Хорошая репутация важна всегда и везде, и это ни для кого не новость. Но краудфандинг — сбор средств для авторского проекта — требует особого подхода к репутации автора. Как повысить репутацию в информационном пространстве и почему этого недостаточно для краудфандингового проекта, рассказывает Ирина Лиленко-Карелина.
Первое и самое главное, можно сказать, — фундаментальное требование к вашей репутации: она должна сформироваться в информационном пространстве. Причем необязательно, чтобы вас любили, могут и ненавидеть. Главное, чтобы слышали о вас как о знатоке той сферы, к которой относится ваш краудфандинговый проект.
Допустим, ваш проект о бездомных животных, и тогда в интернете очень много народу должны знать вас как человека, давно занимающегося проблемой бездомных животных. И неважно, что вы по роду основных занятий домохозяйка или программист. Этот факт, безусловно, тоже надо обнародовать, но как фон. Главное, чтобы ваше имя в информационном цифровом поле легко увязывалось с темой вашего проекта.
Может сложиться впечатление, что это не самое трудное, — в интернете можно разводить про что угодно, в любом объеме. Ничего подобного, потому что есть второе, не менее важное требование к вашей репутации: она должна быть подкреплена реальными делами, в которых уже есть объективно существующий результат. Его можно увидеть, услышать, оценить, познакомиться с отзывами других людей.
Если вы певец, ваше исполнение уже слышали. Если вы кинорежиссер, ваш фильм уже видели. Если вы попечитель бездомных животных, то уже что-то сделали для этого: помогли создать временный приют, организовали розыск сбежавших и активно пристраиваете в семьи, и так далее. Второе требование подтверждено практикой краудфандинга в России: собрать заявленную в проекте сумму легче всего "звезде".
Есть другой вариант второго требования к репутации. Автор может задумать крауд-проект в сфере, которой никогда раньше не занимался. В этом случае должно существовать немаленькое сообщество, которое знает автора как человека надежного, не бросающего слов на ветер и обязательного в исполнении своих обещаний.
Плюс к этому, начиная новую тему в проекте, автор должен дать очень веское обоснование своей новой темы. Если известная актриса учредила благотворительный фонд и обратилась к краудфандингу за поддержкой, то именно ее репутация и известность как актрисы сыграют решающую роль в сборе средств.
Третье требование вытекает из простого логического продолжения первых двух: надежную репутацию надо создавать задолго до запуска проекта — не за неделю и даже не за месяц, в каждом случае по-разному. Поэтому я не устаю повторять, что начинать подготовку к кампании краудфандинга надо существенно раньше того времени, когда вы объявите в интернете о своем крауд-проекте.
При этом с самого начала подготовки обо всех своих действиях, сомнениях, преодолениях, находках и результатах надо регулярно сообщать обществу. Лучше всего это получается в социальных сетях, к которым можно добавить блог, собственный сайт и, возможно, электронные и печатные СМИ.
Слова "обо всех действиях" не надо понимать буквально: речь идет о системной продуманной технологии привлечения внимания к себе, к интересующей вас проблеме или задаче и постепенном зарабатывании доверия общества к себе как к эксперту.
Как создать репутацию: история хозяйки магазина
Допустим, некая дама имеет собственный бизнес — магазин тканей. Ей хочется идти дальше, добавить что-то творческое, заманчивое, новое. Подобные идеи приходят в голову не от безделья, а в поисках нестандартных путей увеличения продаж. Если в голове бизнесмена ничего такого не рождается, успешно бизнесом ему заниматься тяжело.
Так вот, наша креативная подруга давно интересуется и даже неплохо освоила как хобби роспись тканей вручную в домашних условиях. Теперь она решает создать при своем магазине клуб любителей батика — бесплатный. Иными словами, ей нужны небольшие средства, чтобы расширить помещение и купить материалы для работы и, может быть, оборудование.
В этом месте вы мне задаете очевидный вопрос: "Если у нее уже работает магазин, то неужели не найдется очень маленькая сумма, по меркам бизнеса, чтобы снять дополнительное помещение или обновить дизайн имеющегося? Зачем все усложнять и связываться с таким хлопотным краудфандингом?".
А давайте-ка посмотрим, что в действительности приобретет бизнес нашей знакомой, если она подготовит задуманный крауд-проект и его реализует. Читайте и прикидывайте.
Во-первых, сначала она развернет фантастическую активность в соцсетях на тему: "У меня есть магазин (с указанием адреса), и я мечтаю создать при нем клуб любителей батика". Через месяц-два она получит солидное увеличение числа друзей и подписчиков в сети, а также дополнительный приток покупателей в свой магазин, поскольку шум вокруг еще не созданного клуба — хороший повод поговорить и о магазине.
Во-вторых, она получит доброжелательное к себе (и к магазину) отношение — как знаток темы.
