Рынок образования развивается так же быстро, как и технологии. Особенно заметной эта тенденция стала после пандемии, когда все перешли на онлайн формат и новые инструменты для обучения. О том, как технологии влияют на школы и что их ждет в ближайшие годы, рассказывают педагоги онлайн-школы “Агора” от Филипповской школы.
Что такое EdTech?
Наверняка вы сталкивались с этим термином, сегодня он распространён повсеместно. Когда мы говорим о значении аббревиатуры, то видим, что EdTech — производная словосочетания education technology. Согласитесь, звучит абстрактно. Напрашивается вопрос, а где проходит граница между одними и другими образовательными проектами или технологиями?
Её сложно обозначить, мы не выработали критерии, которые помогли бы разобраться в границах статуса EdTech. Конечно, в профессиональном сообществе есть некое очертание. Короче говоря, EdTech – это продукты на стыке IT-технологий и образования, т.е. такие продукты, которые с помощью технологий влияют на учебный процесс, конкретный образовательный опыт и поведение.
Как и почему технологии так прочно вошли в образование?
В России EdTech начинался в университетской среде, когда государством была разработана программа повышения конкурентоспособности российских университетов в мире. Если одним словом описать этот период, то это система Moodle.
Интеграция LMS (платформа дистанционного обучения) в учебный процесс встретила сильное сопротивление как профессоров, так и студентов. Немудрено, пользовательский интерфейс тогдашних дистанционных платформ оставлял желать лучшего. Спустя время любопытство сменило отрицание, появилась возможность смотреть долгие лекции из дома, получать оценки за домашнее задание в одном окне.
Последние три года рынок EdTech-проектов демонстрирует сумасшедший рост. Сначала пандемия подстегнула спрос на удобные сервисы онлайн-обучения как для детей, так и взрослых. Позднее на фоне неопределённости, онлайн-проекты в образовании повысили мобильность существенного числа людей. Конечно, это положительно отразилось на экономических показателях индустрии.
Какие технологии сегодня закрепились в школах?
Изначально технология онлайн-обучения использовалась для образовывания взрослых. Тогда многие выражали сомнения в способности детей учиться дистанционно. В родительском и профессиональном сообществе циркулировали разного рода мифы, страхи и сомнения.
Сегодня сервисами "Учи.ру", "СберКласс", "ЯКласс", "Яндекс.Учебник" и "Медиатека" пользуются миллионы школьников и педагогов. А в Foxford, InternetUrok, "Тетрике" и "Умскул" на разных образовательных программах учатся тысячи ребят.
В школах используются технологии оптимизации документооборота, работы с базами данных и онлайн-обучения в формате интеграций со сторонними сервисами. Всё это значительно упростило школьную жизнь.
Если мы говорим о педагогической части, то здесь ситуация намного печальнее, потому что в школьном образовании много механизмов, которые препятствуют интеграции тех или иных решений в процесс обучения. Это вполне нормально, потому что учитель не может разорваться. Т.е. помимо того, что ему надо обучать детей и решать свои академические задачи, ему также нужно изучать параллельно новые технологии.
Как правило, у людей вообще мало ресурсов и каналов, где они могли бы самостоятельно найти то, чем можно пользоваться на уроке. А во-вторых, крупные сервисы сами идут в школы. Т.е. они полностью берут на себя издержки по обучению учителей. Если мы говорим об “Учи.ру”, то сервис сам пошел в школы, объяснил все учителям. В противном случае ничего бы этого не произошло, потому что у учителей нет времени на то, чтобы это интегрировать. Более того, это не их задача.
Какие технологии придут в школы в ближайшее время?
В ближайшие пару лет в школу скорее всего придут технологии смешанного обучения. Теперь остаться дома можно будет в любой день, т.к. школа полностью перейдет на документацию в LMS c учениками. Ребенок сможет получить все, что касается занятий в день его отсутствия и компенсирующие задания. Будут появляться интересные проекты, задачей которых станет улучшение образовательного процесса с помощью технологий.
Ну и, конечно, не стоит забывать о явном развитии онлайн-образования. Онлайн-школ станет больше, как и учеников них. Российские онлайн-школы уже демонстрируют инструменты, которые сильно опережают зарубежные аналоги по ряду показателей: функциональность, дизайн, интерактивность и геймификация.
Конечно, тренды и тенденции с течением времени могут видоизменяться и принимать другие формы. Но в текущей реальности развитие образовательной сферы все равно будет сопряжено с развитием технологий и необходимостью подстраиваться под них, чтобы сделать обучение интересным и актуальным.