Там много лесов, мало городов и суперклассная хоккейная команда. Что еще можно вспомнить при упоминании Канады? Елена Коротаева, которая живет в Торонто 12 лет, взялась подробно рассказать о том, как русским, решившим на долгое время поселиться в далекой американской стране (или простым путешественникам), понять местные обычаи, традиции и культуру.
Вежливость
Я не знаю, почему наши соотечественники в Канаде отворачиваются и смотрят в сторону, когда идущий навстречу незнакомец хочет с ними поздороваться. Если идущий навстречу — канадец, и вырос здесь, он точно очень хочет поздороваться, это написано у него на лбу и переливается бегущей строкой. Неужели так трудно поздороваться? Сложно сказать: "How are you?" В русской деревне народ тоже здоровается. Это всего лишь элементарная вежливость.
Также поначалу удивляет вежливость, проявляющаяся в магазинах, а то и на улице. Прошел человек, протиснувшись между тобой и витриной, между тобой и кассой, и обязательно сказал: "Excuse me!" Или пока ты изучаешь, какую брынзу взять, македонскую, болгарскую или средиземноморскую, он потянулся осторожно, чтобы не помешать, взял кусок сыра, и опять: "Excuse me!" Просто прошел мимо: "Excuse me!"
Поведение канадцев в метро еще более впечатляет. Представьте: в час пик на эскалаторе метро люди с вежливыми улыбками пропускают друг друга. Дескать, на эскалатор — только после вас. Когда я увидела такую сцену впервые — потеряла дар речи, я вообще-то из Москвы родом. Кстати, в очереди, если она возникает в банке или еще где-то человек из четырех или даже шести, все стоят на расстоянии полутора—двух метров друг от друга. Потому что, во-первых, неловко будет, если впередистоящий подумает, что вы хотите увидеть его банковский пин-код, а во-вторых, впередистоящему будет неудобно оттого, что вы могли подумать, что он о вас так подумал. И всем придется долго извиняться и говорить: "Excuse me!"
Все спокойно ждут в очередях. Никто не пытается влезть первым или продемонстрировать другим свое благосостояние.
Одной из распространенных форм регулирования очереди служат талончики, которые вы отрываете, скажем, в продуктовом отделе супермаркета.
В случаях, когда вы получаете какой-то документ и вам необходимо сфотографироваться, вас любезно попросят улыбнуться, даже если это фото на медицинскую карточку или водительское удостоверение.
Недавно в транспортном отделе, куда положено являться для переоформления документов на машину каждый год, я наблюдала от нечего делать, на каких машинах приезжают люди. Владельцы простого "Доджа" и пижонского "Ягуара" отрывают номерок и спокойно ждут своей очереди. Причем канадцы рады любой возможности поболтать. Можно назвать это явление словом "вежливость", а может, это просто равенство всех перед законом.
Пожалуйста, помните, что в гости нельзя прийти втроем, если обещали вчетвером, хозяева ведь купят лишние продукты и приготовят лишний кусок пирога с тыквой на всех. Так что это будет верхом невежливости. И не забудьте на следующий день позвонить или написать хозяевам и поблагодарить за прекрасный вечер и вкусную еду. И, само собой, не вздумайте высказать критические замечания по поводу дома или, например, картин на стенах. Только восторженные возгласы!
И высший пилотаж — вежливость на дороге. Перестраиваясь в другой ряд водитель жестами спрашивает разрешения у другого водителя, а потом жестами благодарит, а тот другой, который пропустил, кивает и улыбается, типа: "Все о-кей, не за что, свои люди..." Водители приветливо машут рукой или указывают ладонью: пожалуйста, проезжай, я всегда успею и вообще не тороплюсь. Заметьте, что это все при огромном скоплении машин и на довольно-таки приличной скорости.
Много культур
На севере Торонто есть улица Bayview Аvenue, очень красивая и зеленая. На ней расположены на равном отдалении друг от друга буддистский храм, христианская церковь, индуистский храм, синагога и мечеть.
Вокруг культовых сооружений сады, чистота — прихожане заботятся. В этом частично национальная идея Канады: все равны, все имеют одинаковые права и каждый верен своей культуре.
