Как чаще всего начинается подготовка в поступлению в вуз? Выбираются те предметы ЕГЭ, сдать которые реально, пишется пробник ЕГЭ, и на основании предположительных баллов ЕГЭ оцениваются шансы будущего абитуриента на ту или иную специальность. Дальше подключаются репетиторы, курсы по подготовке к ЕГЭ... Чем плоха эта практика, рассказывает Анна Брайнес, психолог Московского центра образования школьников имени М.В. Ломоносова.
Многим современным старшеклассникам в силу различных причин бывает сложно разобраться в себе, решить, что сдавать из предметов ЕГЭ и куда поступать. Когда я интересуюсь желанием будущего абитуриента, то часто слышу примерно следующее: хочу поступить в вуз, в какой и зачем — не знаю, но родители говорят, что надо получить высшее образование.
Как психолог я хорошо вижу все подводные камни подобного подхода, и моя задача — помочь старшекласснику сделать осознанный выбор профессии. Поэтому перед выбором курсов подготовки к ЕГЭ я провожу профориентацию, которая включает тестирование и беседу с психологом.
Главная ее цель — самоопределение. Подросток, прежде всего, должен услышать самого себя. Понять, что ему близко, чему он хотел бы посвятить свою жизнь, над чем готов напряженно работать. Почему так непросто мотивировать ребенка, чтобы он обо всем этом серьезно подумал и принял осознанное решение?
Почему так трудно выбрать, куда пойти учиться?
Первая причина в том, что многим детям неинтересно учиться уже в школе. Окружающий мир стремительно меняется, и дети стали совсем другие — они ждут новых форм обучения и новых методик.
Мы сколько угодно можем говорить о том, что система обучения кардинально поменялась в последние годы, — и внешне это выглядит именно так: в школе появились компьютеры, интерактивные доски, издаются новые учебники. Но сами учителя, их мировоззрение, методы работы остались в основном прежними. И у детей происходит некий диссонанс в сознании: они пытаются учиться по новой схеме, а преподаватели транслируют старую модель.
Второй момент — это то, что дети перегружены информационно благодаря интернету. Часто они искренне считают, что любая информация, полученная в Сети, является проверенной, достоверной и с ее помощью можно решить любую проблему. У них создается впечатление, что получение образования — это лишь пустая трата времени, ведь всё, что им необходимо, они могут получить из своих гаджетов буквально за несколько секунд.
И, пожалуй, главная причина того, что подростки не могут решить, кем быть, куда поступать, — у них нет потребности взрослеть, у них и так все хорошо. Для большинства из них родители создают очень комфортные условия: покупают дорогие смартфоны, брендовую одежду и прочие атрибуты беззаботной жизни, без конца возят на отдых, мотивируя это тем, что ребенок очень устает в школе. При этом зачастую у великовозрастного недоросля нет никаких обязанностей!
Стоит подростку чего-нибудь захотеть — он просто ставит родителей об этом в известность, и все решается быстро и без его участия. Поэтому проблема выбора, умение выбирать многим незнакомы. И когда в 10-м или 11-м классе родители вдруг ставят перед будущим абитуриентом такую сложную задачу, как самостоятельный выбор жизненного пути — большинство детей испытывают паническое состояние.
Порой это приводит к протесту, а затем к сознательному или бессознательному уходу от решения проблемы. Дети замыкаются. Им легче, чтобы за них этот выбор сделали родители, и они с легкостью делегируют им эту функцию.
Как помочь подростку при подготовке к ЕГЭ
Цель профориентации — помочь сделать выбор. Поэтому я рассказываю старшеклассникам о тех перспективах и возможностях, которые существуют в современном высшем образовании. Помогаю разобраться, в каких вузах можно получить ту или иную специальность, какие предметы придется для этого сдавать на ЕГЭ и изучать в дальнейшем, где и в каком качестве потом можно будет трудоустроиться.
