Как я перестала забывать о делах и почти победила прокрастинацию

"Джедайская техника" Максима Дорофеева для борьбы с прокрастинацией

Полезность: 4,1 из 5 Интересность: 3,6 из 5 (25 оценок)

Меня зовут Ольга Оводова, у меня восемь детей и три работы. Здесь будет рассказ о моем опыте применения "Джедайской техники" Максима Дорофеева. Это не медитация и не открытие чакр, а технология ведения дел.

как избавиться от прокрастинации

Два года назад я была погребена под валом задач. Я постоянно забывала, краснела за невыполненные обязательства, дважды искала поезд не на том вокзале и один раз перепутала время отправления и не уехала вовсе.

Я бесконечно крутила в голове, что надо сделать. Дела не делались, сроки горели, в общем, всем знакомо. При этом у меня было дурацкое убеждение, что начать записывать - это как сесть в инвалидную коляску, когда ты еще немножко можешь ходить. Нет, сопротивлялась я, мы еще повоюем, ведь я же еще не в маразме, просто у меня очень много дел.

Приятель дал мне ссылку на запись выступления Максима Дорофеева. На четвертой минуте он показал такой трюк: на пару секунд предъявил огромному залу взрослых умных мужиков шесть цифр, потом попросил хором их повторить. Очень легко. Потом опять показал шесть цифр и попросил называть не саму цифру, а результат ее сложения с тройкой. Ну что может быть проще, чем прибавить три? Но я забыла пятую цифру - и большинство в зале тоже. Так он наглядно показывает, что краткосрочная память и мышление находятся в конфликте. "Питаются из одного бачка", по его терминологии.

Я поняла, что совершенно неправильно воюю с подступающим маразмом, что сохранить способность мыслить для меня в тысячу раз важнее, чем способность помнить. Я провалилась в это учение сразу и навсегда, купила книгу "Джедайские техники", изучила ее от корки до корки несколько раз и методично и последовательно внедрила практически все приемы в свою жизнь. Техника, конечно, гораздо богаче, чем инструкция "запиши, чтобы не забыть", и я расскажу только самое главное.

Как успевать нужное: работа со списком задач

У меня не было цели успевать больше. Цель была успевать нужное, а задалбываться меньше. И у меня получилось. Я понимаю, что выгляжу, как записной сектант или млм-щик, но ничего не могу с собой поделать. Это было как спасение, как исцеление. Даже голос его я ощущаю, как голос доктора, который я бы услышала, очнувшись в реанимации.

Обычно первый вопрос — какой планировщик лучше. Ответ — это неважно. Качество супа зависит от кастрюли в последнюю очередь.

Я использую maxdone, специально разработанный под эту технику. Он довольно неудобный, приложение вообще перестало синхронизироваться, и я использую веб-версию. Но ни я, ни другие участники сообщества не смогли найти другого приложения, которые бы легко приспосабливалось под идеологию.

1. Первым делом я выгрузила из рабочей памяти все задачи (метод спусковых крючков и др.). Записывать нужно вообще все, а не только важное. Я не записываю совсем уж текучку вроде "развесить мокрое" - кроме тех случаев, если мне завтра очень нужна именно постиранная сегодня курточка.

Максим советует записывать даже то, что ты собираешься делать прямо сейчас. См. понятие "бонус к ощущению важности". Я не буду рассказывать здесь, потому что пытаюсь пересказать толстую книгу, а он в свою очередь перелопатил десятки работающих методик и собрал из них очень сжатый конспект.

У меня наладился сон. Оказывается, я каждый вечер крутила в голове "Оля, завтра не забудь".



2. Очень важно правильно записывать задачи. Не "Вася проект", а "позвонить Васе и спросить, нашел ли он прошлогодний отчет по проекту конкурентов". Первое слово — глагол в форме "что сделать", дальше максимально подробное описание задачи. Такое, чтобы можно было выполнить, не думая.

Он много и подробно рассказывает об устройстве нашего мозга. Краткий вывод: между срочным и важным мозг выбирает понятное. Если понятного в списке задач нет, мы убегаем смотреть котиков в ленте.

Я проверяла это на себе тысячу раз. Как только я вижу, что какая-то задача прокрастинируется несколько дней, нужно остановиться и проанализировать, что именно в ней непонятно. Обдумать, выделить, что в этой задаче является первым пунктом, и вуаля — задача решается.

