6 декабря в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол на тему "Внутриутробная травма с точки зрения перинатального психолога, акушера и невролога", организованный клиникой "Прогноз Малютка" и Ассоциацией перинатальной психологии и медицины "Здоровая семья". Спикер круглого стола - психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель клиники "Прогноз" - Виктория Ефимова, рассказала о видах неврологической диагностики, которые дают полезную информацию о развитии ребёнка в первые месяцы жизни.
Все как задумано природой
Когда нужно начинать думать о развитии ребенка? Если малыш родился здоровым, создается впечатление, что его развитие как будто происходит само по себе, автоматически. Конечно, ребенка нужно кормить, одевать, мыть, общаться с ним. Но кажется, что он совершенно естественным путем учится сначала держать голову, потом переворачиваться, ползать, садиться, вставать, ходить и, наконец, говорить. Не нужно специально об этом заботиться и учить этому.
Если все происходит именно так, о чем это? О том, что у малыша замечательные родители? Безусловно. Но еще это и о том, что мозг ребенка развивается именно так, как задумано природой. Потому что каждое новое достижение малыша на первом году жизни – это сообщение от его развивающейся нервной системы: все идет по плану.
Что-то идет не так
А что, если все пошло не совсем по плану и малыш развивается как-то не так, как другие дети? Это достаточно часто происходит даже с детьми самых заботливых и внимательных родителей.
Такая ситуация означает, что нервная система ребенка развивается с опозданием или в ее развитии есть какие-то слабые звенья. Такой ребенок нуждается в дополнительном внимании – у детского мозга есть огромные ресурсы для восстановления, но нужно вовремя ими воспользоваться.
Как "заглянуть" в мозг ребенка?
И тут на помощь приходят приборы, которые помогают "заглянуть" в мозг и оценить, насколько эффективно нервная система малыша справляется со своей работой. Другими словами: насколько функционально зрелым является мозг ребенка.
Мозг человека продолжает активно развиваться почти до 30 лет, этот процесс не прекращается и потом. Но к моменту рождения некоторые структуры мозга должны быть полностью готовы к работе. Исследование работы этих структур поможет выяснить, нужна ли ребенку дополнительная помощь для развития или он и так отлично справляется.
- Диагностика вестибулярной функции – цервикальные вестибулярные миогенные вызванные потенциалы (цВМВП). Это аппаратное исследование, которое можно проводить с того момента, как ребенок начинает уверенно держать голову. Работа вестибулярной системы, которая функционально созревает еще до рождения, является фундаментом для развития малыша.
- Диагностика функционирования ствола мозга - акустические стволовые вызванные потенциалы (АСВП) – кора мозга малыша еще долго будет развиваться, поэтому младенцев называют "стволовыми существами". Ствол головного мозга берет на себя все управляющие функции, поэтому важно оценить его работу.
- Ультразвуковая допплерогарфия (УЗДГ) – качество кровоснабжения шеи и головы.
- Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга позволяет оценить размеры и взаимное расположение структур мозга.
Все эти исследования безопасные, не доставляют ребенку дискомфорта, не требуют применения наркоза и проводятся очень быстро. По результатам врач невролог может сделать выводы о том, насколько функционально зрелой является нервная система малыша и дать рекомендации по развитию.
Важно не упустить время!
Очень важно увидеть возможные слабые звенья в развитии нервной системы ребенка до появления задержек в развитии. Ведь значительно проще и эффективнее помогать мозгу малыша развиваться, чем позже заниматься коррекцией уже сформированных нарушений.
Диагностика с помощью приборов позволяет увидеть возможные риски нарушений со стороны нервной системы, так как многое в развитии ребенка зависит от того, что происходило во время внутриутробной жизни.