В книге Ирины Лукьяновой "Экстремальное материнство", написанной для родителей гиперактивных детей, очень много советов, которые могут использовать и обычные родители с их обычными детьми — невнимательными, медлительными, несамостоятельными, капризными. Как помочь ребенку адаптироваться к школе? В первую очередь — наладить ночной сон, выработать ритуалы для утренних сборов и составить алгоритм выполнения домашней работы.
По материалам британской ассоциации СДВГ ADDISS одними из точек семейного стресса оказываются:
- Подъем и сборы в детский сад/школу
- Продленка и вторая половина дня
- Уроки
- Ночной сон
Для каждой ситуации надо продумать свои практические решения. Для каждой — установить свои правила и границы (например, "телевизор — только после домашней работы"), свои награды за хорошее поведение. В ситуациях, чреватых взрывом, родителям не стоит цепляться к каждому проявлению плохого поведения и обращать внимание только на самое главное.
Попробуем посмотреть на главные стрессовые ситуации и подумать, что с ними можно сделать.
Подъем и сборы
Чувствительные дети не выносят резких звуков, резких движений, слишком яркого света. Сдергивать одеяло и врубать верхний свет для них не вариант. Легкое тормошение и настольная лампа работают лучше.
Для неорганизованных и медлительных нужны ясные и наглядные алгоритмы, четко заведенный порядок: встать — умыться — позавтракать — заправить кровать — одеться — проверить, все ли собрано... Пока ребенок только привыкает к этому порядку — не забывать хвалить: как ты быстро оделся! О, ты уже умылся? — Отлично!
Если ребенок раздражителен, придерживаться правила не вступать в перебранки, игнорировать нытье. Не забывать о чувстве юмора, но не издеваться. Предвидеть, где возможны взрывы, и заранее заботиться о том, чтобы утром одежда и ключи от квартиры были на месте, телефон заряжен и т.п. Можно даже вечером проверить это все с ребенком по списку.
Если ребенок копается, а маме нужно подвезти его в школу и бежать на работу, можно подумать о небольшом вознаграждении за те случаи, когда ребенок собрался вовремя и без скандалов (это не обязательно покупка — может быть, дополнительные полчаса вечернего чтения, выполнение за ребенка какой-то из его нелюбимых обязанностей, вкусный десерт к ужину и т.п.)
Продленка и вторая половина дня
С продленки детей с СДВГ часто выгоняют, особенно если в группах продленного дня работают недостаточно квалифицированные педагоги. Выходов, строго говоря, здесь только два: пытаться научить педагога, как правильно вести себя с гиперактивным ребенком, или забирать ребенка с продленки и решать проблему другими способами.
Детям с СДВГ особенно трудно весь день находиться в школе, если у них нет возможности побегать, прилечь, переодеться, если вся вторая половина дня тоже проходит в классе за партой. Спортивные секции и кружки — хорошая альтернатива.
После школы — особенно если ребенок остается один — тоже надо найти для него правильные занятия, продумать алгоритмы и формы контроля. Что это может быть? Звонок маме с отчетом. Вычеркивание пунктов на листке дел.
Уроки
О содержательной стороне помощи невнимательному и гиперактивному ребенку мы будем говорить позже. Здесь сосредоточимся на организационной стороне.
Усаживая за уроки — не предъявляем все требования сразу: "Так, не качайся на стуле, чему равен икс? Вынь из-под себя ногу, выброси жвачку! Что ты пишешь? Почему икс равно один? Хватит размазывать чернила, убери, вытри руки и пиши как следует".
Слишком много слов, слишком много указаний одновременно. Гораздо правильнее будет вывести ребенка из-за стола, отправить мыть руки и переодеваться. Тем временем вытереть стол, выбросить потекшую ручку, проследить, чтобы ребенок сел за него в правильной позе и вынул жвачку изо рта. Теперь можно начинать.
Оставлять неорганизованного ребенка на два часа и требовать, чтобы уроки были готовы к вашему приходу — тоже не работает. Скорее всего, вернувшись, мы обнаружим, что ребенок тоскует над несделанной работой или вообще занят чем-то более приятным.
Ключ к решению проблемы — своевременная и постоянная обратная связь. Сначала вместе с ребенком продумываем алгоритм для домашнего задания (что сначала, что потом, что в последнюю очередь). Предусматриваем какие-то бонусы за выполнение каждого этапа.
Каждые 10-15 минут проверяем, как идут дела. Если ребенок отвлекся — не вопим "опять ты дурака валяешь". Спокойно напоминаем, что нужно вернуться к работе: "По-моему, ты отвлекся, ты собирался закончить к 5 часам вечера, пора за работу".
Если выполнил очередной этап — хвалим: "Отлично, ты укладываешься в график". Даем передохнуть (не включаем телевизор, не даем гаджетов) и через 10-15 минут снова проверяем, как продвигается работа.
На первых порах это не так уж просто: мама сама не может сосредоточиться, ей трудно оторваться от надомной работы или готовки на кухне. Но когда входишь в ритм и понимаешь, что твоя задача — не контролировать ребенка, а помогать ему собраться, — все получается. Главное — помнить: это не нам надо, чтобы он выполнил работу. Это его работа, ему надо ее выполнить. Мы только помогаем организовать процесс!