Эта методика кажется подозрительно простой, поэтому многие люди даже не пытаются ее применять — мол, для моего сложного случая такие простые решения не подходят. Не буду никого убеждать, я просто рассказываю о своем опыте.

3. Убрать все оповещения. Вообще все. Всплывающие окошки, звоночки, напоминалочки (кроме "идти на совещание прямо сейчас"). У меня было два вида входящего спама — совсем спам и множественные рассылки магазинов и сайтов, на которых я регистрировалась. Казалось, что ничего сложного - удалять каждое такое входящее письмо, на отписку надо потратить больше секунд. Но когда я все же отписалась (доктор прописал — выполняйте), оказалось, что места в мозгу стало больше. Я перестала забывать задачи вида "при встрече с Катей отдать ей ключ, лежащий в правом кармане рюкзака". Такие задачи можно записать, но ведь ты же не смотришь в планировщик в момент встречи. А разгрузившийся мозг начинает с этим справляться.

4. Осознать источники входящей информации. Почта, ватсап, позвонили, в голову пришло. Собрать все задачи в одно место. Не ищем в чатике номер карты, на которую надо перевести за рабочие тетради, а переписываем в выбранный планировщик "перевести 1200 р на номер карты...". Секунды, потраченные на эту работу, окупают себя невероятно эффективно. Еще раз. У нас нет никакого второго источника информации о том, что надо сделать. Всё собрано в одно место.

В один день я потратила несколько часов на очистку inbox-а. С семи тысяч писем до нуля. Это не считая оповещений от соцсетей. Ценные сохранила, из остальных выписала адреса (190 штук). Нашла нескольких человек, которым хотела написать, но невозможно же было найти адрес.

5. Высыпаться. В первую очередь ограничить гаджеты перед сном. Одно время я пыталась решительно отключить все экраны после 22 часов, но не справилась, использую полумеры — переход на ночную подсветку экрана и зарядник далеко от подушки — то есть невозможность таращиться в телефон перед сном. Впрочем, за необходимость высыпаться я топила задолго до знакомства с Дорофеевым. Особенно, трижды важно это для матерей. Офисный работник доберет в выходной, а мы - нет.

6. Работаем со списками задач. Проверка на актуальность, на прокрастиногенность. Перекладывание из планов в выполненное, из несрочного в сегодняшнее. Максим предлагает три категории — сегодня, на неделе, когда-нибудь. Я пробовала так и эдак и в итоге оставила в "на неделе" только повторяющиеся задачи - "распечатать раздатку для группы А", "отправить домашнее задание группе Б" и т. п. Все остальные задачи делятся у меня на "сегодня" или "позже". Довольно сложно мне было заставить себя делать еженедельный обзор, до сих пор плохо получается.

7. Невыполнимое количество задач снижает продуктивность. Не пытаемся впихнуть невпихиваемое, а наоборот - спокойно оцениваем свои возможности. В идеале список задач на сегодня вечером пуст.

8. В maxdone есть функция "скрыть задачу до...", поэтому у меня довольно часто в полночь выпрыгивают новые задачи. Теперь мне даже "придите на ревакцинацию через год" нипочем, это же сдохнуть - год держать эту информацию в углу головы.

Первый результат был через неделю. Я без крови из глаз и поисков вдохновения спокойно и методично написала развесистую игру по Заходеру для младшей школы (в моей трудовой написано "педагог-организатор").

Самое неприятное в моей работе — аттестации раз в пять лет. Собирать достижения в толстенную папку отчаянно скучно. Папка была полностью готова за 30 дней до дедлайна. А вам слабо?

Летом я обычно расслабляюсь и перестаю следить за списком. Несколько раз пришлось за это поплатиться — пропустила важное.

как победить прокрастинацию

Как делать творческую работу, если не хватает времени и вдохновения

Через год после первого знакомства с методикой я решили переслушать книгу заново (на чтение у меня нет времени, а для аудио есть машина и собака). Я поняла, что полностью оседлала всю рутину, но очень важные и полезные методы организации творческой работы (а у меня именно такая) при первом прочтении пропустила, потому что была не в состоянии воспринять. Их там великое множество, и я не берусь все пересказывать.

