Энергичная бабушка из России приехала к детям в Японию. Внучке скоро 6 лет, внуку нет еще года. Чем бабушка способна помочь молодой семье — и как не навредить? Продолжение истории.
При встрече с внуками тебя ждет не одно удивительное открытие, а целое множество. Про некоторые личные мои «озарения» я уже говорила. Про самую трудную в мире женскую работу — растить детей. Про жизнь в памперсах до поступления в школу. Теперь — история про титю (читай — грудное вскармливание) и совместный сон.
Грудное вскармливание по часам и сон в кроватке
Как оно было в наше время? Закон номер один гласил: ребенка надо кормить грудью строго по часам, с перерывом на ночной сон (во время которого допускается один докорм). Закон номер два: ребенок, засыпая самостоятельно, спит до утра в своей кроватке.
Нарушишь законы — пеняй на себя, последствия будут ужасны, не расхлебаешь! Ребенка ждут напасти, и самая безобидная — это проблемы пищеварения. И так вплоть до морального уродства избалованного дитятки и — Боже, упаси взять к себе в постель! — до его трагической гибели под боком спящей мамаши.
Страшилки, надо сказать, работали. Во всяком случае, на меня, тогда молодую мать, они действовали магически. Я следовала Закону номер один и Закону номер два слепо и неукоснительно. Первый мой ребенок, старший сын Сашка, на свое счастье, особого сопротивления не оказывал. Мирно засыпал в кроватке. Ел, ну, почти по часам.
Со вторым — Яшкой, родившимся через пять с половиной лет, я хлебнула по полной. В отличие от брата, он решительно не хотел ни есть по часам, ни самостоятельно засыпать.
Скажу так: если когда-нибудь на Страшном суде с меня потребуют отчета о совершенных мною смертных грехах, то в первых строчках этого списка будут мои старания приучить маленького Яшку есть по часам и спать в кроватке.
Я уже долго живу на свете. И знаю, какие они, страшные минуты. Вот с Яшкой и были такие минуты. Он орал в своей кроватке. Мокрый, обкаканный, сбив в ком простынку, засыпал в изнеможении на голой клеенке. А я, дождавшись тишины, заходила к нему, как зомби, с пустыми глазницами, поскольку слез уже не было, и прибирала его, заснувшего в своем малышовом несчастье, и гладила, и целовала...
Прости меня, Яшка... Ты сейчас молодой и сильный. А я качусь с ярмарки, вполне сознавая свой смертный грех. Прости, сынок...
Как теперь кормят грудью?
Сегодня с младенцами обходятся иначе. Ребенок плохо спит один в кроватке — родители, недолго думая, берут его к себе. Требует титю — дают, сколько бы раз и с какой частотой ни попросил.
Наш маленький Мишка от рождения спит беспокойно. Его папа, мой сын Саша даже поставил в свой телефон компьютерную программу, фиксирующую глубину сна. О, чудеса современных технологий! «Вот, смотри, — говорит сын, — здесь я сплю с ними в комнате, а здесь — один, когда ухожу вниз, на первый этаж, отоспаться».
Два графика: первый — частокол пик и впадин, второй — вертикаль засыпания, горизонталь глубокого сна, вертикаль пробуждения.
Какой из этого следует вывод? Титя по первому требованию и сон рядом с мамой не обеспечивают ни малышу, ни взрослым полноценного сна. Значит — включает активность неравнодушная бабушка — надо что-то с этим делать, надо что-то изменить.
Ребенок просит титю десятки раз за сутки — просто так, не от голода, а для настроения? Не давать! Призвать баловня-грудничка к порядку! Нормализовать процесс прикладывания к груди! Ведь почему Мишка беспокойно спит, то и дело просыпаясь в ночи? Потому что вспоминает о тите, она необходима ему в режиме «нон-стоп», как заядлому курильщику сигарета.
И еще, раз уж назрела такая «оптимизация», рассуждает про себя активная бабушка, можно попробовать поукладывать малыша в его кроватку. Авось, поможет...
В общем, всё это бродит и булькает где-то в глубине души отдельно взятой бабули. И грозит «сбежать» раздражением, как сбегает тесто из квашни. Ну, посудите сами, люди добрые! Малыш висит на тите всегда и везде: дома, в машине, в магазине, в спортзале, в парке, в общественном туалете... У него — ну, что за ерунда! — титя вместо соски. Когда ее нет, ребенок ее ищет, не спит, беспокоится... Не высыпается сам, не высыпаются родители... Надо менять ситуацию!
Стоп. Не надо.
Ребенок плохо спит, родители не высыпаются. Что делать бабушке?
Хорошо, если бабушка, прежде чем взорваться, догадается переварить эту гремучую смесь внутри себя. И на всякий случай заглянуть в интернет. А вдруг со времен ее молодости в жизни что-то слегка изменилось?
О, так и есть! Современные мамы и их «маяки» вроде доктора Комаровского так и пишут: кормить всегда, кормить везде, до двух десятков раз за сутки, по первому зову, по требованию, дабы малыш чувствовал сытость и душевный комфорт.
И мамы следуют этим курсом, не «грузясь» и не «парясь». Или делают вид? Ведь тот же Комаровский пишет, что при режиме «ночь под боком у мамы» и «титя нон-стоп» о полноценном сне детей и их родителей и речи быть не может.
Стало быть, надо бы поискать золотую середину. Но в доме всё остается как есть. Тут важно заметить, что не в вашем доме, а в доме ваших детей. Значит, говорю себе, никакой инициативы, никаких мудрых советов, во всяком случае, до тех пор, пока у вас их не попросят. Ну и говорю себе: бабушка, знай свой шесток, всё, что могла, ты уже совершила. Пусть сами борются со своим недосыпом.
