В семье ученика начальной школы Феди Забывакина — довольно идеальные условия: он один у мамы с папой, а дома всегда есть бабушка, которая накормит обедом. Мальчик сам ходит на кружки и секции и делает домашние задания — можно только позавидовать. Но Федя только осваивает умение планировать свои дела, поэтому время от времени допускает ошибки. На них и предлагает учиться все успевать автор книги «Тайм-менеджмент для школьника».
Совершенно неожиданно и совсем не вовремя на Федю свалилось огромное количество дел. Выяснилось, что приближается юбилей школы и учителя решили провести большой концерт с участием всех классов. Федины одноклассники должны были на концерте декламировать стихи, петь и танцевать, а ему самому дали выучить целых два стихотворения.
В то же время на уроке информатики они приступили к работе над проектом. Феде досталась роль журналиста: ему поручили подготовить репортаж о концерте известного исполнителя или группы и написать статью в газету. Да не просто написать, а ещё и оформить материал с учётом того, что газета будет цветная.
Разумеется, всё это надо было делать на компьютере. И прежде всего Феде предстояло понять, как вообще пишется и оформляется статья, — выяснить, как делят текст на абзацы, как выбирают шрифты, из каких элементов состоит оформление статьи. И конечно, нужно было как следует разобраться с текстовым редактором MS Word, который Федя, честно говоря, знал не очень хорошо.
В довершение ко всему на следующий день им много задали по русскому языку и математике.
А между тем папа накануне принёс с работы на пару дней DVD с фильмом про жизнь бегемотов, и Феде очень хотелось его посмотреть.
Фёдор уже знал: чтобы все успеть и ничего не забыть, нужно составить план дел на день. Поэтому, придя из школы, он сразу же этим и занялся. План получился таким.
Первыми шли домашние задания по русскому языку и математике, поскольку они были на завтра. Потом Федя решил разобраться с проектом по информатике. Дальше предстояло выучить стихи, поскольку близилась репетиция концерта. После всего этого Федя собирался погулять с Васей Минуткиным, а папин фильм запланировал посмотреть вечером, когда родители вернутся с работы, — вдруг им тоже захочется.
Собственный план Феде очень понравился, и, пообедав, он принялся его выполнять. Феде казалось, что времени у него ещё очень много. Однако, едва сделав задание по русскому, он обнаружил, что пора бежать на английский. Вернувшись домой, он опять сел заниматься. Вскоре с работы пришла мама, а вслед за ней и папа, и Федю позвали ужинать. Он пришёл на кухню расстроенный и озабоченный.
— Не знаю, что делать, — со вздохом признался он. — Составил план, а выполнить его ну совсем не успеваю.
— Давай свой план, дружище, — бодро сказал папа. — Будем разбираться... Ух ты, ну и планище — это же на несколько дней работы!
— Я думал, всё быстро сделаю, — вздохнул Федя.
— А ну-ка попробуем посчитать, — предложил папа. — Смотри, справа у тебя гибкие дела. Рядом с каждым из них сейчас прикинем, сколько времени оно займёт. А кое-что ты уже сделал, поэтому можно даже точно написать, сколько времени ушло. Диктуй, а я писать буду.
— Ну, русский я сделал минут за сорок, — стал вспоминать Федя. — С английского пришёл в полшестого и стал делать математику. Её точно час делал.
— Так, — записывал папа. — Ну и дальше что?
— А дальше я искал в Интернете, как пишется статья и как она оформляется. Как нашёл, так с тех пор и читаю, больше не успел ничего.
— Ага, сейчас у нас семь, а с полседьмого ты ищешь и читаешь, стало быть, полчаса. И сколько тебе ещё читать, по твоим прогнозам?
— Думаю, после ужина ещё минут двадцать точно. Но это же ещё не все, ещё надо узнать про шрифты и абзацы, а после разобраться с «Вордом». А на это часа два уйдёт, не меньше.
— Понятно. А потом ещё стихи, я вижу, учить надо.
— Да нет, папа. Это я только подготовлюсь, а потом саму статью надо писать. Я пока даже и не знаю, сколько это времени займет. Раньше думал, что немного, а теперь мне уже кажется — может, вообще часа три.