Что взлетело у меня.

1. Инкубатор идей, об этом есть глава в книге, а в видео-лекциях вроде бы нет. Мне это оказалось очень важным. Раньше я отбрасывала тысячи полезных идей только потому, что сразу не знала, как их оформить окончательно, а места для хранения недоделанных идей у меня не было (звучит довольно сектантски это "раньше я", но ничего не могу поделать с этим).

2. Метод волшебной феи. Вещь из серии "такая простая штука не может быть полезна в моей сложной ситуации". Представьте себе, что ваш проект уже готов - во всей его красе и со всеми бонусами, которые вы от этого получите. А теперь вообразите, что волшебная фея подарит вам сегодня 20 минут на то, чтобы приблизиться к завершению проекта. Что вы сделаете?

3. "Что будет, если проект вообще не будет реализован?". Опасение, что я не смогу сделать как надо, выжирало тонны моих нервных клеток. Мне понадобился Дорофеев, чтобы осознать, что я в принципе могу сделать как-нибудь, и от этого земля не налетит на небесную ось, а хорошо я делаю для собственной же радости.

4. Мозговой штурм можно устраивать не только в компании, но и в отдельно взятой голове. Я честно сидела час с листами бумаги и дурацкими вопросами из листа бредогенерации и получила на выходе три страницы идей и идеек.

5. Работай помидорами. Все просто - включи таймер на 25 минут и не отвлекайся. Я отдельно планирую, что буду в эти 25 минут делать, а отдельно нахожу 25 минут. Плохо получается, надо улучшить. Идея не дорофеевская, он вообще мало что придумал сам, а очень талантливо скомпилировал. На всех авторов он добросовестно ссылается, а я, конечно, не помню.

6. И шуточно названный, но очень важный "метод осознанного рукожопия как средство достижения целей". В чем суть. Предположим, что у вас есть две задачи. Одна "красная" - если ее не сделать, будет плохо. Если сделать как-то - плохо не будет. Если сделать идеально - ну ок, молодец.

Вторая "зеленая" - если ее не делать, ничего не будет. Если сделать хорошо - будет хорошо. Если сделать отлично - будет отлично.

Перфекционисты тратят время на задачи первого вида, годами откладывая то, что доставляет радость и приближает к успеху (пробовать новое и т.п.).

Принцип осознанного рукожопия предлагает быстро сделать первые задачи как-нибудь и заняться вторыми. Осознанного! Это вовсе не значит, что всё надо делать тяп-ляп. Выборочно!

Дело в том, что Дорофеев не предлагает рецепта "как успеть больше". Наоборот, цель — освободить время для отдыха, творчества, семьи. Если вы хорошо и продуктивно потрудились, не стоит себя поощрять еще большей порцией работы. Вспомните собственные мечты, разложите их на понятные шаги и добавьте в список задач!

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Как я перестала забывать о делах и почти победила прокрастинацию"

Вы не авторизованы.

Интересно, что за три работы, ни на одной (!) из которых не пользовались ежедневником/планировщиком? :))) Правда интересно. Ну и как надо старательно ничего не читать и не слушать, чтобы сохранить такую чудесную уверенность в том, что записывают только бабушки в маразме? :)
...о том, что куча людей умеют перепутывать время и вокзалы, даже имея всего одну задачу, даже упоминать не хочется. то есть либо ты имеешь талант мастера-путанника, либо ты если что-то и перепутал, то это было раз в жизни и рассказывается как анекдот. Ну и главное: при всей прелести полных записей, не забываем, что главное — не забыть прочесть это богатство! А записывая каждое действие, нужно либо читать весь день на пролет, либо вспомнить (!!!) что ты что-то забыл и обратиться к записям :) 
В общем, записывать дела — явление нормальное для многих, никакого вау в этом нет. Могу предположить, что одна из работ автора как раз связана с написанием статей?
2020-09-09, УникаЛьнаЯ
Ладно, я другая, остановимся на этом. Я лучше сделаю тридцать дел в коляске, чем одно без. И намного лучше себя буду чувствовать.
Что касается примеров, приведу один. Знакомая, ходит как раз "немножко". С падениями и т.п. Но спокойно села в коляску (для дома одна, для улицы другая) и делает все домашние дела. В прошлом классный сельский ветеринар, но сейчас у нее полностью отказала одна рука и частично отказала вторая. Выезжает и консультирует на месте. У неё семья, двое детей. Муж работает вахтами. Она ведёт весь дом, повторюсь - с готовкой, уборкой, стиркой и т.п. Если бы она заморочилась и решила, что коляска это признак немощи, интересно, кто бы за нее делал все дела.
Жизнь полосатая, чего только не бывает. Чтобы продолжать жить, можно и нужно пользоваться теми "костылями", которые предлагает современный прогресс, а не копаться в богатом внутреннем мире. Имхо.
2020-09-09, Солнечный Ветер
Возможно, воспринимают коляску как показатель того, что ты сдался болезни, перешел черту, после которой назад пути не будет. Люди боятся перемен, тем более перемен собственного статуса к худшему. Многие еще верят, что "сяду в коляску - перестану ходить, будет хуже", "надену очки - уже не сниму, зрение будет быстрее ухудшаться" и т.д. Имхо, просто страх перемен, вполне нормальный.

