Тянуть с уроками до последнего — оставлять домашние задания на поздний вечер, даже на следующее утро — любят многие дети. Самоконтроля порой не хватает не только в начальной школе, но и в средней. В ход идут «самовнушения»: «меня не спросят», «письменного не задавали», «я и так знаю». Как справедливо пишут мамы, обсуждающие проблему «неделания уроков» , пока ребенку самому это не понадобится, ничего не изменится. Но аргумент «не поступишь в институт» для 10-11-летнего — пустой звук. Что же может мотивировать ребенка прямо сейчас?
Школьники ежедневно получают горы домашних заданий, и предполагается, что родители будут помогать их выполнять. Это отнимает массу времени, а если ребенок еще и отказывается делать уроки!..
11-летний Кевин — сообразительный и толковый мальчик. Лучше всего он успевает по математике и физике, а также делает успехи в игре на саксофоне. Понятно, что домашние задания не составляют для него большого труда. Беда в том, что он их не делает. Он старается не садиться за уроки, «выезжает» на своей сообразительности и вообще требует много внимания со стороны родителей.
Вот как они описали обычный вечер рабочего дня. Кевин оттягивал до последнего: играл в видеоигру, смотрел телевизор, перекусывал, болтался по дому, гулял с собакой... Когда родители все же заставили его сесть за стол криками, просьбами и уговорами, он воспользовался первой же возможностью улизнуть.
«Он не страдает гиперактивностью, — сказала мама Кевина. — В других ситуациях он довольно усидчив. Он просто не хочет делать уроки». Родители не знали, как быть. Они посулили Кевину электрогитару, если он будет получать «пятерки», грозили запретить ему играть в баскетбол и кричали: «С такими оценками ты никогда не поступишь в колледж! Ты просто нас убиваешь!».
Что ж, картина ясна: Кевин не садится за уроки, а если занимается, то не более 10 минут. Вместе с тем мы знаем, какое желательное поведение хотим увидеть: садиться за стол и выполнять задания в течение, скажем, 30 минут. Конечно, уроки требуют больше времени, но мы начнем с этого временного интервала.
Если, например, он никогда не садился за уроки, то мы бы начали с 0 минут — это была бы наша отправная точка. В этом случае 30 минут было бы много. Мы начали бы с 10, а потом постепенно увеличили время до 30 минут. Помните наше основное правило? Начинать с той позиции, на которой ребенок находится. Мы иногда думаем, что он просто знает, но не делает, и хотим начать с этого места — это ошибка.
(Я знаю, что другие 11-летние дети сидят за уроками часами и выполняют все задания. Я понимаю, что вы чувствуете — вы обращаетесь с Кевином, словно с младенцем. Но это необходимо, если вы хотите решить проблему.) Нам сейчас не очень принципиально, сколько именно минут он будет сидеть за уроками.
Посмотрим, какие предопределяющие условия играют важную роль. Это те предшественники, которые «готовят почву» для желательного поведения, делают его более вероятным. Хороший вариант — придумать ритуал для того момента, когда Кевин приходит из школы. Дадим ему немного времени, чтобы успокоиться и перестроиться после учебы, период «свободного плавания». Затем назначим время для начала выполнения заданий, скажем, 4 часа. Оно должно быть одно и то же каждый день.
Начинаем с четкой, ясной подсказки: «Кевин, пора за уроки». Нужно определить не только постоянное время, но и постоянное место для работы. Письменный стол лучше, чем кухонный, потому что последний — предопределяющее условие для другого вида поведения. И еще: вы лишаете ребенка возможности тратить время на игры и телевизор вместо уроков. Это тоже немного облегчает нашу задачу.
В результате вам нужно контролировать его занятия и убедиться, что он приступил к урокам. Поэтому в первые несколько дней, помимо подсказки, добавляйте: «Я помогу тебе». Вам придется пару дней сидеть с ним. Не старайтесь выполнить работу за него. Ваша задача — поощрять его заниматься и хвалить за малейшие успехи. Но не слишком эмоционально: «Кевин, ты отлично справился с математикой. Молодец, что ты сидишь и занимаешься. Видишь, ты почти закончил». Иначе говоря, хвалите за успех в процессе работы (вместо того чтобы говорить, какой он умный), ведь именно работу вы хотите увидеть. И не забывайте о ласке — похлопать по плечу и т.д. Это усиливает поощрение.
Через несколько дней начинайте самоустраняться. Сначала выходите из комнаты — приготовить ужин, позвонить — и потом возвращайтесь. Обязательно хвалите за то, что в ваше отсутствие мальчик сидит и занимается, старайтесь «подловить» его на желательном поведении. Вы можете особо выделить начало и окончание занятий. Например, вначале сказать так: «Кевин, пора за уроки. Начинай, а я приду через несколько минут». Приходите сначала через 5 минут, потом через 10 и т.д. Если он не может начать сам, садитесь вместе с ним, потом уходите — за 5 минут до окончания времени, потом за 10.
Выберите путь наименьшего сопротивления. То есть начните с того, что он может делать: сложно сесть — начинайте вместе; сложно сосредоточиться на выполнении заданий — помогайте в процессе выполнения.
В этом случае таблица достижений будет очень простой: по очку за каждые 10 минут непрерывной работы. Значит, 2 очка за 20 минут, 3 — за 30 и т. д. Ставьте очки в таблице и хвалите в процессе работы — сначала каждые 10 минут, если Кевин их заработает, и дополнительно — в конце успешной сессии.
Вам может показаться, что основной секрет в обещании призовых очков, но это не так. На самом деле важнее всего похвала. Очки и похвала идут рука об руку, и помните, что я имею в виду «эффективную» похвалу: эмоциональную, сформулированную и своевременную — хвалите сразу после проявления желательного поведения. И обязательно приласкайте ребенка.
Таблица должна висеть на видном месте — там, где мальчик занимается; помните, что само ее наличие — предопределяющее условие для желательного поведения. Вы можете использовать обычную систему призов — «дешевых» и «дорогих». «Дешевые» Кевин может получить за несколько очков: если максимальное количество заработанных за день очков 4, то самый маленький приз должен стоить 3 очка.