Кстати, этим Канада сильно отличается от Америки, называющей себя в этом контексте "melting pot" — плавильный котел, что означает: приехал в Америку, забудь свои традиции, становись американцем.
В Канаде стычек на национальной почве не бывает, то есть, может, они и были когда-то, но теперь — не приведи господи в общественном месте сказать слово "араб" или, что совсем из области фантастики, "негр". Только "черный", да и то шепотом, а лучше не надо, ну его совсем, лучше глазами показать, хотя не надо и глазами, лучше смотреть и улыбаться, впрочем, и за это могут засудить, безопаснее просто улыбаться в пространство.
Если в метро будешь сидеть и пристально смотреть на человека, и он подумает, что тебе его национальность не нравится или, скажем, свитер, а может, ему покажется, что ты сейчас подойдешь нагловатой походкой и попросишь: "Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!" — в суд подаст, только так, молча! И выиграет дело. Почему? Потому что закон и порядок! Канада — страна многонациональная, здесь все переселенцы, если не сами приехали из других стран, то их родители или дедушки-бабушки когда-то здесь обосновались. Торонто — самый многонациональный город в мире.
Русские православные церкви есть везде. Самая любимая народом церковь в Торонто, где настоятелем служит батюшка Владимир, находится на улице Генри, дом 4. Здесь чувствуешь себя как в России. Прихожане общаются, приводят детей в воскресную школу при церкви, помогают друг другу информацией. По праздникам здесь много нарядно одетых людей. Приходите и вы, если занесет вас в наши края, это от метро "College" направо и за угол.
Где селиться в Торонто
Большинство русских, русскоговорящих украинцев, татар, азербайджанцев, евреев и так далее живут ближе к северу города. Центр, который облюбовали наши земляки, где есть церкви и синагоги, — это район Северный Йорк (North York). Там и слово "Аптека" на вывеске написано по-русски, и название книжного магазина "Книгомания" никого не удивляет, как и соседство всеми любимого израильского ресторана. Да и вообще все похоже на старый американский анекдот, в котором русскоязычного жителя Бруклина спрашивают, как ему нравится Америка, а он отвечает: "Не знаю... мы туда не ходим".
Выходцы из Индии, Ирана, Китая, Польши селятся кланами в своих районах, ходят в свои магазины, где продается их любимая еда, посещают свои церкви, храмы, костелы и мечети, и все ко всем относятся спокойно и доброжелательно. Не нравится вам запах индийских специй или запах поджариваемых морских продуктов с рисом, так любимых китайцами, — не селитесь в соседней квартире или доме, только и всего.
В метро, на дорогах, в магазинах, на службе все крутятся вместе, и я не помню ни одной стычки на национальной или религиозной почве за последние двенадцать лет. За организацию чего-то подобного гражданина страны могут привлечь к ответственности по всей строгости закона, а постоянного жителя Канады, который еще не имеет гражданства, могут попросту выслать навсегда, само собой, это произойдет и с человеком, живущим в Канаде без статуса.
На эту тему можно много написать, но главное вот в чем: того, от чего бурлит Европа, от чего сходят с ума люди во всем мире, и в России в том числе, совершенно не чувствуется в Канаде. Я имею в виду все эти бесконечные разборки: мусульмане-христиане-евреи-мексиканцы, черные-белые-желтые-красные и так далее. Именно с этим Канада прелестно живет. Здесь нет национальной вражды. Никто не интересуется, где раскладывают коврики и делают свой намаз мусульмане, а мусульман вовсе не раздражает, что к ним в дома приходят свидетели Иеговы... Буддисты вежливо предлагают тапочки, если вы заходите в их шикарный храм на улице Бэйвью, индусы в своем храме угощают душистой едой (перец, другие специи плюс картошка, морковка и рис).
Приверженцы разных культур искренне улыбаются и принимают соседа таким, каков он есть. При этом объединяет всех английский язык, хотя дома канадцы могут говорить на своих родных фарси, сербском, урду или на языке "мандарин". По статистике, родной язык восемнадцати миллионов канадцев — английский, а семи миллионов канадцев — французский. Около 83% жителей Канады исповедуют христианство.