Но в статье-то пример с записями, а они никак не вписываются в эту картину, ибо дневники мы все вели так или иначе и записи делали, и будильник заводили. и прочее и прочее. Откуда _там_ такой барьер - не представляю совсем.
2020-09-09, УникаЛьнаЯ
Это я в курсе. Каждый день слышу, как коллега по два часа в рабочее время разыскивает домашнее задание своего сына, которое учителя не записали вовремя в эл журнал. Мальчик во втором классе, но у них почему-то не один учитель, а несколько. Математику одна ведет, русский и чтение другая, окружающий мир - третья, ну еще всякие по рисованию, пению и тд. Так вот математичка во время задания пишет, а остальные ближе к ночи. Не раньше семи вечера. Так эта моя коллега раздобыла телефоны всех учителей и долбит их по вотсапу, чтобы лично ей домашку скинули. А она эту домашку в чат класса размещает для всех.
2020-09-09, Ольга*
мои условия? да они были простые: нельзя ни повернуться на бок, ни сесть, ни встать, ни унести никуда, просто месяц лежать на спине.
потому что нога от бедра до пятки была жестко примотана к стоящей на кровати конструкции, приподнимающей ногу, а в пятке сквозь кость просверлена дырка, вставлен стержень, к стержню подвешена гирька. это называлось "вытяжка", чтобы правильно зафиксировать переломанные кости, чтобы костная мозоль начала образовываться.
после месяца такого лежания уже была радость, загипсовали еще на месяц, но хоть от кровати отвязали и можно было скакать на костыликах)
2020-09-09, ТочкаNET
Уникум! Жаль, таких немного в среднем по популяции.
Хотя мой дед, всю жизнь проработавший на заводе рабочим, в 70+ помнил все дни рождения, дни свадьбы и прочие даты _всех_ родственников и мог легко припомнить, какая погода была в первую неделю сентября (или в какую-то конкретную дату) любое количество лет назад. Особенность памяти, видимо.

А начальники нынче все больше на ассистентов полагаются. При этом сами может и обладают хорошей памятью, но планированием занимаются таки ассистенты, они же и на звонки отвечают и почту чаще всего разбирают.
2020-09-09, УникаЛьнаЯ
Ну я не видимо не про столь больших начальников имею в виду

у меня есть старинный приятель, Академик, директор института, Он помнит ВСЕ, включая даты рождения друзей, имена родственников коллег по работе и места их дач :))
Никто за ним ничего и никогда не записывал. Иногда он сам напоминает подчиненным о том, что они должны делать

Наш директор тоже сам следит за своими делами, секретарше выдает конкретные поручения

Но у меня небольшой опыт общения с начальниками. Возможно, что это исключения
2020-09-09, Степная кошка
Поделитесь:

09.09.2020
Обновлено 09.09.2020
Близкие по теме статьи
"Доктор Хаус": одна серия и 6 ошибок
Врач комментирует медицинские неточности в популярном сериале
А вам трудно осваивать новые навыки?
А вам трудно осваивать новые навыки?
Как доводить умения до автоматизма, если вы – взрослый?
Как я перестала тратить время на стирку – и написала книгу
Как я перестала тратить время на стирку – и написала книгу
Как выкроить время для важных дел, если вы работаете дома
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!