А вот где ваша инициатива точно будет приветствоваться, так это в утренние часы, когда не надо идти на работу и когда родителям, понятно, очень хочется поспать, а малыш-то уже проснулся и назад, в сон, пока явно не собирается.
Услышать, как он бодрствует, заглянуть к ним в спальню (тот самый случай, когда молодые скажут вам за это искреннее спасибо) и забрать малыша к себе повозиться, понянчиться. Снять пудовый ночной памперс, помыть попку, завлечь какой-нибудь игрухой, ложкой-поварежкой-сковородкой, да чем угодно, лишь бы интересным и безопасным, подкормить «для куража» чем-то разрешенным мамой, опять поиграть... А там и «Красная Армия подойдет»: проснутся родители и, уже отдохнувшие, продолжат растить юное поколение согласно собственным представлениям.
Итак, радость открытий. Если б не внуки и мой статус бабушки, да разве бы узнала я о новых революционных подходах к кормлению и сну младенцев и к приучению ребенка к горшку?
А еще главнее тить и горшков — узнавание себя и разумное смирение в кругу молодой семьи. Пусть будет круг, а не квадрат, не треугольник или какая-либо другая фигура с острыми (или тупыми, что скорее) углами.
Копилка бабушкиных радостей: не забывать перетряхивать
Главные чудеса происходят не где-то, не за горами-долами, за кипучими морями. Они — здесь, они — рядом с тобой.
У малыша вылез первый зуб. За ним второй, третий, четвертый... Еще вчера был беззубый, а сегодня больно укусил за руку. Пробует на зуб буквально все, что доступно: игрушки, книжки, вас... Чудо!
Или вот он первый раз оторвался от опоры и, забыв привычно приземлиться на попку, простоял столбиком целых три секунды. Сам, понимаете? Сам!
А вот Даша — поет новую песенку, ту, что вы ей нашли в интернете и вместе с ней полюбили. Вы идете по улице, держась за руки, и весело поете дуэтом. Вам радостно. Это и с вашей помощью произошло чудесное превращение внучки-колючки в самую нежную, самую любимую девочку на свете.
Или вот вы всей семьей едете на пляж, всей кучей барахтаетесь в море. И Дашка, смело сняв нарукавники-надувашки, плывет с вами на глубину — еще не сама, еще держась за вас... А потом вы поворачиваете назад, снова вместе барахтаетесь в волнах. И ее, замерзшую, накупавшуюся, как когда-то и вас в далеком детстве, невозможно уговорить выйти из воды, чтоб погреться...
Первый зуб. Первый шаг. Обнимашки. Смешная книжка — так хорошо вместе посмеяться! А перед сном вас тихо так попросят: «Бабушка, посиди, погладь... Ага, по спинке, теперь по ножке...». И вы гладите, пришепетывая что-то ласковое, нежное, и под внучкино засыпание весь мир — от ее спальни до звезд — становится уютным, как медвежонок Винни-Пух.
Повседневные чудеса. Они обязательно происходят, когда вы гостите у внуков. И ваша задача — их, эти чудеса, обязательно заметить. Запомнить. Аккуратно положить в копилку бабушкиных радостей. Периодически доставать оттуда, «перетряхивать» богатство, особенно когда опять проблемы, опять вы в растерянности и тупике, а терпеливо отстроенная идиллия «бабушка-внуки» опять летит в тартарары.
Как уложить ребенка спать без родителей
Я уже писала: у меня что ни день, то «проверка на вшивость» (читай, на мудрость, терпение, умение верно отреагировать). Так что идиллия, как карточный домик: каждый раз приходится строить заново, буквально с нуля.
Вечер. Отпускаем родителей в кино. Остаемся в доме втроем — я и два малыша. Играем в «Поход». Строим «палатку», разводим «костер», поем туристские песни, подтираем сопли, меняем памперс...
Подходит время ложиться спать. Даша укладывается, но через пять минут возникает в дверях:
— Бабушка, я не хочу спать!
— А ты полежи, глазки закрой, и сон придет.
— Нет, не придет! — в голосе слезы. — Я боюсь!
— Чего?! В комнате у тебя ночничок. Мы с Мишкой рядом. Чего ты боишься?
— Я без мамы и папы боюсь. Их нет в доме!.. Я люблю, чтоб меня мама или папа укладывали!..
Слезы превращаются в плач, за которым Даша не слышит, что я пытаюсь сказать. Уговоры бесполезны. Что ж, попробую использовать другой «жанр». «Ну, — говорю, — тогда есть предложение. Заходи, садись, жди родителей». — «Нет! Хочу, чтоб они сейчас пришли!».
Тут пошла цепная реакция. У меня на руках начинает хныкать малыш.
— Ладно, — стараюсь не волноваться, — тогда давай я позвоню по телефону маме или папе, и ты им сама скажешь, чтоб они не смотрели кино, а срочно ехали домой. Так?
— Нет! Не надо!
— Ну, у нас сейчас три варианта. Первый — сидеть и ждать. Второй — позвонить и приказать родителям срочно приехать домой. И третий...
Внучка, шмыгая носом:
— Пойти спать.
— Что выбираешь?
— Пойти спать.
Идем втроем в ее спальню. Она укладывается под мои клятвенные обещания сказать родителям, чтобы, вернувшись, непременно к ней заглянули и поцеловали. Целую ее, глажу. Мишка, слава Богу, в этот ответственный момент не подкачал — был тих и задумчив. Уходим. Дашуля, наконец, засыпает.
Я тогда поймала ощущение, что все сделала верно. И отправила его в копилку бабушкиных радостей и маленьких побед. Всегда бы так! Ох, если бы... Мой опыт говорит о том, что природные явления под названием «дети» и «внуки» состоят, как правило, из вопросов без ответов.