Когда мы садимся за уроки, важно не давать ребенку уходить в сторону. Он будет забалтывать и увиливать, проверяя границы, но границы должны стоять твердокаменно. Он будет ныть и срывать на родителях зло.
Можно даже спросить его: ты хочешь сделать уроки или сорвать зло? Сорвать зло, честно ответил мне на это однажды сын. Хорошо, сказала я, тогда вызываю тебя на смертельный бой на подушках. Но после боя проигравший убирает последствия, а потом делаем уроки.
Да, такая система требует родительских усилий. Да, она заработает не сразу. Да, школа задает куда больше, чем ребенку по силам. Да, ребенок будет изо всех сил стараться переложить на маму свою ответственность за учебу, а мама будет ее брать как миленькая. Это ловушка. Я знаю мам, которые делали своим двадцатилетним детям чертежи, писали за них курсовые и рефераты — и все это начиналось с того, что мама стоит у ребенка над душой и заставляет его делать домашку. Поведение ребенка логично: маме надо — пусть мама и работает.
Поэтому одна из самых серьезных задач для родителей — донести до ребенка, что это именно ему нужно учиться. Мне в разговорах с детьми помогало понятное им сравнение головы с компьютером: чтобы компьютер хорошо работал, у него должен быть мощный процессор, большой объем памяти, хорошие и правильно установленные программы, и т.д., и т.п. Люди вкладывают в компьютеры большие деньги. Но на самом деле наш основной рабочий инструмент — это голова. И вкладываться надо в ее апдейт и апгрейд: в увеличение мощности, скорости работы, увеличение объема памяти... Компьютер может сломаться, его можно отнять, а голова всегда с нами. Что в нее положил в детстве — то твое на всю жизнь.
Может быть, тебе не пригодятся именно эти упражнения по русскому и примеры по математике, но с тобой навсегда останутся умения, которые ты вырабатываешь с их помощью, те связи, которые при этом образуются в твоем мозгу. Учиться — такая же личная задача ребенка, как и нормально питаться. Как только мы начинаем считать, что это наша задача, и кормить его насильно — его рвет.
Ночной сон
СДВГ тесно связан с проблемами сна. Дети с СДВГ позже ложатся спать, меньше и беспокойнее спят, труднее засыпают. Исследование Sleep Seekers, проведенное в Великобритании в 2005 году, показало, что
- 54% детей без СДВГ засыпает в течение 20 минут после укладывания,
- 34% — в течение часа,
- 10% — в течение полутора часов.
У детей с СДВГ показатели совсем другие:
- 2% засыпает в течение 20 минут,
- 16% в течение часа,
- 28% — в течение полутора часов,
- 25% — в течение 2-4 часов,
- 15% — в течение 4-5 часов.
Но уложить ребенка спать — это еще не все. Потом он начинает вставать. 66% детей без СДВГ вообще не просыпаются ночью, 22% просыпаются один раз, и еще небольшой процент — от двух до четырех раз и больше. И только 16% детей с СДВГ спят, не просыпаясь. 5% встает один раз за ночь, 10% — два, 13% — три. 56% встают четыре раза и больше.
42% родителей детей с СДВГ жалуются, что дети будят их до шести утра. 70% жалуются на раздражительность от недосыпа.
Первое, что нужно сделать, чтобы справиться с семейным недосыпом — это попытаться разобраться в том, как ребенок засыпает, как спит, когда и от чего просыпается, а потом посоветоваться с врачом. Ученые советуют родителям завести "дневник сна" и в течение недели записывать:
- Во сколько ребенок лег спать;
- Во сколько заснул;
- Сколько раз просыпался и вылезал из кровати;
- Что вы делали, когда он вылезал из кровати;
- Что заставляет его просыпаться или вставать;
- Что он ел и пил перед сном;
- Чем он был занят перед сном;
- Во сколько проснулся утром;
- Насколько усталым был в течение следующего дня (по 5-балльной шкале);
- Насколько раздраженным был в течение следующего дня (по пятибалльной шкале);
- Насколько сосредоточенным был в течение следующего дня (по пятибалльной шкале).
Что помогает справиться с проблемами сна?
Во-первых, занятия спортом или физкультурой, которые позволяют спустить напряжение, набегаться, успокоиться. Но напряженных тренировок перед сном надо избегать.
Во-вторых, гигиена сна: режим, проветривание, уютная темная комната, удобная кровать и ночная одежда, избегание чрезмерной активности перед сном (компьютер и телевизор тоже могут слишком сильно возбуждать ребенка).
В-третьих, не стоит слишком плотно кормить ребенка на ночь. Считается, что многие дети с СДВГ плохо реагируют на еду с красителями, добавками, большим содержанием сахара и кофеина (чай, кофе, кола, шоколад).
В-четвертых, помогает медикаментозное лечение. Хотя некоторые препараты, наоборот, мешают заснуть. Все это нужно обсуждать с врачом.
К врачу обязательно нужно обратиться, если у ребенка есть и другие проблемы сна: бессонница, ночные кошмары, храп и проблемы с дыханием, скрип зубами, ночное мочеиспускание в кровати у детей старше пяти лет, сонливость в течение дня.