Порой дети не знают элементарных вещей, связанных с дальнейшим обучением. Недавно я проводила собеседование с подростком абсолютно технического склада ума. Он поделился своими планами и сказал, что хочет заниматься промышленным дизайном. И вдруг в ходе нашей беседы он с ужасом узнаёт, что для поступления на соответствующий факультет в МГТУ имени Баумана нужно сдавать русский язык и обществознание. Подросток начинает дико возмущаться: "Как же так?! Промышленный дизайн — это прежде всего физика, материаловедение, инженерия — зачем мне нужны эти гуманитарные дисциплины? Я вообще не хочу этим заниматься!".
Пришлось успокаивать, объяснять и настраивать на конструктивный лад. Непросто было добиться, чтобы он взял себя в руки, разработал определенный план действий и начал шаг за шагом его реализовывать. В итоге все получилось — он успокоился и принялся готовиться к соответствующим экзаменам.
О чем говорить с родителями старшеклассников
С родителями психологу работать сложнее. Во-первых, потому, что у большинства из них уже сформировались определенные представления о судьбе своего ребенка и переубедить их довольно сложно.
Особенно если родители исходят из такой мотивации: ребёнок должен быть респектабельным и иметь высокую зарплату, так что необходимо выбирать из определенного набора профессий, которые могут все это ему обеспечить.
Нередко родители пытаются посредством своего ребенка воплотить в жизнь какие-то нереализованные желания и через него, что называется, прожить вторую жизнь. Влияя на выбор профессии, они исходят из того, что, по их мнению, необходимо для достижения этой цели, а не из того, что объективно подходит конкретному ребенку.
Приходится обращать внимание на какие-то основные черты их чада, которые они тоже, как выясняется, хорошо знают. Допустим, ребёнок не очень усидчивый, даже гиперактивный и не может долго находиться вне социума. Ему очень сложно будет реализовать себя в качестве, например, инженера-конструктора или астрофизика, потому что он испытывает постоянную тягу к общению, к возможности вести переговоры, проводить встречи и т.д. Если будущая специальность не даст ему такой возможности, он либо быстро уйдет из этой профессии или вообще в неё даже не придёт. Просто отучится, положит диплом на полку и будет дальше искать себя в жизни.
Что бывает, если ребенок поступает в вуз под давлением родителей
Из моего опыта наиболее показательна история Ирины С., молодой женщины, которая под нажимом родителей окончила мединститут и стала врачом-психиатром. Родители, сами психиатры по специальности, уговорили дочь пойти по проторенной дорожке, мотивируя это тем, что смогут помочь ей в быстром карьерном росте. Ирина же мечтала совсем о другом — она любила шить, вязать и рисовать. Но родители даже слышать не хотели об этих увлечениях, которые девушка собиралась сделать главным делом в жизни. С их точки зрения, эти занятия были недостойны их дочери.
После восьми лет учебы Ирина с трудом отработала пару лет врачом-психиатром. Затем вышла замуж, родила ребенка и ушла в декрет. А когда ребенку исполнилось три года и надо было вновь выходить на работу, она наотрез отказалась продолжать карьеру врача и сказала, что никогда в жизни больше не наденет белый халат.
Все это могло бы закончиться очень печально, но случай помог Ирине найти себя. Дочке в садике дали роль феи, и понадобилось соответствующее платье. В магазинах Ирина ничего подходящего не нашла и решила сшить платье сама. Костюм феи оказался настолько красивым и необычным, что это оценили все родители на празднике в детском саду — и тут же стали делать заказы.
Сейчас Ирина популярный модельер и, благодаря "сарафанному радио" и соцсетям, весьма востребована. По крайней мере, зарабатывает гораздо больше своих родителей. С горечью говорит о том, что потратила 10 лет жизни на ненужное образование и нелюбимую работу. На этой почве отношения между Ириной и родителями до сих пор несколько напряженные. А ведь всего этого можно было избежать! Если прислушаться к своему ребенку и не давить на него родительским авторитетом.
1 октября отечественные вузы обновили правила приема на 2019 год. Родителям старшеклассников есть где применить свой жизненный опыт и знания. Изучить программы обучения по той специальности, о которой задумывается ребенок. Помочь разобраться с проходными баллами ЕГЭ, с тем, за что разные вузы начисляют дополнительные баллы, с внутренними экзаменами, если они есть. Но я убеждена: выбирать область применения своих сил подросток должен сам.