2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. О том, как распознать признаки аутизма у ребенка в раннем возрасте, чтобы вовремя начать реабилитацию, рассказала Наталья Коньшина — врач невролог, нейрофизиолог, кандидат медицинских наук, специалист детской неврологической клиники "Прогноз".
Большинство диагностических опросников для постановки диагноза РАС применяется только с 3-3,5 лет. Но это вовсе не значит, что в более младшем возрасте нет "красных флажков", на которые родителям и специалистам необходимо обращать внимание. На своих консультациях я очень часто слышу примерно одни и те же слова: "Я сразу понимала, что моим ребенком что-то не то. Но что именно, понять было сложно".
Особенности поведения, которые должны насторожить
Давайте сегодня обсудим, какие особенности поведения и развития должны насторожить родителей и других специалистов, наблюдающих малыша, и что можно начинать корректировать, не дожидаясь 3-4 лет.
1. Отсутствует реакция оживления на взрослого в возрасте 2-3 месяцев.
Эта реакция состоит из:
- улыбки;
- замирания и долгого сосредоточенного взгляда на лицо взрослого;
- активного двигательного оживления (малыш вертит головой, вскидывает ручки и ножки, прогибает спинку);
- вокализации (агуканье, гуление, отрывистые гласные звуки).
Именно этот первый паттерн социального взаимодействия, который так рано появляется, в дальнейшем трансформируется в более сложные формы социального поведения.
2. Ребенок не откликается на собственное имя в возрасте 6-10 месяцев и старше.
3. Отсутствует зрительный контакт глаза в глаза в 3-4 месяца и старше.
4. Нет указательного жеста к году.
5. Отсутствуют простые жесты для коммуникации к году (пока-пока, воздушный поцелуй и пр.)
6. Нет подражательной деятельности у детей старше 1,5 лет.
В этом возрасте малыши демонстрируют большую вовлеченность в бытовую деятельность, они повторяют за взрослыми практически все: как мыть пол, протирать столы, расчесывать волосы, говорить по телефону и пр.
7. Нет понимания обращенной речи и выполнения простых задач у детей старше года (показать глазки, носик, где часики, где собачка и пр.)
8. Нарушение темпов развития речи: в год нет простых слов, нет простой фразовой речи к 2 годам.
9. Стереотипные движения (раскачивание, тряска руками и пр.)
ВАЖНО! Перечисленные выше признаки не всегда означают, что у ребенка РАС. Но выявление этих изменений (а особенно сочетание более чем трех признаков из списка) является прямым показанием к дополнительному обследованию ребенка и наблюдению у специалистов.