На дистанционном обучении двоек не ставят, учитель строгим взглядом не смотрит, а домашнее задание можно и вовсе растянуть на неделю. Если у ребенка не развиты навыки самоорганизации, подгонять его приходится родителям, что рано или поздно приводит к конфликтам. Можно ли сделать так, чтобы ребенок сам себя заставлял учиться?
"Учиться дистанционно сложнее, задают больше обычного", – жалуются школьники. Но вместо того, чтобы жаловаться и ждать окончания этого периода, может быть, стоит пересмотреть вопросы личной самоорганизации и получить выгоду от такого режима?
Есть целое направление, которое в бизнес-сообществе называется "селф-менеджмент" (от англ. self – сам, собственная личность) – система управления собой. Почему бы не использовать его в школьном обучении? Мы не будем углубляться в теорию, а лишь воспользуемся инструментами, которые помогут эффективно управлять временем, собственной энергией и концентрацией, что, в свою очередь, позволит достигать поставленных целей.
Кем я вижу себя через 5 лет
Постарайтесь разобраться вместе с ребенком: "А зачем это всё?". Это можно сделать с помощью очень простого, но эффективного упражнения: пишем на листе бумаги, кем ваш ребенок видит себя через 5 лет.
Кто-то напишет, что он учится в лицее, участвует в олимпиадах, свободно говорит на двух языках, играет на барабанах, собирает роботов и пользуется популярностью у противоположного пола, потому что обладает спортивным телосложением, прекрасно коммуницирует и имеет много подписчиков в социальных сетях.
Кто-то уже сдаст экзамен и поступит в вуз мечты, будет выступать на научных мероприятиях и публиковать статьи в Web of Science, спасать мир от экологической катастрофы, жить отдельно от родителей и заведёт мопса.
Главная задача в этом упражнении – понять, кем ребенок видит себя через несколько лет. Ведь для того, чтобы это произошло, нужно уже сегодня начать двигаться в этом направлении. Важно объяснить ребенку, что школьные занятия и дальнейшее направление в жизни неразрывно связаны между собой, хоть так и не кажется на первый взгляд.
20 часов в неделю на достижение цели
Чтобы цели стали реальностью нужно действовать, результаты не свалятся просто так на голову в качестве подарка (разве что мопс) – потребуются навыки и умения, которые необходимо развивать годами. Об этом тоже стоит поговорить с ребенком. Необходимо объяснить, что чем раньше он начнёт, тем быстрее достигнет целей.
В книге "Гении и аутсайдеры" Малкольм Гладуэлл доказывает, что гениями не рождаются, а становятся в результате упорных занятий любимым делом. Он приводит ряд исследований, которые показывают, что выдающегося мастерства в любой сфере можно достигнуть, имея за плечами 10 тыс. часов практики – это примерно по 3 часа в день или 20 часов в неделю на протяжении 10 лет.
Это относится даже к вундеркиндам. Если взять, например, Моцарта, который начал писать музыку в 6 лет, наиболее выдающимися его произведениями считаются те, которые он написал в 21 год и позже. Ещё раз: чем раньше ребенок начнёт заниматься, тем быстрее он достигнете мастерства.
Итак, большие цели поставлены, теперь главная задача – каждый день делать шаги для их достижения. А ведь для этого нужно как минимум окончить школу, правильно? Рассчитывать на успех Билла Гейтса не стоит. Да и Билл Гейтс стал тем, кем стал, не потому, что бросил Гарвард, а потому, что с восьмого класса и до окончания средней школы по 20–30 часов в неделю проводил в компьютерном классе и осваивал программирование.
Три важных дела на каждый день
Заданий много, важно расставить приоритеты в их выполнении. Чему-то уделить больше внимания, чему-то меньше. Это легко сделать, зная конечную цель. В этом поможет "правило трёх" – в начале каждого дня, прежде чем начать выполнять задания, необходимо решить, какие три важных дела должны быть сделаны к концу дня. Например, приоритеты на сегодняшний день – математика, информатика и английский, значит, этим занятиям необходимо уделять основное внимание, остальным – остаток времени.