— Чудесно, давай так и напишем — три часа, раз точно не знаем. А на стихи ты сколько отведёшь?
— Ну, уж стихи-то я за полчаса постараюсь выучить.
— Прекрасно, пишем 30 минут. Что у тебя дальше в плане?
— Дальше-то всё хорошо: погулять да кино посмотреть.
— Ну и сколько времени ты планировал гулять?
— Ты серьёзно, папа? К тому времени уже ночь настанет.
— Погоди, погоди, мы же просто определяем время на наши дела. Допустим, ты хотел бы погулять часок, а потом кино посмотреть, это где-то часа полтора. Вот и всё: время, которое нам придётся потратить на гибкие дела из правой части плана, мы прикинули. Давай-ка теперь всё это время суммируем. Получается ни много ни мало... ух ты, целых 10 часов 30 минут! Ну а теперь самое интересное: считаем время, которое у нас есть фактически.
— А как мы это узнаем? — удивлённо спросил Федя.
— Очень просто — посмотрев в левую часть плана и подсчитав свободные интервалы времени. Давай считать вместе. Ты пришёл из школы в два часа, так?
— Так.
— Значит, до двух ты нашими делами заниматься никак не мог. Считаем оставшееся время. До английского у нас остаётся два часа, а после него до десяти часов вечера — пять часов. Стало быть, всего семь часов.
— Да быть не может! — ахнул Федя.
— Ну вот, посмотри сам. — Папа передал план с пометками Феде и попросил маму налить чаю.
А Федя стал внимательно изучать то, что получилось.
— Значит, что же выходит, мне не хватает трёх с половиной часов?
— На самом деле тебе не хватает гораздо больше: мы же с тобой не учли время на обед и дорогу на английский и обратно. А это ещё часа полтора. Так что у тебя не семь часов, а семь за вычетом 1 часа 30 минут, то есть 5 часов 30 минут. А вот теперь считай, сколько на самом деле тебе не хватает.
— Получается, мне нужно ещё целых пять часов! — ужаснулся Федя.
— В том, что так произошло, нет ничего страшного, — вмешалась мама. — Просто ты теперь понял, что план должен быть реалистичным. Это означает, что следует включать в него столько дел, сколько ты реально сможешь выполнить, и не более того.
— Но как же мне тогда надо было составить план, если у меня на сегодня так много дел? — с сомнением протянул Федя.
— Давай подумаем, а действительно ли была необходимость выполнять их сегодня все и при этом полностью? — спросила мама.
— Ну, русский с математикой точно надо, их на завтра задали.
— Согласна, оставляем. Ещё что точно нужно?
— Про статью всё узнать, думаю, тоже нужно.
— Я тоже так думаю. Значит, оставляем время на то, чтобы найти и прочитать, как пишется и оформляется статья, и выяснить про шрифты и абзацы. Соответственно, нам понадобится сегодня не два часа, как планировали, а всего час. А завтра мы тоже выделим час на то, чтобы разобраться с «Вордом». И завтра же напишешь саму статью.
А сегодня лучше выучить стихи, вдруг действительно репетицию завтра назначат. Фильм придётся тоже отложить, зато прогулку с Васей откладывать не будем. Более того, я бы прогулку запланировала сразу после английского, пока ещё светло на улице. Или вообще после обеда. Тогда у нас с тобой ещё полчаса свободного времени остаётся, как раз на ужин. Вот, смотри, как было бы правильно спланировать день.
— Ух ты, классно, — восхитился Федя. — А как же мне сегодня быть?
— А сегодня пока идём по плану. Смотри, после ужина, то есть начиная с половины восьмого, ты продолжишь читать. Дочитаешь, это 20 минут, затем узнаешь про шрифты и абзацы, то есть ещё час, и выучишь стихи — 30 минут. Таким образом, на всё это уйдет 1 час 50 минут. Так что выполнять дела сегодня ты закончишь в 21:20. Конечно, с Васей гулять будет поздновато, а вот как ты смотришь на то, чтобы мы всей семьей отправились на полчасика на улицу ― подышать перед сном?
— Супер! — закричал Федя. — Вот бы каждый день так!