До начала единого государственного экзамена осталось несколько недель. С нынешнего года все российские вузы обязаны принимать баллы за ЕГЭ по русскому языку и математике в качестве результатов вступительных экзаменов. Что еще изменилось в организации ЕГЭ? И к чему готовиться абитуриентам 2008 года?
Изначально цель введения ЕГЭ заключалась в том, чтобы совместить государственную итоговую аттестацию в школе со вступительными экзаменами в вуз и тем самым облегчить участь абитуриентов. Идея хорошая, но ее воплощение обернулось рядом трудностей. Это и недоработанные тексты заданий, и задержки с выдачей сертификатов, и проблемы с подсчетами баллов. Но, пожалуй, главная сложность состояла в том, что далеко не все вузы учитывали результаты единого экзамена. Сейчас ситуация изменилась: Министерство образования и науки обязало всех несогласных принимать сертификаты ЕГЭ.
Что делать с двоечниками?
В 2006 г. единый госэкзамен сдавали 950 тыс. школьников в 79 регионах России. Школы участвовали в эксперименте по желанию, а правила проведения экзамена устанавливала местная администрация. Прошедшим летом ЕГЭ сдавали 95% одиннадцатиклассников, а его результаты засчитывали 1800 российских вузов.
Каковы итоги единого госэкзамена двух последних лет? Понять очень трудно, потому что ЕГЭ-баллы пересчитывают целых четыре раза. Сначала выпускнику ставят предварительные отметки по 60-балльной шкале, затем переводят в 100-балльную, потом – в школьные "тройки", "четверки" и "пятерки" (для аттестата) и, наконец, каждый вуз переводит баллы в оценки согласно собственной системе измерения. Хотя один результат можно назвать уже сейчас: увеличилось количество школьных "двоек". Что делать с двоечниками, непонятно. В 2008 г. им поставят в аттестат "тройки" (правило "плюс один балл"), но с 2009 г. поблажек уже не будет. Сейчас обсуждаются два варианта: либо ставить вместо "неуда" прочерк, либо вообще не выдавать аттестаты провалившимся выпускникам.
Новшества 2008 года
В этом году школьные госы претерпят ряд изменений.
- В форме ЕГЭ в обязательном порядке нужно будет сдавать два экзамена – русский язык и математику. Остальные три испытания, по выбору самого ученика, могут проходить в традиционной форме или в виде ЕГЭ.
- К списку обязательных выпускных экзаменов добавится литература (раньше она была частью испытания по русскому языку). Сдавать этот предмет можно будет одним из трех способов: в форме ЕГЭ, как обычное сочинение (или изложение) и как устный экзамен (по билетам). Решение будет принимать сам выпускник.
- Из ЕГЭ по литературе уберут часть "А" (один ответ из четырех возможных), зато увеличат части "В" (расширенный ответ) и "С" (свободный ответ).
- Безопасность госэкзамена будет обеспечиваться камерами слежения и присутствием милиционера.
Многое останется без изменений. Например, сохранятся все льготы для победителей и призеров олимпиад. Но 2008 г. станет последним "льготным" для медалистов: со следующего года обладатели "золота" и "серебра" будут поступать в вузы по результатам ЕГЭ на общих основаниях.
Для артистов и спортсменов
Некоторые университеты и академии оставят за собой право проводить собственные дополнительные испытания. по большей части это творческие и спортивные вузы. Причина понятна: талант артиста и силу спортсмена по тесту не определишь! Ряду учебных заведений разрешено проводить дополнительные испытания по предметам профессиональной направленности. В число таких вузов входят: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана), Московский инженерно-физический институт (Государственный университет) (МИФИ), Московский физико-технический институт (Государственный университет) (МФТИ) и др.
К слову, далеко не все вузы Москвы положительно оценивают введение единого госэкзамена.
– Результаты ЕГЭ по русскому языку мы засчитываем в качестве вступительных последние несколько лет. Так будет и в 2008 г. Я считаю, что это нашему институту только мешает. Реальную картину тесты не отражают, потому что 80 баллов школьник может набрать, и не обладая какими-то особыми знаниями, а просто рассуждая логически. С введением ЕГЭ у нас возникла проблема: абитуриенты, которые поступили по его результатам, впоследствии свои баллы не подтвердили. В итоге уровень грамотности наших студентов оставляет желать лучшего.
С определенными сложностями, возможно, столкнутся абитуриенты музыкальных вузов. Обычно в консерватории поступают после окончания музучилищ, где обязательный ЕГЭ по русскому языку не предусмотрен... В 2007 г. таким вузам пошли на уступки и разрешили для поступающих "без ЕГЭ" провести испытания по русскому языку по схеме "зачет-незачет". Что ждет абитуриентов в этом году – станет известно в конце весны.
Поступить в МГУ теперь сложнее
Правила поступления в главный университет страны изменились: впервые здесь будут учитываться результаты единого госэкзамена. Но не в полном объеме. Наряду с обязательным ЕГЭ абитуриентам придется проходить и традиционные вступительные испытания. Баллы за них будут суммироваться (два обычных экзамена плюс два ЕГЭ), а затем оцениваться по единой шкале.
С какими сложностями столкнутся теперь абитуриенты МГУ им. М.В. Ломоносова? Раньше они готовились только к экзаменам в традиционной форме, теперь вдобавок нужно будет максимально успешно сдать ЕГЭ по русскому языку (всем) и по математике (если этот предмет входит в список вступительных испытаний).
Следовательно, ребят ждет дополнительная нагрузка — как интеллектуальная, так и материальная: занятия с репетиторами – удовольствие не из дешевых, а их придется удвоить.
Галина Чугунова, завуч по учебной части школы N 2006, г. Москва:
— ЕГЭ, на мой взгляд, достаточно объективный критерий оценки знаний учеников и работы педагогов. Если хорошо готовиться, можно показать на экзамене приличные результаты. А ученикам лицеев, гимназий и профильных классов эти задания вообще кажутся простыми. Но можно получить "пятерку" и не будучи лицеистом – если много заниматься самостоятельно, ходить на факультативные уроки. Для учителей и школьников это, конечно, дополнительная нагрузка, но цель оправдывает средства.
Не забывайте о классических экзаменах
Сергей Луговой, студент первого курса факультета международной журналистики Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России (МГИМО):
— Помогает ли ЕГЭ при поступлении в вуз? Вопрос спорный. Я дважды сдавал единый госэкзамен по русскому языку, причем во второй раз набрал меньше баллов, чем сразу после школы, хотя весь год занимался с репетитором. Из-за того, что результаты ЕГЭ оказались не очень, пришлось усиленно готовиться к остальным испытаниям: чтобы дотянуть до проходного балла, все вступительные экзамены нужно было сдать на отлично. Я стал студентом, но не могу сказать, что единый экзамен мне в этом помог. В одном я уверен точно: не стоит направлять все свои силы только на подготовку к ЕГЭ, иначе есть риск провалиться на обычных экзаменах.