом знаний, безусловно, похвально, но в рамках профессионального апгрейда бессмысленно. Тут больше важно качество информации и возможность ее реального применения. Прежде чем браться за иностранный язык, проанализируйте, где и как конкретно вы планируете его использовать. Не стоит идти на какие-либо семинары "для себя" — вы только впустую потратите время и деньги. От курсов системы "стань боссом за неделю" бегите прочь — вы же понимаете, что это невозможно. Изучайте только профессионально необходимое.
В России многие руководители до сих пор считают, что карьера либо делается стихийно, либо ее построение — личное дело каждого. Они редко заинтересованы в обучении сотрудников, потому что боятся, что такой человек уйдет в другую организацию — на большие деньги или высокий пост. А то и вовсе займет их место. Ждать "халявы" от европейских компаний также не нужно — в Европе сейчас кризис и экономят на всем.
Разбор полетов
Четко определите, что именно вам нужно для перехода на новую ступень пресловутой лестницы: иностранный язык, изменение профориентации или учеба. А может быть, достаточно честной беседы о вашем повышении с боссом? Тогда вот несколько советов:
- Разговор о повышении лучше всего заводить, оставшись наедине с начальником, пребывающем в добром настроении. Выберите спокойный день без тревожных встреч и послеобеденное время.
- Перед беседой подготовьте данные о выполненных проектах. Достаточно будет информации за последние полгода. Описывайте только крупные достижения. Если мелких поручений было много, выделите их в отдельный блок "Прочее".
- Продумайте заранее аргументы, почему повысить нужно именно вас.
- О встрече договоритесь заранее. Ни в коем случае не подходите к боссу в столовой или коридоре с таким важным вопросом.
- Не забывайте о внешнем виде: наденьте строгий костюм, приведите в порядок обувь, прическу, маникюр.
- Отрепетируйте речь заранее. Не волнуйтесь. Самое худшее, что может произойти, — вам просто откажут. Жизнь на этом не заканчивается.
- Не требуйте от начальства ответа сразу. Договоритесь, когда лучше подойти, чтобы узнать окончательное решение.
И враг бежит: хождение по трупам?
Резюме: Беляева Виктория, 28 лет, заместитель начальника отдела кредитования крупного международного банка, трудовой стаж 4 года.
Преимущества: Уверенность в собственных силах, умение манипулировать людьми, отсутствие ненужной рефлексии.
"За свою жизнь я усвоила одну важную истину: окружающие люди — всего лишь инструменты для достижения целей. Конечно, с ними можно общаться и даже дружить, но не просто так, а исключительно для дела. Дружба, любовь — все проходит. Остается только человек. На первых курсах института я больше общалась с "ботанами" (чтобы "сделать зачетку"), а ближе к окончанию перешла в компанию "блатных", для которых мама и папа заранее подготовили "хлебные" места (мои родители к тому времени уже были на пенсии). Расчет оказался верным. Подруга, занявшая позицию заместителя начальника кредитного отдела крупного банка, устроила меня к себе.
Я огляделась по сторонам, познакомилась с коллективом и начальством и наметила план дальнейших действий. В ближайшей перспективе видела себя на должности, доставшейся удачливой сокурснице. В более долгосрочной перспективе планировала стать руководителем отдела. Об этической стороне вопроса я тогда не задумывалась. У меня была конкретная цель — получить лучшее из возможного.
Я довольно быстро подружилась с коллегами, выведала их секреты, нащупала слабые места, там посплетничала, тут спровоцировала — и посыпались с плеч неугодные головы. Проявила наблюдательность и поняла, что нравится начальнику, а что, наоборот, раздражает, поддерживала все его предложения и активно пыталась брать на себя функции зама, пока подруга болела или отлучалась по рабочим делам. Времени на выполнение прямых обязанностей оставалось немного, но я свято верила в могучую силу человеческого фактора, а не знаний и усердий. И снова не ошиблась: меня заметили и повысили. Следующий в списке побед — сам босс".
Галина Резник, психолог:
Жизнь показывает, что таких "выскочек" гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Наверняка и в вашей фирме есть человек, добравшийся до кресла руководителя путем интриг. Я предлагаю оставить эмоции в стороне и поучиться кое-чему у подобных боссов. Они четко видят цель и идут к ней, используя кратчайший путь; умеют оборачивать любые обстоятельства в свою пользу; по-настоящему ни с кем не дружат в стенах офиса, действуют по принципу "только бизнес, ничего личного". Как ни странно, они абсолютно правы. А вместо "подстав" вполне можно использовать профессионализм — если вы, конечно, хотите задержаться на руководящей позиции надолго.