В-третьих, ее бизнес накопит репутацию социально ориентированного, поскольку хозяйка учит желающих расписывать ткани вручную бесплатно.
Теперь можно заявлять о кампании краудфандинга. Хозяйка магазина обозначит в своем проекте совсем небольшую сумму — например, на закупку специальных красок или какого-то оборудования (трафаретов, допустим, или рамок, чтобы натягивать ткань). А в качестве наград предложит что-то из ассортимента своего магазина, должным образом упакованного: готовые выкройки нескольких размеров модной блузки плюс варианты тканей с подобранными к ним нитками и прочими аксессуарами. Можно предложить изготовленные ею расписанные отрезы ткани.
И что же имеет наша знакомая в конце концов? Она имеет продуманный, оригинальный, не затратный маркетинг без какой-либо лобовой рекламы. И еще есть перспективы расширения бизнеса.
Репутация с нуля: история поля, на котором ничего не растет
Еще один пример создания репутации в информационном пространстве.
Начальная позиция: автору будущего проекта 30–35, техническое образование, давно работает в фирме, обеспечивающей гражданам доступ к интернету. Любитель выезжать за город на собственном автомобиле, чтобы побыть на природе и не слышать городского шума.
Неожиданно, случайно он становится обладателем двух гектаров целинной земли в живописной местности с речкой неподалеку. Первая мысль — "построить дом и жить", но существует она недолго, потому что нужны средства на жизнь, то есть опять на работу в город. Размышляя, прикидывая, оценивая разные варианты, он останавливается на том, что зарабатывать надо именно на этой земле, но не стандартным фермерством, а иначе.
И он в свободное время составляет проект туристической фермы: немного разных домашних животных, небольшие поля с разными сельхозкультурами и десяток вполне цивилизованных домиков — коттеджей, фактически — непритязательная загородная гостиница, куда люди могут приехать с детьми, пожить на природе и показать малышам, откуда на обеденном столе берутся продукты. Жить гости могут хоть пару дней, хоть месяц, могут по желанию принимать участие в сельхозработах, а могут просто смотреть и спрашивать. Вот такая идея.
Автор рассказывает про нее своему коллеге по работе, а тот ему — про краудфандинг, потому что где-то про это читал. Коллега убеждает автора в том, что там легко оформить проект и собрать деньги.
Наш автор будет большой молодец, если друга не послушает и к краудфандингу не обратится на этом этапе развития своей идеи, потому что ни автор, ни его проект для краудфандинга совсем не готовы. И вот почему:
— Если автор и присутствует в соцсети, то как слабое большинство — у него мало френдов; у него нет никакой репутации фермера или человека, интересующегося фермерством. Автор неизвестен широко в информационном пространстве.
У автора есть пустое поле, на котором ничего не работает, трудно рассчитывать на доверие к проекту: многие решат — вполне разумно, — что проект, если и состоится, то очень нескоро, и большой вопрос, состоится ли вообще.
Самый рациональный путь в этом положении — искать финансирование для начала проекта в других источниках: собственные средства, партнерство с заинтересованным в этом проекте бизнесом — например, с туристическим. Все время, пока идет строительство самой фермы, автор должен быть очень активен в соцсетях: необходимо писать о своих планах, о ходе строительства, о смешных и грустных случаях, организовать сообщество болельщиков, пусть они пока помогают советами, а может быть — и какими-то полезными связями.
К оформлению крауд-проекта можно обратиться на этапе старта строительства домиков для гостей, начиная, например, с первых трех. Это означает, что в крауд-проекте автор собирает деньги не на всю стройку, а на три первых дома.
Реальная позиция, реальные суммы, реальные награды в виде, например, сертификата на отдых с открытой датой. К этому моменту уже будет, что показывать гостям, и в личном активе, при должном упорстве и общительности, — не менее 1000 френдов в соцсетях. Уже сложится репутация креативного целеустремленного человека, который не остановится, которому интересно. Ваши рассказы в сети вдохновят людей на помощь — публика пожелает увидеть продолжение. Если вы заведете еще и свой блог — совсем хорошо.
Короткое резюме о создании репутации
Сначала создать профессиональное сообщество в социальной сети, какое-то время повращаться в этой тусовке и вырваться в лидеры мнений.
Наработать достаточно популярный, читаемый с интересом аккаунт в социальных сетях. Это не 100 френдов, а больше 1000. Добиться, чтобы в профильных сообществах, специализированных группах вас начали считать лидером мнений. Хорошо бы заручиться поддержкой других лидеров мнений и СМИ.
Обязательно иметь осязаемые результаты своей деятельности в выбранной сфере.
Это решаемо, поскольку на практике есть масса авторов проектов, которые начинали именно так и добились желаемого результата. Но, разумеется, не быстро, с достаточным запасом терпения и целеустремленности.