Используйте самое активное время в сутках
Что ещё поможет? Безусловно, знание циркадных ритмов ребенка. Это те самые внутренние биологические часы организма, которые отвечают за периоды сна и бодрствования, спада и повышения активности. Такие часы есть почти у всех живых организмов на планете.
Как должен быть устроен идеальный распорядок дня человека? В 4–5 часов утра организм готовится к пробуждению: начинает снижаться выработка мелатонина, растёт температура тела, увеличивается выработка "гормонов активности" – кортизола и адреналина. Эти явления усиливаются под действием света, тепла и шума.
Но у "сов" и "жаворонков" эти показатели различаются. У большинства людей хронотип "голубей", их пики активности происходят утром в районе 9–10 утра и во второй половине дня в районе 15–17 часов. Только у 20% людей хорошо выражен утренний или вечерний тип активности, поэтому настоящих "сов" и "жаворонков" не так-то много. При планировании дня важно учитывать уровень колебания энергии в течение дня и использовать биологический "прайм-тайм" ребенку на пользу.
Как победить прокрастинацию
Постоянное откладывание важных дел и заданий, которое приводит к негативным последствиям и вызывает душевные страдания, называется прокрастинацией. Знакомы с ней? "Дела на потом откладывают все. Прокрастинация заложена в природу человека", – говорит Тим Питчел, автор бестселлера "Не откладывайте на завтра: краткий гид по борьбе с прокрастинацией".
Какие задания мы чаще откладываем? Скучные, сложные, во время выполнения которых возникает ощущение бесполезности усилий, не структурированные и неоднозначные, не имеющие ценности для вас как для личности, не содержащие "награду внутри себя" (когда нет удовольствия от процесса выполнения).
Что делать с такими заданиями? Менять негативные триггеры на позитивные. Если скучно, то можно, например, делать задание вместе с одноклассниками, если сложно – разбить на части, придумать самому себе награду за выполнение.
Важно вовремя поймать себя на прокрастинации и подумать о негативных последствиях от невыполнения задания. "На то, чтобы испытывать страх перед каким-то делом, уходит больше времени и энергии, чем на само дело", – отмечает Рита Эмметт, автор "Книги для лентяев". И она права!
Как пополнить недостаток энергии
Напоследок – несколько слов об энергии. Предположим, ребенок знает, чего хочет, и у него достаточно времени на всё. Казалось бы – вот оно, бери и делай. Но воз и ныне там. Или ничего не происходит, или, начав, забрасывается через пару дней или недель. Почему так происходит? Не хватает энергии! Где её взять?
Во-первых, полноценный сон – это основа основ: и здоровья, и настроения, и привлекательности. Кому-то 7 часов достаточно, кому-то нужно 9. Известно, что девушкам нужно больше сна, чем юношам. Зимой спать нужно больше, чем летом. Если есть проблемы со сном – ищите способ их решить. Поменяйте ребенку кровать, зашторивайте окна, предложите успокаивающие чаи на ночь, проветривайте помещение, снижайте температуру в спальне перед сном и никаких гаджетов за час до отбоя.
Во-вторых, физическая активность, которая даст заряд энергии, а в качестве бонуса – подтянутое тело, хорошую осанку, разгрузку нервной системы. Самое важное – выбрать тот вариант активности, который доставляет удовольствие, и заниматься им регулярно. Танцы, йога, фитнес – пусть ребенок выберет то, что ему нравится больше. Можно использовать онлайн-приложения или уроки на YouTube – сейчас вариантов много.
В-третьих, здоровое регулярное питание. Сложно дать конкретные рекомендации, подбор питания очень индивидуален. Важно получать достаточное количество белков, клетчатки, различных микроэлементов и витаминов. Известно, что тяжёлая мясная пища требует энергию для переваривания, поэтому после такой еды тянет в сон. Простые углеводы (выпечка, сладости) дают короткий эффект и требуют добавки, их желательно исключить из постоянного рациона. Делайте упор на пищу, которая даёт энергию, – фрукты, овощи, орехи (сложные углеводы).
И, самое главное, не забывайте хвалить ребенка за выполненные задания! Напоминайте, что делает он их не для учителей или родителей, а для себя – для того, чтобы двигаться к мечтам. Все в наших руках!