Что плохого в чувстве вины? Оно отнимает энергию, которую можно было бы направить на что-то созидательное. Учимся его узнавать и с ним работать, чтобы не подчинять чувству вины всю свою жизнь.
У любой эмоции есть несколько уровней.
- Первый — сама эмоция: это то, как вы вообще различаете, что именно чувствуете. Например, как вы понимаете, что это радость, а не стыд? Как опознаёте? Обычно по какому-то ощущению, которое трудно описать словами. Тем не менее это внутреннее отличие составляет первый уровень.
- Второй уровень — мысленный: какие мысли у нас возникают при той или иной эмоции. Вот я чувствую стыд и думаю: "Ой, какое же я ничтожество", или "Я лузер", или что-нибудь ещё в таком духе. Или когда я злюсь, то думаю: "Вот козёл этот человек".
- Третий — телесные феномены: обычно каждой эмоции соответствуют те или иные типичные телесные ощущения. Например, при злости часто ощущаются прилив крови к лицу, учащённое сердцебиение, желание сжать кулаки. При стыде люди краснеют, им хочется сжаться в комочек, у них всё внутри скрючивается.
- Четвёртый уровень — мимика и поза: каждой эмоции соответствует какое-то выражение лица и нередко позы тела. При страхе люди часто сжимаются, закрываются телесно. При злости, наоборот, типична открытая, агрессивная поза и лицо. Чтобы понять, какую эмоцию вы испытываете, попробуйте сделать более ярким выражение своего лица. Встаньте перед зеркалом и многократно усильте ту гримаску, которая у вас соответствует какой-то эмоции. Вы можете увидеть прямо-таки клоунскую гримасу, буквально говорящую вам: "Ух ты, как я сейчас злюсь — р-р-р-р!" или "Страшно, я боюсь: глаза-то как расширены!" и т.д.
- Пятый уровень — желания: у многих эмоций есть соответствующие желания. Что-то хочется сделать. Страшно — хочется убежать. Злюсь — хочется драться, ругаться, орать. Стыдно — хочется исчезнуть.
Как поймать эмоцию
Таким образом, если у вас не получается чувствовать саму эмоцию, вы можете путешествовать по этим уровням до тех пор, пока у вас не появится стойкое ощущение, что вот она — искомая эмоция. Как именно это ощущение появится, не могу вам сказать, так как обычно это чувствуется изнутри.
Это способ, которым люди вообще различают, что именно они чувствуют. Как они отличают, например, стыд от вины? Это всегда очень каверзный вопрос, и многие на нём засыпаются. Они думают: "О, они ещё и различаются?" Это значит, что у них на каких-то уровнях признаки эмоций сильно перемешаны, так что невозможно понять, что есть вина, а что — стыд.
На всякий случай скажу, что стыд — это обычно про глубинное ощущение собственной неправильности. Про то, что я какая-то целиком не такая, со мной всё плохо, и не важно, что я сделала, это я сама вся такая плохая. А вина больше связана с идеей поступков и ущерба: я что-то сделал, и от этого кому-то стало плохо, — всё пропало.
Как возникает чувство вины
Итак, вина — это негативная моральная оценка своего поведения и ощущение ущерба от него.
Иногда вина появляется в виде голосов в голове — маминых, бабушкиных или коллективно-общественных. Иногда это вполне реальные фразы от вполне реальных людей из нашего окружения. Иногда мы думаем так сами, оно идёт изнутри!
И во всех этих случаях, конечно, невероятно трудно. Сама по себе вина не является патологией, она возникает естественным путём в соответствующих обстоятельствах (например, когда мы что-то сделали не так и от этого возникли плохие последствия). Но в некоторых случаях возникает то, что разные люди называют "токсической" или "невротической" виной: когда эмоциональная реакция сильно непропорциональна источнику и в принципе не может быть разрешена, так как произошло что-то, над чем вы не были властны.
Вот один из моих любимых примеров на эту тему. Представьте, что пятилетнему ребёнку дали задание разгрузить вагон с железом. Сможет ли он это сделать? Нет, конечно. Будет ли он испытывать вину, что не смог? Будет, если его начнут в этом обвинять, указывать на непоправимость произошедшего и на то, что от этого возник серьёзный ущерб.
Адекватно ли это? Мы все понимаем, что нет. Но это мы понимаем про абстрактного ребёнка и абстрактный вагон железа. Когда же речь заходит о наших собственных гружёных вагонах, мы искренне ощущаем себя такими же пятилетними детьми, которые, может, как-то и догадываются, что с ними всё в порядке, но всё равно чувствуют то же самое. Вину.
Вина — стержневое чувство почти в любом личностном кризисе. Половина людей, проживающих непростой период, постоянно за что-то чувствуют вину. За то, что они недостаточно делают; за то, что они так реагируют; за то, что они не могут полноценно работать; за то, что они не помогают другим.
Иногда бывает так, что одни люди за что-то чувствуют вину, а другие охотно встают в позицию прокурора по отношению к ним и обвиняют их именно в этом, как в суде. С одной стороны, для кризиса всё это нормально: кто-то встаёт в агрессивную позицию, а кто-то в подчинённую, — все переживают так, как умеют. С другой стороны, тем, кого обвиняют, от этого знания не легче.
Как проявляется чувство вины?
Мы, люди, весьма невротичные существа: мы часто склонны искать собственный, хоть и крохотный, вклад в происходящее. Это нередко ведет к непродуктивному чувству вины: что бы я могла сделать, но не сделала? Что мне не надо было делать, а я сделала? Почему я всё неправильно сделала? Какие ужасные последствия от этого случились?
Давайте попробуем разобраться, было ли что-то подобное у вас, как оно возникло и как раздувалось.
Если вы, находясь в кризисе, испытывали вину, подумайте, а лучше запишите, за что именно вы её чувствовали или чувствуете. За что у вас была вина в этом кризисе, если эта эмоция в принципе вам знакома?
В кризисе есть типичные тренды переживания вины:
- не могу всех спасти и всё идеально организовать;
- недостаточно делаю, недостаточно помогаю, меня не хватает на всё и всех;
- не соответствую ожиданиям.
К сожалению, вина плоха тем, что она сжирает всю энергию, которую мы в неё инвестируем, и ничего не оставляет. Ничего конструктивного из чувства вины не выходит. Поэтому наша кризисная задача относительно вины, особенно вины токсической, неразрешимой, — это что-то сделать, чтобы не оставаться в ней, а конвертировать её в нечто другое и научиться переключаться на другие эмоции. Этим мы займемся в следующий раз.