Увидев трехлетнего наследника английского престола принца Джорджа в гольфах на Рождество, российские мамы очень удивились. Но почти так же удивляются мамы американские или английские, когда видят наших детей в мае в шапках. О том, какие особенности ухода за детьми сильнее всего отличают наших мам от ненаших, в книге "Shapka, babushka, kefir. Как воспитывают детей в России" рассказывает Таня Майер. Она выросла в Америке, работала и растила сына в Москве 10 лет назад, затем двух дочерей — в Лондоне, а теперь живет в Австрии. Хорошо представляет себе нюансы воспитания детей по ту и эту сторону океана — и ничему уже не удивляется.
Прогулки с ребенком: чисто русский ритуал
Первые полгода своей жизни средний российский ребенок очень много времени проводит в коляске — чаще всего именно на улице и проходит его дневной сон, причем в любое время года. Российские мамы могут спокойно относиться к режиму кормления или сна, но есть одно, общее для всех непреложное правило — ребенок должен гулять! И в идеале — два раза в день. Считается, что прогулки на относительно свежем городском воздухе укрепляют иммунитет и делают ребенка сильнее. С самого рождения и до школы прогулка — неотъемлемая часть дня.
Когда я жила в Москве, мой ребенок, как и все остальные московские младенцы, гулял во время сна. Няня вывозила его на утреннюю прогулку, потом на послеобеденную прогулку, а летом он иногда гулял три раза: теплыми вечерами я приходила с работы, отпускала няню и, положив сына в коляску, отправлялась в кафе, чтобы посидеть на веранде с друзьями, пока он спит среди «зелени». К этому моменту я совершенно не могла понять, как ребенок может спать не на улице.
В Лондоне мамы тоже гуляют с колясками — по оживленной Хай-стрит Кенсингтон, заглядывая во все магазины. У меня есть подозрение, что моя младшая больше времени провела, посапывая в коляске, в супермаркетах Waitrose, чем в парке. Хотя, когда я только приехала в Лондон, то, как хорошая московская мама, сразу побежала искать детскую площадку.
Через пару недель я поняла, что на площадке мерзну только я и несколько русских нянь, а лондонские дошкольники проводят время на всяких занятиях или дома. В России же площадка — главное место встречи детей и нянь, со своими правилами, часто первое и главное место социализации детей от полутора до пяти лет. Тем не менее обе мои младшие дочки по российской традиции до полугода спали на улице — ежедневные прогулки по Кенсингтонским садам шли на пользу и мне, и им.
Нет ничего удивительного в том, что дети лучше спят на свежем воздухе, но на Западе мамам почему-то редко приходит в голову сделать прогулку ритуалом. Трудности со сном обсуждаются постоянно, но никто не будет спрашивать американку, почему она не ходит с ребенком гулять: считается совершенно нормальным, особенно если в доме есть и старшие дети, что малыш может весь день провести внутри, за исключением, может, пары поездок на машине в магазин, если семья живет в пригороде.
Шапка и колготки: носят только русские
Учитывая специфику российского климата и тот факт, что гулять положено вплоть до минус двадцати, к одеванию детей и младенцев в России относятся очень серьезно. Главный предмет гардероба — это шапка. И не только зимой. На каждый сезон у русского ребенка есть по отдельной шапке.
Зимой она шерстяная, огромная, с завязками на подбородке и часто с помпоном (причем и у мальчиков, и у девочек). Весной и осенью надевают шапку поменьше и полегче, иногда она даже сделана из хлопка, а не из шерсти. И как бы ни было тепло или солнечно, шапка всегда остается на голове — потому что может «просквозить» (еще одно чисто российское понятие). Летом, конечно, шапка тоже совершенно необходима, но теперь в виде панамы или банданы, чтобы не «напекло».
Шапка — это святое. Если вы выведете ребенка на прогулку без соответствующего сезону головного убора, вам обязательно сделают замечание. Мой двухлетний сын, переехав в Лондон, наотрез отказывался выходить из дома без шапки, в результате мне пришлось отправиться в Gap и приобрести ему кепку. Когда он пошел в школу, его очень обрадовало, что в форму входит в том числе лиловая шляпа в стиле Гарри Поттера.
