Учиться за границей — первый шаг для того, чтобы найти работу за границей, так часто рассуждают наши соотечественники. Однако Ксения Соломатина, автор книги "Умная заграница" и одноименного проекта убеждена: начинать надо именно с работы, определяться с профессиональными интересами и искать компанию, в которой хотелось бы работать — а уже потом идти получать образование, которого не хватает. Как же найти работу мечты?
Выбирайте босса, а не компанию
Конечно, важны масштабы и стабильность компании, но работать вы будете именно с ним. Смотрите на следующие "показатели".
Как босс относится к своему делу? Как говорит о том, чем занимается? Какие вы испытываете чувства и эмоции, слушая его рассказ?
Как он ведет себя на деловых переговорах?
Как одевается? Есть ли у него чувство стиля? Это один из самых спорных и субъективных факторов, но, поверьте, рано или поздно он даст о себе знать.
Сколько раз в году он путешествует? Человек, который весь год проводит на одном месте, вряд ли умеет мыслить широко, и это неизбежно отражается на его компании.
Посещает ли театры, выставки, премьеры?
Как он говорит и пишет? Общий уровень грамотности — чрезвычайно важная деталь. Меня всегда восхищали люди с правильной речью. Неважно, на каком языке. Почему-то именно такие люди часто добиваются успеха в деле, и у них есть чему поучиться.
Как ведет себя с официантами, таксистами? Если хамит им, то и вас ценить не будет.
Важны ли для него семейные ценности? Порядочный человек порядочен во всем.
Платит ли налоги? Способы оптимизации бывают разными, но готовность платить налоги указывает на способность человека отдавать часть денег для всеобщего блага.
Как проводит свободное время (если оно у него есть)?
Внимательно изучите историю профессионального становления своего будущего босса. Как он начинал, как преодолевал трудности (а они, конечно же, были)? Как расставался с людьми (именно расставался, ведь пока все хорошо, никто ни с кем не ругается)? Как договаривался с партнерами и выходил из конфликтных ситуаций? Говорил ли в публикациях о своей команде или все успехи приписывал только себе? Какие цели ставил, на какой масштаб рассчитывал?
Миссия компании — это не пустые слова
Многие соискатели часто считают ее формальной деталью или, наоборот, воспринимают как попытку компании продемонстрировать свое величие, когда такового нет. Но если миссия действительно оформлена, то по ней вы сможете понять, сработаетесь или нет.
Сами для себя ответьте на вопрос, что из ниже перечисленного для вас важнее:
- хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;
- возможность выбора графика работы;
- участие в принятии решений и демонстрация своих профессиональных достоинств;
- возможность совершенствоваться и расти как личность.
Это разные мотивации, и, как правило, компания ориентируется на одну из них, подбирая сотрудников с соответствующими целями. Именно по миссии компании вы определите, будет ли ваша мотивация реализована и стоит ли вообще начинать сотрудничество с этой компанией.
Действительно важные навыки
Технические навыки — не главное. То есть знание программ, владение языками, базовые законы и принципы — в общем, те основы профессии, которые позволяют вам делать свое дело, ключевыми для продвижения по службе не являются.
Что действительно позволит вам подниматься по карьерной лестнице, так это:
- управление людьми;
- выстраивание процессов;
- умение работать в команде.
Очевидно, что топом вы станете не сразу. Так что какое-то время нужно будет одновременно и руководить проектом, то есть быстро понимать, чего от вас хотят, и планировать задания и дедлайны (для себя и других сотрудников). Именно ваша способность организовывать процессы и людей будет влиять на карьерный рост.
Настоящее образование — после вуза
С этим пунктом нашим соотечественникам приходится сложнее всего. Уж очень укоренилась в сознании парадигма "школа — институт — работа", и, к сожалению, лишь немногие начинают работать во время учебы. А уж о том, чтобы задуматься о выборе профессии в средних или младших классах школы, даже речи не идет.
В итоге люди подходят к пятому курсу без профессионального опыта и получают дипломы, которые объективно никому не нужны. А потом раздаются стенания: "Ой, какие нехорошие эти работодатели! Требуют опыт работы и какие-то там кейсы. Но я же учился!".
А теперь представьте, насколько было бы проще озаботиться этой самой практикой еще в школе и хотя бы попробовать себя в профессии. Ведь можно съездить на летнюю школу, конференцию или другое профильное мероприятие, чтобы понять, подходит вам выбранное направление или нет. Стать волонтером, в конце концов! А затем помочь в лаборатории, например. Или пройти стажировку в компании, в которой есть желание работать в дальнейшем.
В такой ситуации выбор вуза был бы намного осознаннее, правда? Вы бы уже понимали, какие именно знания вам нужны и для чего. Не пришлось бы слушать маму или бабушку, которые с высоты своего жизненного опыта обычно советуют "экономический или юридический, потому что это престижно, да и без работы не останешься".
Знания уже давно не в вузах — они в сообществах. Но если вы очень хотите учиться, то помните: сначала надо поработать, упереться в потолок и только потом идти в вуз за конкретными знаниями к конкретным преподавателям.
Ищите "третью дверь"
Очень часто типовые решения не работают. Почти у каждой компании на сайте есть раздел "We hire" или "Carreer with us", посвященный рекрутингу. Как правило, там размещено типовое объявление вроде "Мы ищем таланты, отправляйте свое резюме сюда".
Да, у вас действительно примут заявку и ответят: "Мы свяжется с вами, как только у нас появится вакансия для вас". Но так ли часто это происходит? Конечно же, нет. Поэтому мы и советуем общаться как можно больше. Ведь только посредством личного общения вы сможете действительно установить полезные контакты и избежать стандартных сценариев.
Простые способы достучаться до HR или вашего будущего руководителя:
- найти их в Facebook или на LinkedIn и тщательно изучить профили (чем увлекаются, какие хобби, как относятся к работе);
- найти точки соприкосновения;
- написать в личные сообщения с предложением своей бескорыстной помощи;
- не бомбить напоминаниями в случае отказа;
- начать параллельно выстраивать отношения в профессиональных сообществах;
- просить совета;
- через 2–3 месяца вернуться к этому вопросу;
- стараться подружиться на почве общего дела, а это возможно только при вашем искреннем увлечении той профессией, которой вы занимаетесь.