Еще один важный предмет гардероба — колготки. В России их носят все дети — и мальчики, и девочки. На самом деле это очень удобно.
Я помню, как привезла сыну из Нью-Йорка очень красивый пуховый комбинезон (единственно возможная одежда московской зимой) и обнаружила, что ни в джинсах, ни в вельветовых штанах он туда не влезает. Но мои няни легко исправили ситуацию, велев мне купить колготки, потому что, как оказалось, ребенок в свитере и колготках прекрасно помещается в комбинезон. И ползать в них тоже очень удобно. Так что все красивые штанишки пылились в шкафу, а сын, как и все прочие российские младенцы, целыми днями щеголял в боди и колготках.
Через несколько лет мне снова пришлось вспомнить о колготках. Сын пошел в лондонскую школу, где ему вручили очень красивую форму. С традиционными шортами вместо брюк, которые положено носить с длинными — до колена — носками.
Зима выдалась очень холодной, и у меня сердце кровью обливалось, когда я видела его голые ноги. Я пожаловалась своей русской подруге, и она спокойно предложила мне пойти и купить сыну колготки: «Мой ходит в колготках под шортами с начала холодов, и до сих пор никто ничего не заметил».
Сначала я сомневалась, боялась, что его будут дразнить, но когда градусник в очередной раз показал минусовую температуру, купила в отделе для девочек толстые серые колготки. А сыну велела, если спросят (в расписании был бассейн), почему он так одет, сказать, что все русские так ходят, потому что иначе можно заболеть.
Я, конечно, очень уважительно отношусь к традициям и всему истинно британскому, но все же идея, что ребенку надо дорасти до восьми лет, чтобы надеть «длинные брюки», кажется мне совершенно абсурдной. Особенно зимой!
Почему российские мамы выбирают японские подгузники
Еще одна особенность первого года жизни сегодняшнего российского младенца — японские подгузники (или памперсы — в России так называют подгузники любой марки). Когда мы с сыном жили в Москве, выбор был невелик — Pampers, Huggies и несколько европейских брендов. Подгузники были импортными и довольно дорогими, но они были везде.
Я никогда особо не размышляла над брендом — сначала это были Huggies, а потом Pampers. В Лондоне о японских марках никто не думал — мы все заказывали Pampers с доставкой, ну кроме приверженцев тканевых подгузников, к которым я никогда не относилась.
А недавно я обнаружила в нашей фейсбук-группе, что мамы активно обсуждают возможность покупки японских памперсов на Кипре во время отдыха. Я очень удивилась — что в них такого особенного? Оказалось, что все эти Merries, Moony и Goon с очаровательными японскими малышами на упаковках вроде как гораздо нежнее к коже и к тому же с индикатором наполнения. Московские мамы рассказывали мне, что японские подгузники мягче, лучше «дышат» и вообще отличаются очень высоким качеством.
Российские мамы помешаны на всем «здоровом», так что нет ничего удивительного в том, что они готовы заплатить больше за подгузники, в которых младенческая кожа дышит. И это при том, что сами они в большинстве своем выросли на марлевых — в СССР никаких одноразовых подгузников не было, они появились только в 1990‑х годах.
Моя мама рассказывала, как здорово было в 1978 году — к рождению моей сестры изобрели памперсы, а мне, родившейся в 1976-м, приходилось заказывать тканевые подгузники. Я покупала Pampers, потому что мама покупала Pampers. Купить пачку подгузников с иероглифами мне бы в голову не пришло.
Судя по всему, японские подгузники можно купить только в Японии, на Тайване и в России. Я думаю, что дело не в том, насколько японские подгузники лучше (или хуже), чем обычные бренды, а в том, что российские мамы готовы экспериментировать и ровно так же готовы экспериментировать магазины. В Америке или Англии новый бренд никогда не попадет на рынок без одобрения гигантов торговли вроде Wal-Mart или Tesco. В России система ритейла еще довольно фрагментирована, что создает возможности для продавцов.